Сура № 27 «ан-Намль» (Муравьи)

Сура № 27 «ан-Намль» (Муравьи)

автор:

«ан-Намль» (Муравьи)

(перевод смыслов 27 суры Священного Корана и комментарии)

Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и безгранична.
 
Чтение суры «ан-Намль» онлайн (читает Мишари бин Рашид Альфаси)
 

 

27:1

«То. Син /1/. Это — аяты [строки, знамения] Корана, Книги разъясняющей (объясняющей и доказывающей). [Она проливает свет на суть, смысл происходящего, оповещает о неведомом предстоящем]».

27:2

«[Она —] верный путь и радостная весть для верующих [кто поверил, что Коран — итоговое, заключительное Писание от Господа миров]».

27:3

«[Для тех верующих] кто выстаивает молитву, выплачивает закят и абсолютно уверен в том, что есть вечная жизнь после смерти [а вот какой она будет, для каждого определится в итоге Судного Дня]».

27:4

«Воистину, тем, кто не верует в вечную жизнь после смерти, Мы приукрасили их дела [бесполезное, бессмысленное времяпрепровождение, да и само по сути своей пустое существование на земле, когда человек увязывает дела, прилагаемые усилия и затрачиваемые средства лишь с земным, не наводя мыслью и намерениями мостов с вечным. Кстати, если б такого приукрашивания не было, многие рано или поздно ушли б из жизни путем суицида, отравившись хаосом, суетой и бессмысленностью]. Они [не видящие дальше границ земного бытия] бродят, блуждают растерянными».

***

Опыт лучших коуч-консультантов современной России, работающих с первыми лицами бизнеса и политики, говорит о том, что, даже достигая всего, доходя до вершин своих мечтаний и желаний, эти сильные личности оказываются один на один с внутренней опустошенностью и бессмысленностью достижений, они теряются. Думающие и по-настоящему сильные из их числа стараются что-то менять в себе, а иные опускаются в бездну апатии, депрессии, отречения от всего либо низменного азарта, развлечений, пополняя список вредных и разрушительных для личности и тела привычек /2/.

27:5

«Этим людям [ограничившим себя земным] уготовано страшное наказание [возможно, оно постигнет их еще здесь]. А в вечности они окажутся в полном проигрыше».

27:6

«Воистину, ты [Мухаммад] получаешь Коран [строка за строкою, глава за главою] от бесконечно Мудрого и абсолютно все Знающего. [Коран не есть произведение некоего неграмотного араба, это — обращение бесконечно мудрого Творца к людям через лучшего из них]».

***

Вернемся на многие столетия назад. Начало пророческой миссии Моисея.
После почти десяти лет отсутствия он возвращается уже с семьей из Медьена в Египет. Непроглядная ночь. Они заблудились и замерзли. Вдруг вдали появился яркий свет...

27:7

«Когда сказал Муса (Моисей) своей семье [своей жене]: «Я заметил вдалеке огонь. [Пойду посмотрю. Может, встречу там человека, который укажет дорогу] и через некоторое время вернусь с вестью [о том, как и куда держать нам дальше путь] или же [хотя бы] принесу головню, горящий уголь, возможно, это согреет вас [мы сможем разжечь костер и согреться]».

27:8

«Когда он подошел к огню [к ярко освещенному месту, думая, что это огонь, а оказалось — свет неземной природы], то услышал издалека воззвание: «Наполнился Божьей благодатью тот, кто внутри света и кто вокруг него [то есть сам Моисей, который получит от Бога непростую миссию, и присутствующие при этом важном событии ангелы]. Аллах (Бог), Господь миров, бесконечно выше и вне всего земного. [Творец трансцендентен и нематериален, но заботится об ограниченных земными законами и пределами людях, низводя на их уровень Свою милость и мудрость, обращаясь к ним и информируя их через Своих избранников из числа самих же людей]».

27:9

«Муса (Моисей), воистину, Я — Бог, безгранично Могущественный и Мудрый».

27:10

«[Хочешь убедиться, что это тебе не мерещится, не кажется, тогда] брось свой посох» [— повелел ему Всевышний]. [Моисей послушался.] Увидев же, что посох пришел в движение, начал биться подобно змее [превратился в настоящую змею], он [от страха резко] развернулся и побежал без оглядки. [Голос продолжил:] «Муса (Моисей), не бойся, посланники не боятся Меня [а ты —теперь один из них]».

27:11

«Страшиться Меня может лишь тот, кто совершил грех [преступление]. Но [если этот человек] через какое-то время совершил добро после [совершенного ранее] зла [и раскаялся], то, воистину, Я Всепрощающ и бесконечно Милостив».

27:12

«Положи руку за пазуху /3/, и она выйдет [и ты вытащишь ее] абсолютно белой [ярко сияющей, подобно солнцу], и при этом тебе ничего плохого не будет [твоя рука от этого не пострадает, не бойся, это не болезнь]. [Посох, превращающийся в змею, и ослепительно ярко сияющая рука —] из числа девяти знамений /4/ [дабы отправиться подготовленным] к фараону и его народу /5/. Поистине, эти [люди] были народом грешным, нечестивым [и нужно дать им шанс призадуматься, исправиться]».

27:13

«Когда Наши знамения пришли к ним [когда Моисей с его братом Харуном явились к фараону с упомянутыми Божественными чудесами] и были они явны [нужно было оказаться слепым, чтобы не увидеть, глухим, чтобы не услышать, и мертвым, чтобы не почувствовать. Но несмотря на убедительную очевидность] последовала реакция: «Это — настоящее колдовство! [И не более того]».

27:14

«Они не поверили этим чудесам [отвергли настоятельное утверждение Моисея, что все это — им знамения от Бога, дабы прозрели, посмотрели на жизнь по-иному и призадумались]. [Не поверили] себе же во вред, возомнив себя выше этого [выше того, чтобы к кому-то прислушиваться и что-то в привычном для себя менять. Их необузданное, ослепленное временными возможностями собственное «Я» и вознесенный до небес отдельными земными достижениями эгоцентризм не дали чистым душевным порывам проявиться]. Хотя их души [интуиция, чутье, разум] были абсолютно уверены [что увиденные неземные чудеса могут быть лишь от Бога, что такое не под силу кому-либо из людей. К сожалению, отказаться от привычных взглядов и убеждений они посчитали оскорбительным, пусть даже ложность этих взглядов и убеждений стала очевидной. Их идеология (предполагающая божественность фараона и т. п.) помогла им самоутвердиться, войти во власть и гарантировала сохранение привилегий. А потому именно при таком положении дел они чувствовали себя наиболее комфортно /6/] /7/.
Посмотри, каков итог тех, кто вершит зло /8/ [портит, нарушает земные законы и взаимосвязь земного с вечным, развращает, отвращает от незыблемых ценностей! Осталось ли что-то от их величия? /9/ Новым народам и государствам, обживавшим эти территории, достались в наследство пирамиды Древнего Египта, подтверждающие былое могущество их хозяев и безмолвно дающие возможность понять, что человек способен на очень даже многое, на первый взгляд невообразимое, невозможное. Он, сын человеческий, достигает и преодолевает, образуя богатейшие, влиятельнейшие рода, государства и империи, но он смертен, и прежде чем умрет, должен многое понять и изменить в себе, в этом мире, дабы трудности и мучительные преодоления окончились земным, не переходя в форму мучений вечных]».

***

27:15

«Мы [говорит Господь миров] дали Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону) знание [того, как жить и зачем] /10/. Они оба [каждый в свое время] сказали [и всегда говорили]: «Хвала Всевышнему, Который предпочел нас другим из большого числа верующих, не всех, но очень многих /11/ [дав нам не только веру, но и обширные знания, навыки благодатно жить и созидать, а также огромные земные возможности и умение их реализовать]».

27:16

«Сулейман (Соломон) унаследовал от Дауда (Давида) [знания, власть и продолжил его пророческую миссию с Божьего на то благословения] /12/. Он [Сулейман, став правителем и обращаясь с воззванием к своему народу] сказал: «О люди, нам [не мне лично, а именно нам, на общее наше благо и пользование, хотя и через меня] дано [Свыше] знание языка птиц /13/, и у нас все есть [с Божьей помощью, в изобилии /14/]. Воистину, это — очевидная милость [Господа, дающего нам больше, чем мы того заслуживаем]» /15/.

Сулейман (Соломан)

27:17

«[Однажды в один из дней] были собраны войска Сулеймана (Соломона) [для военного похода], а [состояли они] из джиннов, людей и птиц, [одновременно] и сдерживаемых, и побуждаемых [то есть, несмотря на свою многочисленность и многообразие, сохраняли порядок, дисциплину и ровность рядов; они следовали велениям Соломона с воодушевлением, а не по принуждению]».

27:18

«[Шли они] пока не достигли муравьиной долины.
[Завидев огромное войско, главная] муравьиха воззвала: «Муравьи! Укройтесь в своих жилищах, чтобы не затоптал вас Сулейман (Соломон) со своим войском, не заметив того!»

27:19

«В ответ на это он (Сулейман) улыбнулся, [а затем] засмеялся [радуясь происходящему и удивляясь столь необычным, предоставленным Богом возможностям]. [В воодушевлении] он взмолился: «Господи, побуди меня (помоги мне, внуши, вдохнови) быть [и всегда оставаться] благодарным Тебе за то, что Ты даровал мне и моим родителям. Побуди меня [вдохнови на мудрое управление собою, своими желаниями, действиями, дабы] совершать добрые, правильные дела, поступки, которыми Ты будешь доволен /16/. Введи меня милостью Твоей в число рабов благочестивых /17/ (удостоенных райской обители в вечности) [тех, от кого нет вреда; в число праведных, добрых; не стоящих на месте, а изменяющихся и изменяющих в лучшую сторону]».

***

«Господи, побуди меня (помоги мне, внуши, вдохнови) быть [и всегда оставаться] благодарным Тебе».
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Будь доволен /18/ тем, чем наделил тебя Аллах (Бог), станешь самым богатым среди людей!» /19/; «Сын Адама (о человек)! У тебя есть то, чего тебе достаточно, ты же требуешь того, что развратит тебя. Человек, ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь многочисленным оно ни становилось бы] не насыщаешься. Потомок Адама, если ты встретишь утро в телесном здравии, со спокойной душой (сердцем) и у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться!» /20/
Если сегодня утром вы проснулись во здравии, то получили Божье благословение на продолжение жизни, в отличие от того миллиона человек, которые не пережили эту неделю. Если ваш холодильник полон продуктами, есть что надеть, а также имеется и собственная крыша над головой, тогда вы богаче, чем 75% населения нашей планеты. Если ко всему прочему в вашем бумажнике есть деньги, вы имеете средств более того, что вам требуется на самое необходимое, то вы входите в число 8% богатых и обеспеченных людей планеты. Если вы посмотрите в небо и всей широтой добрых душевных чувств поблагодарите Бога, то получите Его благословение на много большее и лучшее. Каждый из людей может это сделать, но большая часть из них этого не делают.

***

«Побуди меня [вдохнови на мудрое управление собою, своими желаниями, действиями, дабы] совершать добрые, правильные дела».
«Добро для человека — это активное использование способностей его души /21/ в соответствии с высоким достоинством /22/ или добродетелью /23/» (Аристотель). То есть лучшим для человека является применение собственных душевных способностей, качеств, причем когда их использование не идет вразрез с нравственностью и моралью.

***

27:20

«Производя [однажды] осмотр птиц [«летных» войск] он [не увидев среди них одной] спросил: «Что со мной [мне показалось], почему я не вижу худхуда (удода /24/)? Он отсутствует? [Куда он пропал?!]».

27:21

«Если не приведет мне серьезную убедительную причину [в свое оправдание, если причина отсутствия не окажется весомой, тогда] я его жестко накажу либо казню [в назидание другим]».

27:22

«Прошло не так много времени [и птица появилась], обратившись со словами: «Я узнал о том, чего ты [Сулейман] не знаешь. Я явился к тебе из Саба’ с [важной и] достоверной вестью».

27:23

«Я увидел, что полноправно управляет этим государством женщина /25/, у нее все есть [ее власть ничем не ограничена; ей, ее народу дано все в достатке и изобилии]. К тому же у нее огромный трон [невероятной красоты, подчеркивающий властность и силу]».

27:24

«Но обнаружил, что она сама и ее народ поклоняются Солнцу, а не Богу. Дьявол приукрасил им их деяния [помог «логически» выстроить целую религию, учение, оправдывающее их языческие ритуалы и поступки]. Он сбил их с верного пути, а потому они уже не следуют ему [окончательно заблудились]».

27:25

«Они [продолжил худхуд (удод) удивленно размышляя вслух] не поклоняются Богу, Который выводит на свет все тайное [незаметное нам, подобно как из ниоткуда], все, что на небесах и на земле [осадки, растения...]?! Он знает все то, что вы скрываете [ваши сокровенные тайны], и все, что предаете огласке [афишируете, делаете публично, открыто. Знание Господа ничем не ограничено, беспрепятственно пронизывает абсолютно все]».

27:26

«[Как они могут обожествлять что-то помимо Бога?!] Аллах (Бог, Господь)... Нет бога, божества, кроме Него Одного, Властелина великого Трона /26/» [подытожил удод]».

27:27

«[Сулейман, оценивая ситуацию] сказал: «Посмотрим, правдив ты [худхуд] или солгал [дабы убедительно оправдать свое отсутствие]».

27:28

«[Он, написав послание царице и передав его удоду, сказал:] «Отправляйся с этим письмом, брось им его [передай], после покинь их [удались на некоторое расстояние] и посмотри, каков будет ответ [каковой окажется реакция]».

27:29 — 31

«[Птица выполнила поручение Сулеймана. Письмо было доставлено.] Она [властная и мудрая Билькыс, решила посоветоваться] сказав: [Досточтимое] собрание [советники и знать /27/], мне пришло великодушное [значимое и очень важное] послание. Оно — от Сулеймана (Соломона). Оно [начинается со слов]: «С именем Бога, милость Которого безгранична и вечна. Вам не победить меня [пишет в письме Сулейман], а [остается лишь] прийти ко мне покорными [одному и единственному Богу]».

27:32

«Она продолжила: «Знать, выскажите свое мнение по этому поводу. Без вас [как заведено у нас и принято] я не стану выносить окончательного решения».

27:33

«Они ответили: «Мы [наше государство] обладаем силой и серьезной [военной] мощью [а потому можем дать отпор; наши воины смелы, неустрашимы. Мы готовы на все, что вы, царица, скажете]. Вам решать. Подумайте и отдавайте приказ».

27:34

«Она [подумав, мудро и предусмотрительно] сказала: «Правители, захватывая новые селения [города, территории], чинят в них беспорядки [разрушают установленное положение дел]. Элиту общества, знать подвергают унижениям [верхи общества превращают в низы]. И в данном случае [полагаю] произойдет то же самое. [Сколь бы сильны мы ни были, не стоит исключать возможное поражение]».

27:35

«[Лучше] я отправлю к ним [к Сулейману и его знати достойный правителей и королей] подарок и посмотрю, с чем вернутся наши гонцы. [Если вернутся они обратно с моим подарком, тогда Сулейман действительно посланник Божий, который желает только того, чтобы мы последовали за ним.]».

27:36

«Когда [посыльные царицы] прибыли [с подарком] к Сулейману (Соломону), он воскликнул [не пожелав даже взглянуть на щедрые дары]: «Вы хотите помочь мне богатствами?! [Намерены завоевать мою снисходительность при помощи земных сокровищ?!] Данное мне Господом лучше того, что Он предоставил вам [да и несравнимо по своей ценности]. Нет же, вы радуетесь, довольны своими подарками [ведь для вас, ограниченных в целях, задачах земным и тленным, это является самым драгоценным, весомым. Я же ратую не за свое обогащение или расширение границ своей власти, а настоятельно желаю, чтобы вы перестали поклоняться Солнцу и познали Бога, Господа миров, в качестве единственного, у кого можно просить и на кого можно надеяться]».

27:37

«Возвращайся к ним обратно [вместе со всеми этими дарами, — сказал Сулейман главному посыльному]. Мы непременно придем с войском, которое они не в состоянии будут победить. Они [правящие круги] будут изгнаны со своих территорий униженными [ведь не смогли должным образом оценить ситуацию, просчитались и неуместно отреагировали, а потому потеряют право главенства и управления]».

***

Вслед за этим Сулейман продумывает тонкую тактику психологического влияния, давления, дабы одержать победу без малейших потерь с какой-либо из сторон. Победу, в первую очередь, над ложными стереотипами и убеждениями, которые сломить можно не оружием, но мудрым поступком и хорошим примером.
Напомним, что он написал изначально в письме: «Вам не победить меня, а [остается лишь] прийти ко мне покорными».

27:38

«Он [Сулейман] [зная, что царица и ее народ добровольно хотят сдаться, подчиниться ему, решил продемонстрировать свою силу и могущество, дарованные Всевышним. Обращаясь к своей знати, он] спросил: «Знать [досточтимое собрание], кто из вас принесет мне ее трон /28/ прежде, чем они придут ко мне покорными?!»

27:39

«Ответил бес из числа джиннов: «Я принесу тебе его прежде, чем ты встанешь со своего места [то есть до окончания этого собрания]! У меня есть на то силы, и я надежен [сказал — сделаю! Доставлю в целости и сохранности]».

27:40

«А знаток Писания [глубины священных текстов] /29/ ответил: «Я принесу тебе его прежде, чем ты успеешь моргнуть [то есть сразу, молниеносно]».
Когда Сулейман (Соломон) увидел его [трон] твердо стоящим рядом с собой, то проговорил: «Это — проявление милости Господа. Он [предоставляя мне невообразимые возможности] испытывает меня: буду ли благодарен или восприму как данность (само собой разумеющееся). Кто благодарен, делает это только на пользу себе. [Богу не нужны наши восхваления Его и благодарности Ему, они необходимы лишь нам самим.] Кто же неблагодарен (безбожен, воспринимает все как само собой разумеющееся либо как итог лишь собственных достоинств и навыков), то ведь, воистину, Господь ни в ком не нуждается и безгранично Щедр [Он обычно дает еще и еще, несмотря ни на что]».
***
В одном из достоверных хадисов пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) передает следующее обращение Господа миров: "Люди и джинны, если все вы от первого и до последнего достигнете наивысшего уровня сердечной набожности, то это даже на малость не приумножит Моих богатств и власти.
Творения Мои! Если все вы, люди и джинны, с первого и до последнего [жившие когда-либо на этой Земле], опуститесь на самую низшую ступень разврата, бесчестия и неверия [если сердца ваши достигнут самой низкой точки своего возможного падения], — это никак не уменьшит Моего богатства и власти, даже в малом.
О творения Мои! Если все вы, люди и джинны, начиная первым и кончая последним, соберетесь в одном месте, и каждый попросит все, что он желает, и Я дам ему, таковое никак не уменьшит полноты Моих сокровищниц — это словно мельчайшая капля воды, оставшаяся на игле, вытащенной из огромного океана.
Творения Мои! Ваши дела — они будут собраны и записаны. Затем все, без исключения, будут возвращены вам [и продемонстрированы]. [Поймите, они нужны не Мне, а лишь вам самим.] Получивший хороший результат пусть благодарит Господа, а приобретший нечто иное — упрекает и винит в этом только себя» /30/.

27:41

«[Сулейман, готовясь к важной для нескольких миллионов людей встрече с царицей] приказал: «Замаскируйте для нее ее же трон [измените, преобразите что-нибудь в нем, дабы побудить ее к размышлению]. Посмотрим, уверует ли она, последует верному пути или нет».

***

Удивить, поразить, впечатлить достижением, результатом, неимоверным успехом — и это ради того, чтобы сдвинуть веру человека с мертвой точки, привести в движение заржавевший механизм духовности, при этом оставаясь в тени и ссылаясь на милость и щедрость Господа, причем не столько устами, сколько всей глубиной сердца, души и поступков.

27:42

«Когда она пришла [вместе со свитой, ответив тем самым на приглашение Сулеймана], ее спросили: «Не похоже ли это на ваш трон?» Она ответила: «Как будто это он?!»
«Нам дано было знание [а с ним и большие возможности] до нее [прокомментировал Сулейман, вознося хвалу Господу]. Мы уже мусульмане (покорные Богу люди) [горизонты коих довольно широки]».

27:43

«То, чему она поклонялась помимо Бога [ее старые языческие убеждения и стереотипы] препятствовали [ее вступлению на территорию веры в Единого Бога, удерживали, не давая высвободиться и посмотреть беспристрастно]. Она была из среды безбожной (языческой) [с раннего детства жила и росла в этой традиции, сформировалась как личность на основе именно этих ценностей]».

27:44

«К ней обратились: «Проходите во дворец. [Это было величественное строение, где Сулейман принимал почетных гостей.] Когда она увидела его [внутреннюю часть приемного зала через парадный вход], ей показалось, что там бездна, огромная масса воды. [Боясь промокнуть и не желая отвергнуть приглашения] она приподняла подол, оголив голень. [Сулейман, восседавший на троне посреди огромного зала «на воде», заметил ее нерешительность, осторожность и успокоил гостью] сказав: «Этот огромный, гигантской высоты дворец сделан из стекла [в том числе и пол, под которым вода. Проходите, здесь абсолютно сухо].
[Сулейман мудро донес до нее цель своих усилий и суть своего желания. Пораженная всем тем, что произошло за столь короткий период времени, сраженная наповал степенью власти, уровнем возможностей, мудростью, вежливостью и порядочностью Сулеймана] она [преобразившись всей глубиной души и широтой сердца] взмолила: «Господи, я притесняла, мучила, терзала свою душу [в темнице языческих ритуалов и убеждений], но теперь — уверовала вместе с Сулейманом (Соломоном) в Тебя, Владыку миров».

***

Салих

27:45

«Когда-то Мы отправили к самудитам их брата /31/ Салиха [с призывом:] «Поклоняйтесь [только] Богу [не обожествляйте чего-либо иного]!» Они же через некоторое время разделились на две спорящие, враждующие между собою группы [группа верующих и группа неверующих]».

27:46

«Он (Салих) воскликнул: «Народ мой! Почему вы торопите плохое до хорошего (просите плохого прежде, чем попросить хорошее)?! [Почему требуете неприятностей, мол, ну давай, покажи нам Божью кару! А ведь вы можете просто уверовать и выстроить все благополучно в свою пользу?!] Почему бы вам не попросить у Бога прощения [за свои прежние заблуждения и прегрешения]? Вы можете быть помилованы».

27:47

«Они воскликнули: «Ты и те, кто с тобою, приносите нам неприятности (явились дурным, зловещим предзнаменованием) [из-за вас у нас начались ссоры, вражда, неурожай и непогода]!» Он ответил: «Ваша птица у Бога /32/. [От меня же, хоть я и Божий посланник, ничего не зависит, все устанавливается и определяется Господом миров. Я и уверовавшие со мною не можем быть для вас плохим предзнаменованием.] Вы как народ [все вместе и каждый по отдельности] проводимы через определенные испытания. [В этой жизни успех может смениться поражением, как и наоборот, и это в природе вещей! Или: «Ваши заблуждения раз за разом погружают вас во все большие и большие проблемы»]».

27:48

«В городе было девять [самых влиятельных] человек (групп), которые [по сути своей, на самом деле] несли только вред (разрушение), не приносили пользы [вели общество к плохому, не способствовали положительным преобразованиям]».

27:49

«Они [замышляя недоброе, тайно собравшись] сказали: «Поклянитесь все друг другу Богом [что будете заодно]! Нам ночью непременно необходимо напасть на него [Салиха] и его близких [убить их прежде, чем закончатся озвученные им три дня, по истечении которых он обещал нам Божье наказание за убийство чудо-верблюдицы /33/. Мы опередим его и раз и навсегда разделаемся с ним], а после скажем ближайшим родственникам убитых [которые будут требовать нахождения виновных]: «Мы не были свидетелями произошедшего убийства, причем честно заявляем это и со всей ответственностью».

27:50

«Они [говорит Господь миров] замыслили хитрость (злые козни) [дабы опередить Нас], а Мы выстроили [Свои] козни против них [сократив установленный трехдневный срок], причем так, что они даже и не почувствовали [как все неожиданным образом изменилось]».

27:51

«Посмотри, чем закончились их коварства: Мы, поистине, уничтожили их [этих девятерых, эти девять влиятельных групп] и их народ, всех до единого».

27:52

«Вот их дома... пустые. [Все это] за те грехи, что совершили [не пожелав раскаяться и исправиться]. Поистине, в этом — знамение для людей знающих (грамотных). [Для думающих и обладающих определенным багажом знаний есть над чем поразмыслить]».

27:53

«Мы спасли верующих. Они были набожны [сторонились запретного и совершали в меру возможностей обязательное]».


Лут (Лот)

27:54

«И [отправили Мы] Лута (Лота). Сказал он тогда [обращаясь к своему народу]: «Вы совершаете непристойное, видя [друг друга, совершающими] это [и понимая, сколь скверно подобное и низко] /34/?!»

27:55

«Вы [мужчины] вступаете в половые отношения с мужчинами, а не с женщинами?! Нет же, вы не понимаете [что на самом деле происходит и каковым окажется наказание для вас в будущей жизни]».

27:56

«Ответом его народа были лишь слова: «Выводите (прогоните) род Лута (Лота) [его близких и соратников] из своего селения! Поистине, они из тех, кто слишком любит чистоту [в том числе не желает марать себя грехом]».

27:57

«Мы спасли [от смертоносного наказания] его (Лута) и его близких, кроме супруги, которой суждено было остаться /35/».

27:58

«Мы низвели на них [каменный] дождь /36/. Сколь ужасен дождь, нисходящий на получивших [ранее строгое] предупреждение [и проигнорировавших его]!»

27:59

«Скажи [Мухаммад]: «Хвала Богу [за то, что повел меня по верному пути] и мир (спокойствие) тем из Его рабов, кто избран Им [для выполнения важной миссии]. Аллах (Бог, Господь) лучше ли или то, что вы обожествляете помимо Него?!»

27:60

«Сотворивший ли небеса и Землю [из ничего], низведший с неба воду, посредством которой взрастил Он прекрасные сады [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Вы [без Божьей помощи и созданных Им причин] не в состоянии вырастить даже одного дерева [не говоря уже о его плодах]! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом [сотворившим все это]?! Нет же, они — народ приравнивающий [к Богу то, что с Ним несравнимо и никак не связано]».

27:61

«Тот ли, Кто сделал землю устойчивой для вашего спокойного пребывания, реки — рассекающими ее (проходящими сквозь нее и по ней), [твердо стоящие] горы, а также установил преграду между морями [сделал так, чтобы пресная вода не смешивалась с морской], [Он ли лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом [сотворившим все и вся]?! Нет же, большая часть людей не знает [не осознает истинного положения дел]».

27:62

«Тот ли, Кто отвечает на молитву оказавшегося в трудной ситуации и разрешает проблемы (устраняет неприятности), [тот ли, Кто] сделал вас наследующими землю одни за другими, [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом?! Вы редко когда задумываетесь [об этом и обращаете свое снимание на подобное]!»

27:63

«Тот ли, Кто направляет вас на верный путь в непроглядной темноте суши и моря, а также отправляет ветра радостной вестью перед [проявлением] Его милости, [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом [сотворившим все и вся]?! Он [Творец всего сущего] выше всего того, что вы приравниваете к Нему».

27:64

«Тот ли, Кто изначально творит, а после [всеобщего Воскрешения из мертвых] возвращает к жизни, [тот ли, Кто] дает вам удел (наделяет благами) с небес и земли [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом [пожелавшим всего этого]?! Скажи: «Если вы правдивы, тогда представьте [убедительные] аргументы [в пользу многобожия]!»

27:65, 66

«Скажи: «Никто ни на небесах, ни на Земле не знает о неведомом [сокрытом], за исключением Всевышнего. [Есть вещи, которые известны лишь Ему и никому другому.] Люди не могут предчувствовать [тот срок], когда будут воскрешены. [Разве] их знание столь совершенно, что откроет перед ними вечное?! [Неужели они думают, будто оно сможет доказать или опровергнуть существование потустороннего?! Каких бы высот в знаниях и научных открытиях человечество ни достигло, понять и представить себе то, что касается вечности, а это — Конец Света, Воскрешение, Судный День, Ад и Рай, так до конца и не сможет.] Они сомневаются относительно вечного, они слепы увидеть это. [Люди не в состоянии приподнять завесу с надписью «смерть», увидеть то, что за Концом Света. Безбожник слеп понять это разумом и почувствовать сердцем]».

27:67

«Безбожники сказали: «Когда мы и наши отцы станем землею, разве возможно будет выйти из нее?! [Разве можно себе представить, чтобы сгнившие, истлевшие останки восстановились, чтобы люди приняли свой первоначальный облик и воскресли из могил!]».

27:68

«Ранее нам и нашим отцам обещали это [воскрешение из мертвых]. Однако [мы убеждены, что] это — предания, сказания прошлого [неправдоподобная выдумка]».

27:69

«Ответь: «Путешествуйте по земле и смотрите, каковым оказался итог грешников (преступников). [Они лишились не только вечного, но и земного]».

27:70

«Не печалься из-за них [если не веруют], не испытывай душевной тесноты из-за их козней (уловок, хитростей) [проще относись к происходящему, делая все от тебя зависящее]».

27:71

«Они (безбожники) вопрошают: «Ну и когда [исполнится] это [ваше] обещание, если вы правдивы?!»

27:72

«Ответь: «Очень даже возможно, что часть поторапливаемого вами уже приблизилась».

27:73

«Поистине, Господь милостив к людям [одаривает земными благами и не спешит с наказанием], но большая часть из них неблагодарны [что ведет их к отстранению себя от Божьей милости, потерям земным и вечным]».

27:74

«Поистине, Господь хорошо знает то, что скрывают их души, и то, о чем они говорят открыто [вслух]».

27:75

«Всякое неведомое [людям] на небе или на земле [зафиксировано] в освещающей [все и вся] Книге [в Хранимой Скрижали на небесах, то есть известно Господу миров еще до сотворения мира сего]».

27:76

«Поистине, Коран [данный людям через тебя, Мухаммад] повествует потомкам Я‘куба (Иакова) большее, чем то, в чем они разногласят. [Слово Божье снимает их разногласия и информирует обо всем необходимом]».

27:77

«Поистине, он (Коран) — верный путь и милость [проявление Божьей милости] для верующих [к какой бы культуре или национальности они не относились. Кто не уверовал же, тот не сможет извлечь пользы и понять сути]».

27:78

«Воистину, Господь рассудит их по справедливости [в Судный День]. Он Всемогущ и Всезнающ».

27:79

«Полагайся на Бога [делая от тебя зависящее, Мухаммад], воистину, ты — на [пути] очевидной истины».

27:80

«Поистине, ты не сможешь заставить мертвецов услышать. [Духовно мертвые не извлекут из твоих слов ничего полезного.] Не заставишь внять твоему призыву тех, кто глух, [особенно] если повернутся они к тебе спиною».

27:81

«Слепцов тебе не наставить на верный путь, [не вывести] из заблуждений [в которых те пребывают. Сердца слепы, а потому не могут отличить верный путь от заблуждения, идут по ставшей для них привычной дороге]. Если кого и сможешь побудить прислушаться к тебе [он призадумается, отстранившись от старых заболоченных стереотипов], то лишь тех, кто уверовал в Наши знамения и находится в состоянии покорности [пред Господом]».

27:82

«Когда будет вынесено решение против них [когда люди исчерпают все варианты выбора и неизменно укрепятся в своем безбожии; когда уже некому будет призывать к благому и удалять от скверного, аморального] /37/, Мы [говорит Господь миров] выведем для них из земли ползучее животное, которое заговорит с ними о том, что люди так и не поверили в Божьи знамения, [не прониклись] настоящей верой. [А жаль, ведь с этого момента изменение убеждений и взглядов, открытие глаз и сердец на смыслы заключительного Божьего Писания и наставления Пророка уже не поможет, ничего не изменит и не возымеет светлой вечной перспективы]».
***
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
1) «Есть три вещи, после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход Солнца с запада; (2) появление Антихриста /38/ и (3) появление земляного ползучего животного» /39/.
2) «Не наступит Конец Света, пока Солнце не взойдет с запада. Когда же это произойдет, все люди уверуют. Все до единого. Но те, кто не уверовал прежде [до этого крайне необычного события], а также не сделал ничего хорошего из духовно-религиозных побуждений, не возымеют пользы от изменения вероубеждения и взглядов» /40/.
3) «Воистину, первыми [крупными] знамениями, предвещающими Конец Света, явятся восход Солнца с запада и появление земляного ползучего животного. Эти явления произойдут друг за другом, с небольшим временным промежутком между ними» /41/.

27:83

«В Судный День из каждой нации (народа) Мы силой соберем отдельной группой тех, кто порицал Божьи знамения как ложь [не верил тому, что они от Бога]».

27:84

«И когда они придут (предстанут) [пред Ним], Он [Господь миров] скажет им: «Вы не поверили Моим знамениям (посчитали их ложью), но вы ведь не имели знаний, дабы охватить их [дабы проверить знамения на истинность]. Что же вы вытворяли?!»

27:85

«За их грехи [совершенные в жизни земной] принятое решение окажется не в их пользу. Они не будут говорить [никто не даст им слова для оправдания себя, то есть все их шансы и возможности иссякнут]».

***

27:86

«Разве они не замечают [живя на этой прекрасной Земле], что ночь для них Мы сделали периодом спокойствия (умиротворения) [в темноте ночи они имеют возможность отдохнуть], а день — временем, когда они могли бы видеть [благодаря солнечному свету и заниматься своими повседневными делами и заботами]?! Для верующих в этом много знамений».

27:87

«В день, когда прозвучит Горн [первый звук Горна, с которым начнется всеобщий процесс умерщвления], все те, кто на небесах и на Земле, придут в ужас [и умрут от страха] /42/ за исключением избранных Господом [нескольких главенствующих ангелов и ангела смерти]. [С завершением Конца Света и последующим началом всеобщего Воскрешения, сигналом к которому станет второй звук Горна] все покорно соберутся [на огромной площади Суда]».

27:88

«Ты [о человек, во время Конца Света] увидишь, что горы, кажущиеся устойчивыми (твердыми и неподвижными) [эти огромные каменные глыбы], пришли [с первым звуком Горна] в движение подобно облакам [пришли в состояние невообразимой подвижности, превратившись в итоге в мелкую пыль]. [Все это земное — временные] творения Господа, Который в совершенстве сотворил все! Поистине, Он осведомлен обо всем, что вы делаете».

27:89

«Кто совершил благое [угодное Богу дело], тому воздастся лучшим [чем то, что было совершено им, причем проявится это и в земной обители, и в вечной]. И от ужаса в тот День они будут защищены».

27:90

«Кто же совершил зло [ненавистное Богу], те лицами своими будут брошены в огонь [со словами]: «Вам ведь воздается лишь тем, что вы заслужили своими делами, поступками [совершенными в жизни земной]».
***

27:91

«[Скажи им, Мухаммад:] «Мне велено поклоняться Господу этой земли [территории города Мекка], которую Он сделал священной [здесь не проливается кровь, не притесняется кто-либо и запрещена охота]. Ему принадлежит все [все планеты и галактики, видимое вашему взору и невидимое]. Мне велено быть одним из покорных Ему (одним из мусульман)».

27:92

«[Мне велено] читать Коран [возвращаться к чтению его и размышлению над смыслами]. Кто идет верным путем [в том числе следуя кораническим заветам и наставлениям], то это ему же самому во благо. А кто заблудился [и не желает что-либо изменять в жизни к лучшему], скажи им: «Воистину, я из числа предупреждающих [о земных и вечных опасностях. Прислушиваться ко мне или нет — вам решать]».

27:93

«Скажи: «Слава Богу (аль-хамду лил-ля). Он [Творец] покажет вам в последующем знамения [о которых вас предупреждали], и вы узнаете их. Господь твой не находится в неведении относительно того, что вы (люди) делаете. [Обо всем хорошем и плохом Он в полной мере осведомлен, а потому не теряйте бдительности и придерживайтесь мудрого, долгосрочного подхода к происходящему. Отношение ваше, слова и дела многое значат для вас же самих]».
***
Милостью Всевышнего тафсир двадцать седьмой главы Священного Корана подошел к концу.
/1/ Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.
/2/ См.: Мелия М. Как усилить свою силу. Коучинг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
/3/ См. также следующие аяты Св. Корана: 7:108, 20:22, 26:33.
/4/ «Мусе (Моисею) Мы [говорит Господь миров] дали девять очевидных [основных] знамений» (см. Св. Коран, 17:101).
/5/ Второй смысловой вариант перевода: «[Отправляйся] с девятью [очевидными] знамениями [которые Мы тебе даровали] к фараону и его народу...»
/6/ Приведу две истории, дающие возможность понять кораническое наставление в наиболее приближенной к современным реалиям форме.
(1) Из письма одной девушки: «Я очень хочу выйти замуж, но нет подходящей кандидатуры. Например, один мой знакомый пьет и встречается с замужней женщиной, хотя раньше, до встречи с ней, он читал намаз, не пил и не курил. Теперь, как он говорит, стал таким «бедным, несчастным», что от горя постоянно пьет. Но жениться на ней он не хочет, потому что она пьет и курит, а такая ему не нужна. Он не может ее забыть, но предлагает мне выйти за него замуж». «Удобное» положение дел: и пьешь, и куришь, и прелюбодействуешь с замужней женщиной, и жалеешь себя, «страдаешь», стараясь раскаяться, и женишься на той, что без вредных привычек. Уверен, голос совести этого молодого человека побуждает его вырваться из плена чувств и переживаний, но сам он пока не хочет что-то менять, ведь ему так уютнее и приятнее.
(2) История из книги австрийского психолога В. Франкля «Страдания от бессмысленности жизни»: один пациент потерял слух, лечащий врач посоветовал ему перестать употреблять спиртное; тот бросил пить, слух нормализовался, но через какое-то время он опять вернулся к прежнему занятию, а на вопрос удивленного врача ответил: «То, что я услышал, оказалось гораздо хуже виски».
Мы, люди, часто ленимся либо «не успеваем» прислушаться к себе и что-то изменить в жизни из того, что стало привычным (необязательность пред Творцом; спиртное, сигареты, греховные связи; обман или воровство). Полезно вспомнить великих фараонов и то, что у всего есть свой конец, и главное — каков он, нежданно-негаданно приходящий.
/7/ О тех, кто все-таки преклонил колени перед явными Божьими знамениями, см., например, следующие аяты Св. Корана: 7:119–122, 20:70, 26:46–48.
/8/ Фараон, свита и «непобедимое» войско были потоплены здесь, на земле, и окажутся навечно там, в Аду. Горькая участь и справедливая расплата.
/9/ См. об этом следующие аяты Св. Корана: 7:136, 137.
/10/ Насколько бы это ни было странно, но огромное количество «образованных» и «современных», далеких от «средневековой» религиозности людей не знают, как жить и зачем, а потому в мире невероятно много наркоманов, алкоголиков, казнокрадов, самоубийц, людей, преднамеренно совершающих тяжкие преступления да и просто потерянных, пытающихся пристать то к одному, то к другому берегу в поисках смысла жизни, но каждый раз разочаровывающихся. Божьи пророки и посланники бескорыстно учили других, как жить и зачем, ожидая щедрого воздаяния лишь от Господа. Учили, дабы как можно большее число людей имели возможность стать счастливыми в обоих мирах без ущерба и излишних мучений, страданий, истязаний. Часто можно встретить тех, кто впадает в крайность, кому не хватает знаний и мудрости понять, что Творец не нуждается в их «жертвах», а направляет человека по пути минимальных трений и потерь, к счастью и благополучию, где нет тесноты, тщетной суеты и переполняющих душу ненависти, зависти, где хватит места всем, кто думает не только о себе, но и о других. Таковым, кстати сказать, значительно легче преодолевать лень и неповоротливость, неуклюжесть «толстой жабы» внутри себя, которая мешает всем нам двигаться вперед, преодолевать трудности и достигать высокого, преобразуясь в благородную, позитивную Личность. А ведь каждому из нас следовало бы ее (эту толстую и неуклюжую жабу) растормошить, привести в чувство, в соответствующую «спортивную» форму, дабы со знанием дела и переполняющим нас в каждом прожитом не впустую дне чувством счастья идти не останавливаясь, словами и делами благодаря того, Кто даровал нам бессчестное количество благ, возможностей, напомню, имеющих ограниченный срок реализации.
Взглянув сквозь призму сказанного на свою жизнь, которую мы зачастую мало когда ценим (сильно при этом переоценивая временные земные блага), вернемся к двум великим пророкам — Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону), прожившим насыщенную жизнь мирскую и удостоенным бесконечного счастья и благополучия в жизни вечной.
/11/ Смысл именно таков, с нотой скромности.
Постарайтесь услышать отклик этой молитвы в своем сердце: благодарность, как полноводная река, выходящая из берегов от обильного дождя Божественной щедрости...
/12/ Сулейман (Соломон) был одним из девятнадцати детей Дауда (Давида). Наследование, о котором говорится в аяте, не подразумевает материальные блага. Последние, если имели место, то были распределены поровну, справедливо между всеми детьми.
/13/ Сулейман (Соломон) также, с Божьей на то помощью, имел возможность управлять ветрами и могущественными джиннами. В Коране сказано: «И Мы [говорит Господь миров] подчинили ему (Сулейману) ветер, смирно и спокойно (мягко) движущийся туда, куда он пожелает. И [подчинили ему] джиннов-дьяволят, искусных строителей [возводивших прекрасные здания, архитектурные шедевры, непосильные для человека] и ныряльщиков (джиннов-ныряльщиков) [которые, ныряя на недоступные для людей глубины, доставали драгоценные дары моря]. И [передали под его руководство] других (джиннов), закованных попарно в цепи. Это [предоставленная ему мудрость, знания, а также власть над джиннами, ветром, как и многое другое] — Наш дар. Делись [о Сулейман] с кем пожелаешь [пользуйся этим без ограничений по своему усмотрению], и не будет с тебя спрошено [за то, кому, что и сколько дал, а кому — отказал]. Воистину, у него (Сулеймана) пред Нами [говорит Творец] особое положение в мирской обители, и прекрасно то, куда он вернется [чего будет удостоен в вечности. Иными словами: сколь бы предоставленные ему возможности в виде власти и богатств ни были безграничны и величественны, они отрицательно никак не повлияли на положение Сулеймана пред Господом миров, ни в мирской обители, ни в вечной]» (см. Св. Коран, 38:36–40).
/14/ Слова «все есть» говорят не столько о том, что у них было абсолютно все, что присутствует на земле, а раскрывают наличие искреннего чувства довольства имеющимся, приумножающего мирские блага и подводящего к вечным. В Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то нет сомнений, дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усидчивости], знайте — Мое наказание сурово» (Св. Коран, 14:7).
/15/ Возможности человека огромны, если он не прячет голову в песок.
/16/ Совершение благого является одной из форм благодарности Всевышнему за предоставленные возможности, дары и некоей гарантией сохранения их и приумножения. В Коране сказано: «Зачем Господу наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает» (Св. Коран, 4:147).
/17/ Благочестие — это набожность в сердце и одновременное следование предписаниям Бога. Благочестивый человек всегда добрый, справедливый.
Замечу, что религиозность человека не подразумевает обязательного наличия в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь только хорошее и не ждешь плохого, а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего». См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих».
Значение слова «салих», примененного в аяте и подразумевающего качество пророков и праведников, по отношению к обычному человеку следующее: он настолько добродетелен, что всегда готов совершать благое, сколь бы «несвоевременным» это для него ни оказалось; не стоящий на месте, а изменяющийся и изменяющий в лучшую сторону. См., например: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 744.
/18/ Доволен — значит благодарен, ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации. Интересное пояснение на этот счет имеется у Бодо Шеффера: «За все, что мы имеем, мы должны быть благодарны, — за еду на столе, за людей, которые нас окружают, за то, что мы можем любить их, а они нас. Независимо от уровня своего достатка, вы должны быть благодарны за все, что имеете, — даже если у вас старый автомобиль и маленькая квартира. Благодарность — это очень важное чувство. Во-первых, с его помощью можно изгнать страх. Во-вторых, если мы не испытываем благодарности за то, что имеем сегодня, то вряд ли испытаем ее в будущем, когда будем иметь больше. Это важнейший ключ к счастью. Вы не встретите ни одного благодарного человека, который не был бы счастлив.
Удовлетворенность — это очень опасная вещь. Никогда нельзя быть довольным тем, кто ты есть и что ты имеешь. Все живое должно расти. Если что-то не растет, значит, оно умерло. Человек, довольный собой, перестает развиваться. Лишь испытывая неудовлетворенность, мы можем изменяться и расти. Ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну самодовольства. Джонатан Свифт писал: «Блаженны те, кто ничего не ожидает, ибо они не разочаруются».
Тот, кто ничего не заказывает в ресторане, ничего и не получит. Такова жизнь. Мы должны стремиться получить от жизни то, чего хотим. Это и есть успех. Но вместе с тем мы должны быть благодарны за то, что имеем. Это счастье. Одно без другого существовать не может». И еще одна цитата: «Тот, кто уже однажды испытал в своей жизни нечто выходящее за привычные рамки, уже никогда не смирится с посредственностью». См.: Б. Шефер. Законы победителей. Минск: Попурри, 2009. С. 251–257.
/19/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118.
/20/ См.: Там же. С. 10, хадис № 65, «сахих».
/21/ Под «способностями души» Аристотель понимал все внутренние ощущения (стремления, желания), способность размышлять и некоторые др.
/22/ Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
/23/ Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.
/24/ Удод — птица с пестрым оперением, веерообразным хохолком и длинным, слегка изогнутым клювом. Уничтожает вредителей-насекомых.
/25/ Во всех тафсирах упоминается, что царицу звали Билькыс.
Считается легендарной правительницей государства Сабы (Савы), возникшего в X в. до н.э., она также известна как царица Савская. Государство Саба располагалось примерно на территории нынешнего Йемена. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 712.
/26/ Такое творение Всемилостивого, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном, это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.
Интересное научное наблюдение, дающее нам возможность немного понять, сколь огромны галактические просторы: «Необыкновенной красоты снимки, сделанные рентгеновским телескопом орбитальной обсерватории Chandra, обнародовали специалисты NASA. Расширяющаяся туманность погибшей звезды PSR B1509-58 имеет форму гигантской руки, протягивающей пальцы к загадочным огням. PSR B1509-58 — это погибшая звезда, или пульсар, которая, как и все ее «товарищи по несчастью», быстро вращается и испускает поток частиц. Магнитное поле этого пульсара в пятнадцать триллионов раз сильнее поля Земли, что также сыграло свою роль: электроны, двигаясь по заряженной туманности, заставляют окружающий газ светиться в рентгене. «Пальцы» туманности PSR B1509-58 тянутся к соседнему газовому облаку RCW 89, заставляя ярко сиять и его. На снимке NASA облако RCW 89 выглядит красно-оранжевым. Данный пульсар находится на расстоянии примерно 17 000 световых лет от Земли, а это значит, что удивительная картина сложилась 17 000 лет назад; мы же смогли увидеть ее только сейчас». См.: http://pogoda.mail.ru/article.html?id=39455, 7.04.2009.
Напомню, что (1) скорость света равна почти 300 тыс. км/сек, (2) расстояние от Солнца до Земли свет преодолевает примерно за 8,5 минут. На каком же тогда сумасшедшем расстоянии была погибшая звезда, если яркий процесс ее смерти шел до нас 17 000 лет?! В итоге, даже анализируя упомянутое выше обычное для современных галактических наблюдений расстояние (ведь о нахождении галактического конца пока что никто не заявлял), мы можем с уверенностью сказать, что небесные просторы не то чтобы огромны, они просто невообразимы для нашего сознания! А теперь, не имея представления о границах галактических пространств сего бренного мира, попробуем представить себе величайшее творение Господа — Трон, превосходящее по размерам все галактики вместе взятые... Легче будет признать, что в рамках земных законов и человеческих возможностей это непостижимо. А полностью выйти из этой «необъятной ограниченности» мы, люди, сможем лишь с наступлением Конца Света, следующего за ним Воскрешения и подводящего итог Судного Дня.
/27/ Ее государственный совет состоял из 312 мужчин, каждый из которых представлял 10 тысяч граждан. См., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 669.
/28/ Тем самым он, Сулейман, без малейших потерь решил убедительно продемонстрировать свое полное превосходство.
Упоминается, что расстояние меж двух государств превышало 2000 километров, а ее трон находился за семью замками и строго охранялся.
/29/ Большая часть комментаторов склоняется к тому, что это был один из министров и приближенных к Соломону людей.
/30/ Св. х. Муслима. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 114, хадис № 111.
/31/ Имеется в виду не духовное родство, а кровное, он был одним из этого народа, местным.
/32/ Они сравнили пророка Салиха и уверовавших вместе с ним с птицей, предвещающей дурное. В их народе существовала примета, что увидеть в полете птицу с определенным образом сложенными крыльями или движущуюся по некой определенной траектории — не к добру...
Салих же на их реплику ответил: «Ваша птица у Бога», то есть какие-либо происходящие явления, «предзнаменования» не имеют значения в предсказании будущего, все в распоряжении Всевышнего: что определяемо Им, утверждено в качестве наказания, поощрения, испытания, то человек и получает. А потому необходимо иметь верный и позитивный настрой, сопровождаемый правильностью поступков.
/33/ Подробнее об этом см.: Св. Коран, 7:73–78; 11:64, 65; 17:59; 26:155–157; 54:27 и далее; 91:13, 14; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 4. С. 640, 642.
/34/ То есть «ваши мужчины вступают в интимную связь с мужчинами, что является непристойным поступком, грехом, и вы понимаете это, не противодействуете, считаете это чем-то естественным и обыденным».
/35/ Подробнее об этом см.: Св. Коран, 7:83, 15:60.
/36/ Подробнее об этом см.: Св. Коран, 15:73, 74.
/37/ См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 13. С. 155.
/38/ Подробнее об Антихристе см., например: Аляутдинов Ш. Потусторонние миры. Интервью.
/39/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249 (158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.
/40/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248 (157).
/41/ Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118 (2941); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».
/42/ См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 384.
Читайте также:
Москва
Сегодня 26 мая
1
ДЕНЬ ДО РАМАДАНА
фаджр / есть до 2:17
шурук4:00
зухр12:28
аср16:53
магриб / начинаем есть20:54
иша/таравих22:34

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов