Фетва ДУМ РФ о начале Рамадана 2022

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/22

Соблюдение поста в месяц Рамадан 2022

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 13-го числа месяца Шабан 1443 года по лунному календарю, что соответствует 16-му марта 2022 г. по григорианскому календарю,

постановил:

1. Согласно лунному календарю, месяц Рамадан 2022 наступит с заходом солнца 1 апреля. После пятой молитвы в этот же день совершается Таравих.

Первым днем поста следует считать 2 апреля, последним же днем — 1 мая.

Первый день месяца Шавваль и Ураза-байрам — 2 мая.

Последний Таравих — 30 апреля.

2. Размер закятуль-фитр на 2022 год составляет:

  • 150 рублей для малоимущих;
  • 500 рублей для людей со средним достатком;
  • от 800 рублей для состоятельных.

Данные суммы закятуль-фитр выведены из расчета средней стоимости таких продуктов питания, как финики, ячмень, пшеница и изюм, о которых есть упоминание в достоверных хадисах. Сумма в 150 рублей является минимальной и обязательной к выплате. Суммы в 500 и 800 рублей являются рекомендуемыми. Если верующий не успел выплатить закятуль-фитр до праздничной молитвы, то обязательность налога все равно сохраняется: верующий должен передать его сразу, как представится возможность.

3. Минимальная сумма искупительной милостыни (фидья-садака), выплачиваемой человеком, который не в состоянии соблюдать пост по веским причинам, составляет 300 рублей, однако сумма может быть увеличена в зависимости от собственных среднесуточных затрат на питание.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 1/22.

Приложение к богословскому заключению № 1/22

Установка точной даты начала и окончания поста

Согласно лунному календарю, месяц Рамадан 1443 в 2022 году наступит с заходом солнца в пятницу, 1 апреля. В этот день, в 06.25 по всемирному времени, Луна вступит в фазу новолуния (иджтима). В этот же день, в 21.21 по всемирному времени, наступит фаза видимости (ру’я) в Атлантическом океане и в восточной части Южной Америки[1]. Критерий видимости: при заходе Солнца в каком-либо месте планеты Луна должна находится на угловом расстоянии более 8 градусов от Солнца и более 5 градусов над горизонтом после захода Солнца[2]. Луна предположительно будет видна невооруженным глазом с островов в Тихом океане. В субботу, первый день Рамадана, соответствующий 2 апреля 2022 года, серп Луны после захода Солнца будет виден невооруженным глазом на большей части Земли.

После пятой молитвы в этот же день в пятницу, 1 апреля, совершается Таравих. Первым днем поста следует считать 2 апреля, последним же днем — 1 мая. Первый день месяца Шавваль и Ураза-байрам — 2 мая. Последний Таравих — 30 апреля 2022 г.

30 апреля 2022 года, в субботу, в 20.28 по всемирному времени, наступит новолуние, а 1 мая 2022 года, в воскресение, наступит фаза видимости западнее территории Индии[3], и лунный серп предположительно будет виден невооруженным глазом 1 мая 2022 г. из Северной и Центральной Америки. 2 мая 2022 года, в понедельник, что соответствует 1 дню Шавваля, станет первым днем праздника Ураза-байрам.

В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе. Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность.

Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители. В Священном Коране говорится: «Будьте покорны Всевышнему, [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями…»[4] (Св. Коран, 4: 59). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему»[5].

Сегодня, как и многими веками ранее, часто применяется заблаговременный астрономический расчет начала и конца лунного месяца, что очень практично[6].

Известно, что в нашей религии лунный календарь служит основой для определения времени важнейших религиозных обрядов, таких как пост, паломничество, садакатуль-фитр, Ураза-байрам, Курбан-байрам и др. Согласно установлениям религии, лунный месяц начинается после полного убывания последней лунной фазы, когда на небосклоне появляется новая Луна (новолуние) или с наблюдением новой Луны над горизонтом после захода Солнца. Завершается лунный месяц также с появлением Луны. Основой для этого является хадис посланника Аллаха: «Поистине, Всевышний сотворил луну для людей, чтобы они определяли время. Так поститесь же, когда увидите новую луну (новолуние Рамадана), и празднуйте (Ураза-байрам), когда снова увидите луну (новолуние Шавваля)».

В определении лунных месяцев, согласно требованиям нашей религии, Совет улемов ДУМ РФ опирается на итоги международной конференции «Единство в календаре по Хиджри», прошедшей 30 мая 2016 года в Стамбуле, и берет за основу критерии, выведенные в соответствии с научными и религиозными фактами. Многие мусульманские страны также следуют этим критериям. За основу взят лунный календарь на нынешний, 1442-й год по хиджре, выведенный в соответствии с научными и религиозными фактами, с применением современных технологий, который опубликован на официальном сайте Управления по делам религии Турецкой Республики.

О других аспектах мусульманского паста читайте в специальном разделе «Пост» на нашем сайте.

И только Аллаху ведома истина.

Данное богословское исследование было проведено председателем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета “аль-Азхар” (Египет) Аляутдиновым Шамилем Рифатовичем, обсуждено и принято членами Совета улемов в ходе очередного дистанционного заседания, состоявшегося 16 марта 2022 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[3] https://www.moonsighting.com/visibility.html

[4] Многие муфассиры говорили, что здесь подразумеваются в первую очередь религиозные руководители, ученые-богословы.

[5] См.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.

[6] См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 90, 91.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1