Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
— «Мудрость [мудрое слово, мысль] — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно (для мусульманина она подобна чему-то потерянному им) [то есть он ищет ее, стремится к мудрости так, будто потерял нечто очень ценное]. И где бы он ее ни нашел, — берет (имеет полное право приобрести ее, научиться ей)»[1].
— «Наилучшим из вас [именно] как мусульманин (покорный Богу) является тот, кто наилучший по нравственным качествам (по своей воспитанности), если приобрел понимание [умеет думать, анализировать, правильно применять. То есть не только воспитан, но и мудр, умен][2].
Великий имам ‘Али говорил:
Люди, как скульптурные изваяния (монументы, манекены), равны (имеют много сходств);
Отец их Адам, а мать — Ева.
Матери людей (подобны) сосудам-хранилищам (младенцев),
А для определения знатности происхождения — у них отцы.
И если есть заслуги у родителей, то дети гордятся (этим),
Хотя они ведь (дети) — (еще) лишь глина и вода[3].
Истинные честь и достоинство (заслуги) — у ученых людей,
Они — указатели правильного пути для тех, кто просит их об этом.
Ценность человека в искусных умениях его[4],
А невежды (кстати) враждебны к носителям знаний.
Посвяти себя науке (знаниям, познаниям) и ни на что не променяй это!
(Пойми), люди (массы, толпы) — мертвы, а обладатели знаний (ученые) — живы[5].Ответы на вопросы по теме
Скажите, можно ли держать дома игрушки и книги с изображением людей и животных, ведь по Исламу ангелы не войдут в тот дом, где есть изображения людей и животных?! И можно ли детям разрешать рисовать людей и животных?
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), обращаясь ко всем людям и ко всем поколениям, сказал: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите)[6] и не вызывайте отвращения»[7]. При Пророке у детей его сподвижников были игрушки, и никаких порицаний или запретов со стороны Посланника не было. Дети должны расти и развиваться полноценно, а этому способствуют игры, игрушки. Рисовать детям людей и животных можно, ведь они делают это абстрактно.
Желательно приучить ребенка складывать все игрушки в определенное место (ящик, шкаф).
Хотела бы спросить, можно ли детям слушать детскую музыку, детские песни и танцевать? Моим детям они очень нравятся, и мои девочки любят потанцевать. Но я слышала мнение своих подруг, что музыка и танцы запретны (харам). Помогите, пожалуйста, найти правильный ответ. Муслима.
Извините, но мнение ваших подруг свидетельствует об их недостаточной канонической осведомленности[8] или радикализме. Надеюсь, что в игрушки и всевозможные развивающие игры они у вас играют?!
Можно ли детям посещать уроки пения в школе?
Почему вам это кажется сомнительным? Дети должны развиваться с малых лет, чтобы в подростковом возрасте не попасть в плохую компанию, оттого что нечем было заняться. Если есть возможности и средства, пусть они ходят в спортивные секции, занимаются изучением иностранного языка, музыки, танца и т. д.
Считается ли грехом играть в карты с ребенком, если он попросил? Мурад, 18 лет.
Я не стал бы. Сегодня он играет с вами (пусть даже не на деньги, а просто так), завтра с подростками-одногодками, а послезавтра… Есть много более полезного и перспективного в жизни, что мы обычно ленимся понять, увидеть, а тем более реализовать. Но если можешь преодолевать себя изо дня в день, то это уже серьезный успех и хороший пример для младших. «Сегодняшний мир меняется быстрее, чем когда-либо, со скоростью безумно большей, чем то, что могли наблюдать в свои времена Гераклит[9], Бэкон[10]. Парадокс заключается в том, что во время столь стремительных перемен человеческое сознание остается все тем же старым инструментом, каким было на протяжении сотен или даже тысяч лет. И это печально, потому что сознание — наше единственное орудие, помогающее изменять восприятие, что приводит нас к новым идеям (достижениям и успехам)»[11].
«Если он попросил?» Постарайтесь мудро и ненавязчиво перенаправить его желание, помня, что, сумев убедить себя, мы приобретаем возможность убедить других.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа; от ‘Али; св. х. Ибн ‘Асакира, также от Ибн ‘Аббаса и др. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 434, хадис № 2687, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6462, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 1. С. 475, хадис № 216; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Т. 10. С. 171, 172, хадисы № 28890–28892, а также т. 16. С. 112, хадисы № 44088–44090; аль-‘Аджлюни И. (умер в 1162 г. по хиджре). Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1351 г. по хиджре. Ч. 1. С. 363, 364, хадис № 1159 и пояснение к нему; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 323, хадис № 1157 и пояснение к нему.
В иснаде (цепочке передатчиков) нескольких риваятов (вариантов) данного хадиса есть сомнительность касательно характеристики одного из передатчиков, влияющая на полноту достоверности хадиса, но это не столь значительно, чтобы отменить возможность практического применения данных риваятов этого хадиса в повседневной жизни. Ко всему прочему, остальные риваяты этого же хадиса (с некоторым отличием в словах, но с тем же самым смыслом) достоверны. Даже если согласиться с тем, что как слова пророка Мухаммада данное высказывание недостоверно, то в разных сводах хадисов и в мусульманской богословской литературе встречается множество вариаций, несущих именно этот смысл, причем от разных сподвижников, в том числе от великого имама ‘Али ибн Абу Талиба, и мусульманских богословов.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (филь-адаб). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4115, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 640.
[3] «Лишь глина и вода», то есть сами собой еще ничего не представляют.
Нужно учесть, что имам ‘Али относился к очень уважаемому арабскому роду, а дети его — это внуки пророка Мухаммада. Но при всем при этом он поучает своих детей, как и детей других людей, что заслуги рода или родителей не дают ребенку права возноситься перед другими. Ребенок сам должен вырасти и стать человеком, которого будет за что уважать.
[4] В умении человека что-то хорошо и профессионально выполнять, будь то глубокие познания в какой-либо области науки или искусное владение ремеслом, например.
[5] См.: аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 7.
[6] Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.
[7] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».
[8] О музыке в Исламе читайте в книге «Как увидеть Рай?».
[9] Гераклит (кон. VI — нач. V вв. до н. э.) — древнегреческий философ.
[10] Бэкон Ф. (1561–1626) — английский философ.
[11] Л. де Брабандер. Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность. М., 2006. С. 67.