Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для 1news.az

Август 2009

Сегодня, в условиях глобализации и всеобщей вестернизации людям приходится защищать свой внутренний мир гораздо активнее. Может это прозвучит не совсем корректно, но все же хотелось бы услышать вашу точку зрения вот по какому вопросу... Есть мнение, и довольно часто его приходится слышать именно в светских государствах с превалирующим мусульманским населением, что Бог един и неважно, куда ходить молиться — в мечеть или церковь, главное верить. Каково ваше мнение и как на этот вопрос отвечает исламская литература?

Бог действительно Един и Один для всех. Путей, как прожить эту жизнь, бесконечное разнообразное множество, и каждый выбирает свой. Самый же верный путь к Нему — это путь веры.

«Он сделал для вас землю колыбелью [она уютна, удобна для вашего на ней проживания, а после смерти тела благополучно покоятся в ее недрах, ожидая своего Часа]. Он дал (предоставил) вам на ней много [жизненных] путей [множество вариантов того, как каждый из вас способен прожить эту жизнь, а вы выбираете — в свою пользу либо против самих себя]» (см. Св. Коран, 20:53).

*

«Отчего нам не полагаться на Него, когда Он дал нам [изобилие] путей [по которым мы следуем]?! Мы будем предельно терпеливы, стойки к причиняемой вами [вашими словами, насмешками и враждой] нам боли. Пусть же на Аллаха (на Господа миров) полагаются полагающиеся. [Мы уверены, во всем том, что вне наших сил и возможностей, Он нам поможет]» (Св. Коран, 14:12).

Означает ли это, что неважно, где молиться мусульманину, главное, чтобы он верил. Ведь если следовать концепции «Бог Един», то и дома Господни должны быть едины?

Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вся земля — это мечеть [то есть место, где можно молиться]…» [1].

Известно, что в исламском классическом мироощущении нет разделения на нации, есть объединяющий фактор религии и принадлежности к умме, однако сегодня чаще национальная составляющая является превалирующей, как вы считаете, есть в этом закономерность?

«[Когда-то] люди были одной нацией. И ниспосылал Всевышний пророков [2][избирая их из числа людей], которые давали благие вести [от Бога] и предупреждали [оповещали людей о том, что может им навредить или вовсе разрушить их мирское или вечное благополучие]» (см. Св. Коран, 2:213).

*

«…Если бы пожелал Аллах (Бог, Господь), то сделал бы вас единой нацией [вы могли бы быть совершенно идентичными друг другу. Не было бы исторических этапов развития, не было бы разных пророков и посланников, а как следствие — разных Писаний и практических рекомендаций. Не было бы разделения на народности и религии]. Однако [Он, Всевышний Творец, сделал вас разными], дабы испытать в том, что дано вам. Поспешайте же к совершению благих дел! Все вы [вне зависимости от должностей, национальностей, гражданства, вероисповедания, убеждений] вернетесь к Аллаху (Богу) [Господу миров, Властелину Судного Дня], и Он объяснит вам то, в чем вы расходились [разрешит все ваши споры и разногласия, воздаст вам сполна за ваши дела]» (Св. Коран, 5:48).

*

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми] [3]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [4][а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

*

Господь в заключительном Писании — Священном Коране возвращает человечество и его многочисленные национальности, культуры к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям «место встречи», где переплетаются, укрепляются и могут стать прочными их братские узы.

Известно, что люди, принявшие Ислам, наши братья и должны пользоваться всяческим расположением в умме, однако можно ли считать человека, принявшего Ислам по стечению обстоятельств, истинно верующим? Так, например, если женщина выходит замуж и принимает Ислам только потому, что муж настаивает, разве это является искренним желанием и будет ли ее вера столь же крепка, как у тех, кто рожден в Исламе?

Только Всевышний видит сердце человека, мы же не вправе судить о внутренней сути. «Среди людей есть те, которые говорят: «Мы уверовали во Всевышнего и в Судный День». Однако они не являются му’минами [уверовавшими]» (Св. Коран, 2:8). «Почему?» — спросите вы. — «Вера не вошла в их сердца…»

«Сказали бедуины: «Мы уверовали [в то, что Бог один, и в неотвратимость Судного Дня; уверовали сердцем]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы еще не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

Это касается и тех, кто был воспитан в мусульманской культуре с детства, и тех, кто пришел к ней в более зрелом возрасте, вне зависимости от причин, приведших к этому.

Известно, что для того чтобы человек мог считать себя мусульманином, ему достаточно признать в душе и сердце Всевышнего и Его пророка Мухаммада, так ли это? И означает ли это, что ритуальная часть Ислама является второстепенной?

Главное, основополагающее условие — это вера в Единого и Единственного Господа и подтверждение пророческой миссии Мухаммада. С наличием и осознанием этого человек уже по-иному воспринимает жизнь, он видит, что у него есть обязательства, которые ему необходимо исполнить, пока он живет на этой Земле. Вера должна иметь подтверждение в повседневной жизни: совершение обязательного в меру сил и возможностей, а также отказ от всего явно запретного.

Вопрос очень тонкий и тоже мало обсуждаемый в обычной прессе: есть ли разница между теми, кто принял Ислам, и теми, кто рожден в Исламе?

Разница лишь в том, что одних можно назвать этническими мусульманами, выросшими в культурах с исламскими традициями, канонами, моралью, других — приобщающимися к ним (традициям, морали). Но суть не в этом, а в том, кто быстрее и качественнее сможет взять планку веры и сумеет жить в соответствии с ней, ведь применять ее нужно не только в религиозной практике.

Азербайджан — государство с превалирующим шиитским населением. Расскажите, в чем разница между шиитами и суннитами и как к этому следует относиться?

Разница в традициях. В религиозных канонах особой разницы нет.

Сегодня, в большой политике часто используются религиозные принципы, как вы считаете, имеет ли право на существование такое понятие как «политический Ислам» в виде философской формы осознания людьми своей миссии на земле?

Политический Ислам — это когда человек с серьезным выражением лица, длинной бородой, в национальной или, скажем, арабской одежде и с большим количеством цитат на арабском языке стремится к власти, получает высокий пост, а после бреет бороду, надевает костюм и галстук? Сегодняшняя политика — это бизнес, и не всегда честный. Много слов и мало дела. В современном мире религия (духовность) и политика трудно увязываемые между собой вещи. Хотя это не говорит об исключении религиозного фактора, но побуждает стремиться к лучшему, к искренней, щедрой и грамотной заботе о других.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3048. Аль-Хаким, аз-Захаби и другие считали, что этот хадис «сахих». [2] В высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) упоминается, что всего пророков было сто двадцать четыре тысячи, а посланников из их числа — триста тринадцать. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 616. [3] Ученые из центра исследований мозга Калифорнийского университета установили, что у людей с высшим образованием, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо более длинные дендриты – ветвистые отростки нервных клеток, которые принимают информацию и занимаются ее обработкой. «Растить» дендриты можно, взявшись за что-нибудь необычное и новое. Например, выучить иностранный язык, познакомиться с культурой других народов. Изучение других языков и культур очень даже полезно для большего раскрытия интеллектуального потенциала человеческого мозга. Кстати, используем мы его лишь на 5–10%, то есть крайне ограничены своим личным бытием и редко когда у нас возникает желание убрать шоры с глаз. Шоры – то, что мешает кому-либо правильно понимать и оценивать окружающее; ограниченность. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1503. [4] Что есть набожность? Выполняя в меру сил и возможностей обязательное и сторонясь явно запретного, человек вступает на территорию набожности, но определить ее, взвесить или измерить крайне сложно, а точнее невозможно. Внешняя атрибутика и «религиозная» лексика могут оказаться обманчивы, как если бы волк надел шкуру овцы. Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад четко и ясно, причем трижды указывая при этом на грудь, сказал: «Набожность вот здесь, набожность вот здесь». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим бишарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 121, хадис № 32–(2564); ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 361.
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1