Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для журнала «Мусульманка»

Октябрь 2010

С Шамилем Аляутдиновым я встретилась рано утром в мечети. Надо сказать, что за последние годы внутреннее убранство храма заметно преобразилось. Кабинет Шамиля-хазрата располагался в нижней части здания. Перед ним, в небольшом коридорчике, стоял эллиптический тренажер.

Шамиль-хазрат поясняет: «Здесь еще турник на стене. Спортом занимаюсь каждый день, на полу, на турнике, на тренажере. Современный рабочий ритм не предполагает большой подвижности, а я люблю движение».

Клавиатура и монитор имелись не только в рабочем кабинете, но и перед тренажером — спортивную ходьбу Шамиль-хазрат удачно сочетает с творческой деятельностью и чтением книг. К интервью мне была предложена чашка хорошего бодрящего чая пуэр с имбирем. Шамиль-хазрат, в каком возрасте вы впервые задумались о смысле жизни?

Когда впервые — не помню. Я просто этап за этапом двигался вперед. Старался активно жить. Созрел в этом вопросе, как мне думается, в процессе проведения проповедей о смысле жизни. К тому времени мне уже было примерно 33 года. Я увидел, что многие в этой жизни теряются, начинают метаться, попадают в чьи-то опасные сети, а тема смысла бытия и существования на земле мало представлена в российской религиозной среде. Такое положение дел сподвигло меня написать материал для книги «Мир души» («В поиске смысла»).

А когда к вам пришло полное понимание того, кем вы станете?

У меня не было некоего внутреннего озарения, что я должен стать именно имамом. Жизнь шла своим чередом, как и у всех: школа, спорт, дополнительные занятия, интересные книги, летние каникулы на даче. В какой-то момент родители поспособствовали тому, чтобы я стал изучать чтение Корана, основы Ислама, посещая Соборную мечеть, тогда единственную мечеть в Москве. Так я начал изучать арабский и старотатарский языки. Сегодня, учитывая мусульманские ценности и применяя их, я стараюсь жить полной и счастливой жизнью. Стараюсь приобрести своими словами и делами Божественное благословение, выражаемое в успехе и во всестороннем достатке в земной обители и в вечной. И неважно, в мечети ли я работаю или руковожу международным холдингом с ежегодным оборотом в несколько миллиардов евро…

Кто из сахабов наиболее близок вам по характеру и вызывает вашу наибольшую симпатию?

Сподвижник пророка Мухаммада (да благословит Его Всевышний и приветствует) Усман. Этот человек был духовно богатым и религиозно-практикующим, щедрым и целеустремленным. По сути своей, он — миллиардер нашего времени, который, если и выходит на время из списка самых богатых людей мира, то только из-за неудачно сложившейся экономической ситуации или щедрых затрат на решение социальных проблем единоверцев (строительство храмов, учебных и культурных центров, создание рабочих мест). Он претворял в жизнь в том числе такие коранические строки, как «стремитесь к Божественной милости» [1]  и «соревнуйтесь в благом» [2].

Шамиль-хазрат, а каков ваш портрет?

Мой портрет — это мои проповеди и книги. Там я весь наизнанку. Я говорю людям о многих составляющих своей жизни, в которой происходят разные события. Мой портрет — это в том числе и то, как я реагирую на ту или иную ситуацию.

Согласно мнению всех мазхабов, и даже авторитетов среди исламских радикалов, террористы-смертники являются самоубийцами (то есть попадут в Ад). К тому же убийство людей — величайший грех перед Творцом. Где, по-вашему, черпает обоснование своим поступкам категория смертников?

Желающий найти обоснование — найдет его везде: и в Коране, и в Библии, и в Конституции [3]. Терроризм — это бизнес, доходы от которого не сравнить даже с доходами от наркоторговли. Верхушка зарабатывает умопомрачительные политические и финансовые дивиденды. Но для того чтобы этот бизнес процветал, необходимы приверженцы «чистого» Ислама или Христианства, готовые безвозмездно работать после очередной полученной ими порции убедительных идеологических сентенций. В пополнение рядов тех, кто готов стать пушечным мясом, огромный вклад внесли российские СМИ, преподнося терроризм как высшую степень проявления религиозности, в том числе сотни раз за последние 20 лет повторяя, что смертник попадет в Рай. Это не назовешь невежеством, это даже не преступление, а много большее, за что никто еще не понес ответа, хотя масштабы разрушений уже на уровне мышления российского народа, его целостности и общности огромны. Будем надеяться, что ненасытные хищные пожиратели спокойствия и взаимопонимания потеряют, наконец, бесплатную рабочую силу после того, как здоровому религиозному просвещению в России будет дан зеленый свет.

Как имам-хатыб скажите, чем отличается современный Ислам от Ислама средневекового?

Изменилось многое: одежда, транспорт, условия жизни, география распространения Ислама и др. Меняется культура, мышление, глубина и широта анализа происходящего, но не сама религия. Есть к чему духовно и материально стремиться, а этому учит Ислам. Он же с его нескончаемой энергией, перспективами, идеалами и моральными ценностями остается и останется тем же. К примеру, возьмем бриллиант. Время идет, а ценность бриллианта по-прежнему высока, и современные технологии позволяют его обрамлять по-новому, повышая при этом его стоимость и важность. В зависимости от того, где мы его разместим, как подсветим и насколько дадим другим возможность увидеть великолепие игры его бликов, осознание ценности или возрастет многократно, или упадет, если, например, его оставят без внимания лежащим и пылящимся в старом шкафу.

Шамиль-хазрат, вы замечаете изменения, связанные с прихожанами Московской Мемориальной мечети, если взять последние 13 лет?

Изменилось количество прихожан и то, что от месяца к месяцу, от года к году мы, каждый из нас, всесторонне растем и развиваемся. Об этом, в первую очередь, говорят наши глаза (зеркало души), а также внутренняя устремленность, пробудившаяся мотивация и повседневные дела. Например, восемь лет назад мы столкнулись с серьезными проблемами, когда зданию Мемориальной мечети требовался капитальный ремонт из-за грубых нарушений в период его возведения. Мне как имаму мечети не пришлось к кому-либо обращаться за помощью, звонить, писать или жаловаться. С прихожанами мы оценили сложность ситуации, получили одобрение муфтия и шаг за шагом начали решать проблемы — своими руками, головами и финансами, сообща.

В этом номере будет размещена статья о полигамии в Исламе, о том, с какими трудностями сталкиваются полигамные браки. Как вы считаете, российские мусульмане психологически готовы к многоженству?

У нас в России мусульманской культуры семьи не хватает даже в отношениях с одной женой. Что уж говорить о двух… Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне, не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину почти превратили в мужчину. Поэтому так получилось, что ответственность за будущее в семье зачастую ложится на плечи современной женщины. В мусульманских же регионах нашей страны люди до сих пор живут стереотипами. Мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он посчитает, больше удовлетворит его запросам, или разведется с первой, и женщина уйдет в дом своих родителей, оставшись безо всего. В арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права, и они защищены исламским законодательством. При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди обычно не понимают, что значит завести вторую семью.

Сегодня издается много интересных книг о психологии и устройстве человеческого мышления. Каково ваше мнение о них с точки зрения канонического Ислама? Могут ли они быть полезны мусульманину?

Говоря о книгах по психологии и об устройстве человеческого мышления, я бы сделал акцент на работах тех современников, которые проводят параллели между повседневной жизнью и новейшими научными открытиями, выводами и статистическими данными. Посоветую вашим читателям три книги: «Законы победителей» Б. Шефера, «В поисках счастья» М. Селигмана, «Тайны нашего мозга, или Почему умные люди делают глупости» С. Амодт и С. Вонга. В основе человеческой психологии лежит определенный закон и закономерности, это часть нашего мироздания, созданного Всевышним, и изучать это, развивать нужно так же, как и физические законы.

Многие особо отмечают ваше исключительное умение говорить, вы где-нибудь обучались дополнительно ораторскому искусству?

Ораторскому искусству специально не обучался, но практика публичных выступлений у меня имелась уже с 15-летнего возраста. Я всегда старался больше читать о человеке и его здоровье, в том числе духовном, и не жадничал, не ленился поделиться своими познаниями и наблюдениями с другими. Одной из книг по речевой коммуникации, понравившейся мне, является «Теория и практика речевой коммуникации» Е. Н. Зарецкой.

А вы, как проповедник, пользуетесь какими-то особыми психологическими приемами во время хутбы (проповеди)?

Не пользуюсь, литературы по психологическому влиянию на людей не читаю. Мне больше интересна сущность человека, его эмоциональная сторона, форма мышления, его анализ происходящего. Об этом сегодня много пишут, встречаются очень интересные книги и научные наблюдения по данной тематике. Применяя это к себе, в контексте познания самого себя, проводя параллели с Кораном, с Сунной, мнениями ученых и повседневной жизнью, я получаю полезные практические выводы, которыми делюсь и с другими. Например, читая пятничные проповеди.

Расскажите, Шамиль-хазрат, как вы обычно готовитесь к проповеди?

Каким-то жестким правилам, чем начать и чем закончить проповедь, я не следую. В первый год работы имамом я, готовясь к хутбе, тщательно записывал все наставления на бумаге. Эти первые проповеди вошли в книгу «Путь к вере и совершенству». Сейчас же я заранее составляю лишь некий план. В четверг вечером обдумываю то, о чем буду говорить в пятницу. Как правило, лекция складывается на основе событий, с которыми я столкнулся в течение недели. Основные тезисы, аяты, хадисы я отмечаю на листе бумаги, но все может корректироваться в четверг вечером либо в пятницу утром.

Этой осенью наиболее обсуждаемой для мусульман стала проблема строительства мечети в Текстильщиках. Выскажите ваше мнение об этой ситуации, пожалуйста.

Во-первых, это не такая большая мечеть, примерно на 2000 молящихся. Во-вторых, ни отдыху в парках, ни выгулу собак она не мешает, и ранее никто не собирался на этом месте строить церковь, о чем в том числе заявил префект данного округа города Москвы. Нужны большие, красивые мечети, с современным дизайном и роскошной, умопомрачительной архитектурой, на 5–10 тысяч человек каждая. В России мастерство строительства мусульманских храмов с точки зрения качества постройки, соответствия климатическим условиям и применения современных технологий находится на довольно-таки низком уровне. Есть к чему стремиться. Главное — чтобы были те, кто десятилетиями совершенствует свои навыки, приобретая соответствующие знания и опыт по миру, а затем применяя это у себя на родине. При таком положении дел не один десяток архитектурных храмовых шедевров мусульманской культуры появится на нашей родине. Для Москвы необходимо хотя бы 100 просторных мечетей, но если их нет, значит, сами мусульмане не доросли еще до такого результата, даже на уровне мышления и мироощущения. Ведь в Коране сказано: «Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя» [4](см. Св. Коран, 13:11). Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках [5], человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой Земле.

Каким вы видите будущее Ислама в России?

Просторные парки, благоустроенные мусульманами, роскошные деловые и культурные центры, современные фитнес-клубы, раздельные для мужчин и женщин, светские учебные заведения, где среди юношества нет вредных привычек и пристрастий, где можно получить великолепное среднее или высшее образование и при этом факультативно, на хорошем уровне изучать основы своей религии, учиться читать Коран. Я вижу просторные мечети, при входе в которые душа человеческая будет взлетать до самых невообразимых высот, где одно лишь внутреннее убранство и атмосфера уже способствуют духовному росту и очищению человека. И видится также, что мусульмане, христиане и иудеи будут относиться друг к другу миролюбиво, и не только на официальных мероприятиях, но и в своих заявлениях в СМИ, а также при личном общении… Когда каждая из конфессий будет работать над духовной составляющей своих последователей, а не пускаться на поиски ошибок, недочетов или промахов представителей иной конфессии. Завтрашний день видится таким, когда каждый из россиян будет гордиться демократическими свободами своего родного государства, имея все возможности реализовать себя как личность.

Как этого можно добиться?

Каждый человек видит, читает и анализирует по-своему, через призму своего восприятия. При этом мусульманину необходимо уметь вписывать в контекст собственной жизни аяты, хадисы, интересные мысли и идеи, практиковать их. Жизнь каждого из нас должна превращаться в неповторимый шедевр. Становиться результативной в профессиональном росте, в достижении семейной гармонии, в интеллектуальном всестороннем развитии.

Как это можно соотнести с женщинами?

Женщины обычно не отличаются от мужчин в возможности быть целеустремленными и добивающимися всего в земном и в вечном. Просто на определенном этапе их жизни, например с 20 и до 40 лет, больший акцент ставится на развитие и сохранение внутрисемейной гармонии, на рождение и воспитание детей. При ответственном подходе к поддержанию и совершенствованию профессиональных навыков в указанный период после 40 лет перед женщиной-мусульманкой откроются перспективы дальнейшего профессионального роста, реализации себя в науке, культуре или бизнесе. Для этого есть все возможности и причем у каждой, если не лениться с молодости.

Какая она, современная мусульманка, в большинстве своем? Есть ли у нее права на активную деятельность, ведь если посмотреть на Запад, да и на Восток, то можно увидеть, как ряды митингующих пополняют женщины.

«Современная» мусульманка еще до конца не сформировалась с точки зрения внутреннего и внешнего комфорта, а также наличия гармонии со всем тем, что окружает ее. Кстати, думаю, что чтение таких моих книг, как «Мир души», «Дети и Ислам», «Священный Коран. Смыслы», поможет в налаживании нужных связей, наведении надежных мостов со всем тем, что происходит вокруг, делая современную мусульманку еще более счастливой в земном и имеющей возможность претендовать на счастье в вечном. Права на активную деятельность у нее есть, об этом я уже сказал. Что же касается митингов, то это не лучшая форма выражения своего мнения, а участие в такого рода мероприятиях женщин вообще считаю унизительным. Доказывать свои права или убеждать в чем-то других нужно делами и результатами своей деятельности, а не криками и лозунгами.

Какую роль в вашей жизни играли и играют женщины: бабушка, мама, жена и дочери?

Бабушка серьезно поспособствовала появлению в моей жизни религиозной практики еще с детства. Мама, помимо всего того прекрасного, что она мне дала, своим чутким вниманием помогла избежать вредных привычек и пагубных влияний. Жена вот уже много лет является для меня хорошей поддержкой и опорой. Дочери… это чудо, которое наполняет меня счастьем, радостью и благодарностью Господу миров.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Беседовала Насима Бокова

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «[Всевышний одаривает вас результатами усилий и стараний] дабы стремились к милости Его (желали этого и хотели) [были мотивированы удачным стечением обстоятельств]. Будьте же благодарны [чтобы благо сохранялось и приумножалось]» (см. Св. Коран, 30:46). См. также: Св. Коран, 28:73, 17:12.

[2] «И соревнуйтесь же [пред Богом] в совершении благих дел!» (см. Св. Коран, 2:148). См. также: Св. Коран, 5:48.

[3] Дабы слова мои были более убедительны, вы можете посмотреть фильм «На крючке» (2008).

[4] «Для того чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца [путь к разуму лежит через сердце. — Ш. А.]» (П. Буаст).

[5] «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу» (У. Теккерей)

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1