Январь 2008
Многие из нас эту непростую тему — о том,«кто такой Бог, хороший он или плохой, где он живет; куда я попаду, когда умру», — пытаются вообще из разговоров с ребенком исключить или, по крайней мере, не стремятся поощрять его интерес к ней, надеясь, что с возрастом он сам во всем разберется. Чего лишаются наши дети, если их родители обходят молчанием вопросы Бога и религии?
Один из основных социальных постулатов Ислама: «Каждый из вас является управляющим (попечителем) [1] и ему держать ответ пред Богом за свое управление (за подопечных)»[2]. Если не напоминать взрослеющему ребенку, что каждый в этом мире несет ответственность перед семьей, окружающими людьми, обществом и, наконец, перед Богом, то он может отложить кажущееся порой тяготящим чувство ответственности в дальний угол. Возможно, со временем оно все же проявится, но не окажется ли это слишком запоздалым?! Итак, во-первых, дети могут встать на путь нежелания взрослеть и брать на себя ответственность. А вследствие этого лишатся возможности более серьезно и с перспективой на будущее анализировать события. Во-вторых, им трудно будет сформулировать собственные цели и задачи. Будут просто существовать, проводить жизненное время, идя на поводу устоявшихся стереотипов своего окружения (детсад, школа, институт) и находясь под влиянием массмедиа. Хотя грань между хорошим и плохим порой очень сложно определить — жизнь не делится на черное и белое, в ней есть и полутона — религия вырисовывает определенную границу: что есть благо, а что есть скверное, что добро, а что зло. Ислам призывает человека жить, двигаться, активно действовать в рамках той шкалы ценностей, что понятна всем людям, с учетом реалий времени и обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Индивидуум в Исламе ответственен за то, что в его руках, за свой личностный вклад. К чему стремится верующий? Реализовать по мере своих сил все предоставленные Богом жизненные возможности [3] и быть готовым ответить за совершенное. В Коране сказано:
Подводя итог, можно сказать, что взрослеющий ребенок, в общении с которым старшие обходили тему Бога и религии молчанием, лишится возможности заблаговременно заметить всю красоту жизни, ощутить ее серьезность (особенно с 12–15-летнего возраста) и суметь найти себя в бурном и никого не ожидающем потоке жизни. Неважно, кто мы — атеисты, агностики [4], мусульмане, православные, иудеи или буддисты — детей обязательно следует знакомить с религиозным наследием, ведь оно относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю. Однако необходимость освоить общие для всех людей «культурные коды» не единственное основание для того, чтобы познакомить ребенка с религиозным видением мира и поведать ему о Боге. Как бы вы сформулировали другие, более важные основания? Вера дает возможность открыть в себе порой другого человека: (1) с иным, более легким и возвышенным состоянием души и (2) мудрым отношением к происходящему, причем не на словах, а на деле, что в повседневных житейских обстоятельствах не просто привить не только ребенку, но и воспитать в самом себе [5]. Многие приобретают эту способность лишь к глубокой старости. К примеру, культурные коды исламской морали: «Верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он благодарит Господа» [6], «Верующий — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя и ни за свое имущество» [7].
Одна из причин, не дающих родителям говорить с детьми о Боге откровенно — это нежелание навязывать им свои убеждения или сомнения. Что бы вы сказали таким родителям?
Причина не в этом. Если подобное и встречается, то из-за отсутствия четко сформулированных убеждений у самих родителей. Что сказать? Религия относится к тем немногим областям человеческой жизни, общность взглядов и мнений в которой помогает восстановить отношения даже в самые критические моменты их разрушения. Ведь доверительные взаимоотношения между родителями и детьми — это очень важно в жизни. Как говорят, мы учим тому, чему должны научиться сами. Дети очень проницательны и чувствуют сомнения, недостаточную осведомленность взрослых в тех или иных вопросах. Любознательные же родители постараются вместе с детьми развеять имеющиеся сомнения, обосновать логически свою точку зрения и тем самым обретут еще более теплые и нежные отношения со своими чадами, увидят их полные благодарности глаза.
Как бы ни были крепки устои наших семей, не следует забывать, что мы живем в мультиконфессиональном мире, а это значит, что за пределами дома наших детей ожидает встреча с людьми иных религиозных взглядов. Пожалуйста, скажите нашим читателям несколько слов о том, что такое веротерпимость и как мы должны претворять ее в жизнь наших детей.
В Коране сказано:
«И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа [8]]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему [пророки, несшие Божью проповедь, ученые, продолжавшие дело пророков; праведники и простые верующие, нашедшие свое место в жизни и рационально реализующие предоставленные им возможности, не выходя за границы веры и благочестия]. Воистину, Он — безгранично Силен и Могуществен [не Он нуждается в вас, а вы — в Нем]» (см. Св. Коран, 22:40).
Бог для всех один, просто люди различных континентов и разного цвета кожи называют Его разными именами. Суть не в имени, а в том, что Он для всех Един. Нет ничего выше, безграничнее, бесконечнее, невообразимее Его. Вера в Бога дает ребенку столь необходимую ему уверенность в том, что его любят, поддерживают и в нужный момент протянут «руку» помощи, лишь прояви он терпение и старание. Через пророка Мухаммада переданы нам слова Господа, их смысл таков: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб [9] Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям [10], почтительное отношение к жене (мужу) [11] и должное воспитание детей [12]; самодисциплина в благом и праведном [13]; строгое выполнение (в меру сил и возможностей) [14] взятых на себя обязательств пред Богом или людьми [15], честность [16] и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное [17], пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти [человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел]. И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль» [18].