Мольба-ду‘а в земном поклоне молитвы-намаза

Ханафитские богословы считают, что как в земном, так и в поясном поклонах в намазе не произносятся иные мольбы, кроме тех слов восхваления Господа, которые при совершении молитв произносил последний Его посланник. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Выполняйте молитву так, как вы видели меня выполняющим ее»[1]. Преследуя цель сохранить целостность ежедневной пятикратной молитвы, трепетно относясь к ее «классической» форме, заповеданной Пророком, боясь нарушить ее различными словесными излишествами, богословы ханафитского мазхаба считают возможным использование дополнительных ду‘а при земном поклоне в дополнительных молитвах (нафиля), но не в обязательных (фард) молитвах, несмотря на некоторые свидетельства из Сунны о допустимости этого. Шафиитские ученые допускают во время намаза обращение с мольбой (ду‘а) в состоянии земного поклона. В качестве аргументов они приводят следующие хадисы:

Хадис 1.

Пророк сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему], находясь в земном поклоне, и будете достойны ответа [Господа]!»[2];

Хадис 2.

Посланник наставлял своего сподвижника: «О Му‘аз! Когда опускаешь ты лик свой в земном поклоне, говори: Транслитерация: «Аллахумма, а‘инни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ибадатикь»

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Перевод: «О Аллах, помоги мне помнить о Тебе, быть благодарным Тебе и наилучшим образом поклоняться Тебе» ;

Хадис 3.

Совершая земной поклон, Пророк говорил: Транслитерация: «Аллахумма-гфир ли занби куллях, диккаху ва джиллях, авваляху ва ахырах, ва ‘аляниятэху ва сиррах»

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي كُلَّهُ ، دِقَّهُ وَ جِلَّهُ ، أَوَّلَهُ وَ آخِرَهُ ، وَ عَلاَنِيَتَهُ وَ سِرَّهُ.

Перевод: «О Аллах, прости мне все мои грехи! Малые и большие, давние и последние, явные и сокрытые»[4]; Имам ‘Али говорил: «Наибольшее довольство Господа вызывают сказанные во время земного поклона слова молящегося:

رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ، فَاغْفِرْ لِي.

Транслитерация: «Рабби, инни залямту нафси, фа-гфирлии» Перевод: «О Господи, я согрешил (у меня есть промахи). Прости меня!»[5]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих последних обращений к сподвижникам, когда из-за его недомогания Абу Бакр выполнял обязанности имама в коллективной молитве, сказал: «О люди! Воистину, не осталось ныне [в мире] истинного пророчества [предсказания], кроме вещего сна, что снится мусульманину. Прислушайтесь, воистину, запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах. Но возвеличивайте Господа в поясном поклоне[6], а в поклоне земном проявляйте усердие в молитве-ду‘а[7]: велика вероятность того, что [Он] ответит вам»[8]. С учетом мнений авторитетных богословов по данному вопросу, наиболее оправданным (лишь Мудрый Аллах знает Истину!) представляется использование в намазе только тех молитвенных формул, которые применялись самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и только на арабском языке[9]. Ведь посланник Господа предупреждал: «Воистину, это – молитва [намаз], в которой не допускается все то, что подобно словам человеческим. Эта [молитва] – прославление Господа (тасбих), восхваление Его (такбир, тахмид) и чтение Корана»[10]. Касательно хадисов, в которых говорится о том, что именно в молитвенном положении земного поклона раб Божий находится в наибольшей близости к Господу своему, то смысл, заключенный в этих хадисах, не ограничивается только молитвой-намазом. Различные мольбы (ду‘а) можно и лучше возносить не в обязательных (фард) молитвах, а в дополнительных (нафиля). А еще лучше – читать ду‘а не во время намазов, а в любое другое подходящее и удобное для этого время, что позволит обратиться ко Всевышнему на любом языке[11], прося благ в этой жизни и в жизни будущей для себя, своих родных и всех мусульман.  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 541, хадис № 1658, «сахих». [2] Св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. [3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Са‘ида ибн Мансура. [4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда. [5] Св. х. Са‘ида ибн Мансура. [6] В поясном поклоне во время намаза трижды проговариваются слова «Субхана раббияль-‘азым» (хвала Великому Господу моему). [7] Все богословы единодушны в том, что данный призыв означает возможность (мандуб) совершения этого, но никак не обязательность (ваджиб, фард). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 259. [8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 258, хадис № 739. [9] Исламские богословы едины во мнении относительно того, что молитва-ду‘а в намазе может быть только на арабском языке. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 910. [10] Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Ибн Хаббана и аль-Байхакы. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 335, хадис № 824. [11] В том числе и в состоянии земного поклона.
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1