Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Нравственная культура

Нравственное воспитание поможет ребенку, юноше (девушке), мужчине (женщине) стать мудрыми на уровне души, чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, позитивный национальный менталитет[1] и индивидуальность.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

— «Поистине, наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам [хорошо воспитан и благороден]»[2];

— «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое [и откроет перед тобой перспективу измениться в лучшую, а не в худшую сторону]! И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!»[3];

— «(1) Бойся запретного [того, что явно запрещено], станешь самым поклоняющимся [Богу] среди людей; (2) будь доволен[4] тем, чем наделил тебя Аллах (Бог, Господь), станешь самым богатым среди людей; (3) наилучшим образом относись к соседу [кем и каким бы он ни был!], станешь верующим [твое вежливое, уважительное отношение к соседям, представителям разных культур и национальностей, является подтверждением наличия в твоем сердце веры в Бога, наличия постулатов веры]; (4) люби для людей то, что любишь для себя (искренне желай им того, что желаешь себе) [например, если хочешь, чтобы другие относились к тебе с уважением, начни сам с уважительного отношения к ним], тогда [если это будет твоим неотъемлемым качеством], ты станешь [настоящим] мусульманином [покорным Богу, а не своим эмоциям или капризам]; (5) много не смейся, постоянный смех убивает сердце [превращает его в черствое и бесчувственное][5]«[6];

— «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям»[7];

— «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]»[8];

— «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[9].

Великий имам, четвертый праведный халиф ‘Али мудро изрек:

Беды нас сегодня не удивляют,

А вот благополучие (здравость) — это (стало) самым что ни на есть удивительным.

Красота — это не те прекрасные одежды, которыми мы украшаем себя,

(Истинная) красота — это красота разума и воспитанности.

Сирота — это не тот, у кого умер отец,

(Настоящий) сирота — это тот, кто обделен знаниями и воспитанностью[10].

Очень важным и ценным для ребенка, чему должны постараться научить его родители, является умение давать отчет в своих делах и поступках. Этому первым делом должны учиться и сами родители. Тогда процесс обучения будет прост и эффективен.

И в заключение приведу слова имама ‘Али, обращенные к его сыну Хасану:

Надень на себя одежду терпения в периоды бед,

И через прекрасное терпение ты приобретешь хороший конец (итог)[11].

На любом собрании (в любой ситуации) не расставайся с добротой[12],

Доброта (благоразумие) — это наилучший спутник для тебя.

Храни верность дружбе и оберегай ее,

От должного внимания к ней ты вкусишь чистоту черт характера (своего).

За все блага будь благодарен Аллаху,

И Он поднимет тебя на еще более высокие уровни щедрых дарований.

Человек таков, каковым он себя считает (на какой уровень себя ставит),

Стремись же среди людей к наивысшим степеням (уровням).

Стремись к приобретению удела (достатка) посредством халяльного[13],

И ты увидишь, как со всех сторон твой удел будет удваиваться.

Береги воду лица (слезы) и не проливай ее полностью (не горюй попусту).

Не жди от подлых людей высоких целей, благородства устремлений.

Учитывай права друга, когда приходит он к тебе,

Отвечая ему правдивым благородством, подобно обязательному для тебя[14].

Оберегай своих родителей и помогай им,

А также соседу своему, набожным людям и близким тебе[15].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Менталитет — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

[2] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1101, хадис № 3559; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 949, хадис № 68–(2321); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 330, хадис № 1975, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 243, хадис № 3984, «сахих»; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад. Т. 2. С. 316; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 225, 226, хадис № 477, «сахих».

[3] Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан сахих».

[4] Доволен — значит благодарен, ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации.

[5] Отмечу, что порицаемо именно много смеяться, смех без причины.

Что же касается тех случаев, когда смех уместен, то и сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) смеялся, причем порой так сильно, что «были видны его коренные зубы». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6571.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3236, хадис № 5171.

[7] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 549, хадис № 9154. Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2512.

[8] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.

[10] См.: аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 16.

[11] Беды и сложности завершатся для тебя благом.

[12] В тексте употреблено слово «аль-хильм», которое переводится как «кротость, мягкость, доброта; благоразумие».

[13] Того, что дозволено Всевышним.

[14] Относясь к этому как к обязанности для тебя.

[15] См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 15.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1