На сайте ведутся технические работы.

Нравственная культура

Нравственное воспитание поможет ребенку, юноше (девушке), мужчине (женщине) стать мудрыми на уровне души, чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, позитивный национальный менталитет[1] и индивидуальность.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

— «Поистине, наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам [хорошо воспитан и благороден]»[2];

— «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое [и откроет перед тобой перспективу измениться в лучшую, а не в худшую сторону]! И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!»[3];

— «(1) Бойся запретного [того, что явно запрещено], станешь самым поклоняющимся [Богу] среди людей; (2) будь доволен[4] тем, чем наделил тебя Аллах (Бог, Господь), станешь самым богатым среди людей; (3) наилучшим образом относись к соседу [кем и каким бы он ни был!], станешь верующим [твое вежливое, уважительное отношение к соседям, представителям разных культур и национальностей, является подтверждением наличия в твоем сердце веры в Бога, наличия постулатов веры]; (4) люби для людей то, что любишь для себя (искренне желай им того, что желаешь себе) [например, если хочешь, чтобы другие относились к тебе с уважением, начни сам с уважительного отношения к ним], тогда [если это будет твоим неотъемлемым качеством], ты станешь [настоящим] мусульманином [покорным Богу, а не своим эмоциям или капризам]; (5) много не смейся, постоянный смех убивает сердце [превращает его в черствое и бесчувственное][5]«[6];

— «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям»[7];

— «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]»[8];

— «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[9].

Великий имам, четвертый праведный халиф ‘Али мудро изрек:

Беды нас сегодня не удивляют,

А вот благополучие (здравость) — это (стало) самым что ни на есть удивительным.

Красота — это не те прекрасные одежды, которыми мы украшаем себя,

(Истинная) красота — это красота разума и воспитанности.

Сирота — это не тот, у кого умер отец,

(Настоящий) сирота — это тот, кто обделен знаниями и воспитанностью[10].

Очень важным и ценным для ребенка, чему должны постараться научить его родители, является умение давать отчет в своих делах и поступках. Этому первым делом должны учиться и сами родители. Тогда процесс обучения будет прост и эффективен.

И в заключение приведу слова имама ‘Али, обращенные к его сыну Хасану:

Надень на себя одежду терпения в периоды бед,

И через прекрасное терпение ты приобретешь хороший конец (итог)[11].

На любом собрании (в любой ситуации) не расставайся с добротой[12],

Доброта (благоразумие) — это наилучший спутник для тебя.

Храни верность дружбе и оберегай ее,

От должного внимания к ней ты вкусишь чистоту черт характера (своего).

За все блага будь благодарен Аллаху,

И Он поднимет тебя на еще более высокие уровни щедрых дарований.

Человек таков, каковым он себя считает (на какой уровень себя ставит),

Стремись же среди людей к наивысшим степеням (уровням).

Стремись к приобретению удела (достатка) посредством халяльного[13],

И ты увидишь, как со всех сторон твой удел будет удваиваться.

Береги воду лица (слезы) и не проливай ее полностью (не горюй попусту).

Не жди от подлых людей высоких целей, благородства устремлений.

Учитывай права друга, когда приходит он к тебе,

Отвечая ему правдивым благородством, подобно обязательному для тебя[14].

Оберегай своих родителей и помогай им,

А также соседу своему, набожным людям и близким тебе[15].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Менталитет — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

[2] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1101, хадис № 3559; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 949, хадис № 68–(2321); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 330, хадис № 1975, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 243, хадис № 3984, «сахих»; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад. Т. 2. С. 316; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 225, 226, хадис № 477, «сахих».

[3] Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан сахих».

[4] Доволен — значит благодарен, ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации.

[5] Отмечу, что порицаемо именно много смеяться, смех без причины.

Что же касается тех случаев, когда смех уместен, то и сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) смеялся, причем порой так сильно, что «были видны его коренные зубы». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6571.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3236, хадис № 5171.

[7] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 549, хадис № 9154. Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2512.

[8] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.

[10] См.: аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 16.

[11] Беды и сложности завершатся для тебя благом.

[12] В тексте употреблено слово «аль-хильм», которое переводится как «кротость, мягкость, доброта; благоразумие».

[13] Того, что дозволено Всевышним.

[14] Относясь к этому как к обязанности для тебя.

[15] См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 15.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1