Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Перевозка покойного и перезахоронение

Возможно ли перезахоронение тела покойного? 

Кладбище, на котором похоронены мои родственники (отец, дядя и др.), по прогнозам может быть скоро затоплено — море слишком близко. Уже сейчас, если копнуть на пол-лопаты, из кладбищенской земли выступает вода. Можно ли в этом случае перенести останки умерших с этого кладбища и захоронить на новом месте? Если можно, то каким образом? 

Перезахоронение и перевозка покоящегося в могиле тела или его останков возможны только в исключительных ситуациях, в результате решения богословов данной местности или общественного решения, когда это обосновано крайней необходимостью или пользой<[1], что допускает большая часть исламских богословов[2]. К такого рода исключительным случаям богословы относят, например, опасение за неприкосновенность могилы, возможность затопления территории кладбища[3] или иного рода вред, вредительство, которые могут быть нанесены могиле или кладбищу.

К тому же есть исторические подтверждения допустимости этого. Например, третий праведный халиф ‘Усман, когда увидел, что мечеть Пророка уже не вмещает всех желающих в ней молиться, приказал перенести прилегающее к ней кладбище и расширить здание храма[4]. 

У меня очень важный вопрос, который мы с мужем не можем решить. Двенадцать лет назад у меня умер папа (мусульманин), я в то время еще не приняла Ислам и, соответственно, не понимала, что папу обязательно надо похоронить как мусульманина. В итоге его похоронили как христианина и не на мусульманском кладбище. Потом через три года ему прочитали Джаназа (мой будущий муж попросил в мечети прочитать). Надо ли папу перезахоронить на мусульманском кладбище?

Раскапывание покойного запретно (харам)[5] и допускается только в вынужденных ситуациях и до того срока, пока тело предположительно еще не разложилось[6].

Считаю (но не могу однозначно утверждать), что в вашей ситуации, тем более через столько лет, нет необходимости в перезахоронении. Любая земля — это место хранения останков человека до момента его воскрешения перед Судным Днем. Для ответа пред Богом тела будут восстановлены по Его приказу, а души, выпущенные из мира временного нахождения душ, устремятся в свои тела.

Нужно ли перевозить покойного на родину, если он умер вдали от родных мест? Что в Исламе говорится о перезахоронении человека?

Что касается действий пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по данному вопросу, то они указывают на то, что человек должен быть похоронен в той местности, где он умер[7]. Поэтому некоторые ученые говорили о нежелательности перевозки тела покойного, а порой и запретности. Также передается, что супруга пророка Мухаммада ‘Аиша, когда пришла на могилу ‘Абдурахмана ибн Абу Бакра, перевезенного после смерти из Эфиопии в Мекку, сказала: «Клянусь Аллахом! Если бы я была рядом, то похоронила бы тебя там, где ты умер». «То есть она не видела веской причины для перевозки тела ‘Абдурахмана в Мекку», — прокомментировали ученые-богословы[8].

В то же время есть несколько подтверждений тому, что если имеется веская причина для перевозки тела до захоронения, то это допускается[9]. Например, тела сподвижников Пророка Са‘да ибн Абу Ваккаса и Са‘ида ибн Зайда были перевезены из местности аль-‘Акык в Медину и там похоронены. Также сподвижник пророка Мухаммада ‘Абдулла ибн ‘Умар завещал, чтобы его тело не хоронили на месте гибели, а перевезли в место Сараф[10].

Богословы-ханафиты говорили, что лучше человека хоронить в той местности, где он умер, но и перевозка тела в другую местность до захоронения допускается[11].

Богословы-шафииты говорили о запретности (харам)[12] перевозки тела покойного в другую местность[13] для захоронения. «Перевозка тела на другие земли — это задержка захоронения и неуважение, пренебрежительное отношение к телу покойного», — говорили они[14].

В случае, когда покойного собираются хоронить не там, где он умер, необходимо, чтобы все обязательные процедуры приготовления к похоронам (омытие, саван, погребальная молитва) были выполнены в городе или селе его кончины до отправки, так как совершение данных процедур — это обязанность тех, среди кого он жил и умер[15].

Что же касается раскапывания покойного, то оно запретно (харам)[16] и допускается только в вынужденных ситуациях и до того срока, пока тело предположительно еще не разложилось[17]. К вынужденным ситуациям относят: захоронение покойного без омытия тела (гусль)[18]; захоронение на чужой, захваченной силой или незаконно территории, когда настоящий хозяин земли не соглашается на материальную компенсацию[19]; случаи, когда покойного расположили неправильно относительно киблы[20]. Если покойного похоронили, не завернув в саван, то раскапывать могилу и заворачивать его в саван нет необходимости, так как земля стала для него саваном[21]. Также не следует раскапывать могилу в случае, когда над покойным не была совершена погребальная молитва[22]. После захоронения она совершается у могилы[23].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее см.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 729–733.

[2] Обосновывают они свое мнение достоверными хадисами. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 401, хадисы № 1350–1352.

[3] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 731 (например, мнение имама Ахмада).

[4] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 79; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 236.

[5] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.

[6] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 238; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63.

[7] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 509; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[8] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 509; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[9] Обосновывают они свое мнение достоверными хадисами. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 401, хадисы № 1350–1352.

[10] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 509; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[11] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[12] Некоторые богословы-шафииты говорили только о нежелательности (макрух) перевозки тела покойного, аргументируя это отсутствием категоричных запретов по данному вопросу. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63.

[13] То есть недопустима перевозка покойного в другую область. Вывоз же тела покойного на кладбище, находящееся за границей города, абсолютно допустим, так как городские кладбища обычно расположены за чертой города.

[14] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1537.

[15] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63.

Безусловно, в исключительных случаях люди действуют в зависимости от складывающихся обстоятельств, но с необходимым уважением и почтением к телу покойного (покойной).

[16] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 730.

[17] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 238; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63, 64; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1531.

[18] После омытия тела и заворачивания в саван над ним совершают погребальную молитву.

[19] Если прошло много времени, то лучше не трогать останки покойного.

[20] Богословы-ханафиты, в отличие от шафиитских ученых, не считают первый пункт и последний вескими причинами для раскапывания могилы: «После того, как тело покойного засыпали землей, раскапывать его категорически запрещено. Исключением могут быть только те случаи, когда никак невозможно решение того или иного конфликта или вопроса, касающегося прав живых людей, кроме как через раскапывание могилы или перезахоронение покойника. Если тело покойного не было омыто или его неправильно расположили в могиле, то после того, как тело было засыпано землей, раскапывать его и что-то изменять не следует». См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 238; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 8. С. 238.

[21] Так считали богословы шафиитского и ханафитского мазхабов. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 63, 64; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1556.

[22] Если тело покойного опустили в могилу и вдруг вспомнили о том, что погребальная молитва над ним не была совершена, то, если его еще не начали засыпать землею, тело поднимают на поверхность, совершают над ним погребальную молитву, а затем опускают обратно в могилу. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1531.

[23] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1530, 1531, 1556.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1