Шахиды битвы при Ухуде (Сира 119/186)

Если ты пересекаешь подножье горы, где блуждают лицемеры, то взобравшись выше, можешь очутиться на вершинах веры. Подобный иман проявился в момент нападения в начале боя, увенчавшегося победой, а затем и в период защиты, когда чаша весов язычников перевесила и они возобновили наступление. Мусульмане благородно несли свою ношу.

Воистину, мужи — те, которые вступили в борьбу и защитили исход Ислама на земле. Они пишут историю своей непоколебимостью в следовании высоким идеалам и меняют своей решительностью ее вектор.

Передается, что у Хайсамы[1] в битве при Бадре был убит сын. Он пришел к посланнику Аллаха и сказал: «Воистину, я не смог принять участие в битве при Бадре, хотя, клянусь Аллахом, желал этого. Мы бросили жребий с моим сыном и ему выпало выйти в поход, где он удостоился чести пасть на поле битвы. Вчера я увидел его во сне в прекрасном обличье, он прогуливался посреди садов и рек Рая, говоря: «Присоединяйся к нам и будешь сопровождать нас в Раю. Воистину, я нашел обещание моего Господа истинным». Я проснулся с сильным желанием встречи со своим Господом. Я уже в преклонном возрасте, мое тело ослабло. Попроси Аллаха, чтобы Он даровал мне смерть на Его пути, чтобы я мог сопровождать моего сына в Раю». Посланник Аллаха прочитал за него ду‘а, и Хайсама пал шахидом в битве при Ухуде[2].

‘Амр ибн аль-Джамух[3] был хромым и имел четырех молодых сыновей, которые принимали участие в битвах вместе с посланником Аллаха. Когда Пророк отправился на поле боя при Ухуде, он пожелал вый­ти вместе с ним. Дети воспротивились и сказали: «Аллах снял с тебя обязательство, ты можешь остаться. Достаточно, что мы принимаем участие в военных действиях». ‘Амр направился к Пророку и пожаловался: «Воистину, мои дети не дают мне сражаться вместе с тобой. Клянусь Аллахом, я желаю отдать свою жизнь и со своей хромотой ступать по Раю». Посланник Аллаха ответил: «Аллах снял с тебя обязанность сражаться (но, если желаешь, можешь принять участие)». Сыновьям он сказал: «Воистину, почему бы вам не дать ему возможность выйти на поле боя. Быть может, Аллах дарует ему смерть на его пути». ‘Амр ибн аль-Джамух сражался вместе с посланником Аллаха и пал шахидом в битве при Ухуде[4].

Ан-Ну‘ман ибн Малик[5] передает, что он обратился перед битвой: «О посланник Аллаха, не лишай нас Рая! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, я хочу войти в Рай!» Пророк ﷺ спросил: «С чем?» Он ответил: «С тем, что люблю Аллаха и Его посланника. Я не покину поля битвы». Пророк сказал: «Ты правдив». В тот день ан-Ну‘ман пал шахидом[6].

Са‘д ибн Абу Ваккас передает: «Во время битвы при Ухуде мне встретился ‘Абдуллах ибн Джахш. Он сказал: «Не обратишься ли ты ко Всевышнему?» Я ответил «Да». Мы отошли в сторону, и я воззвал ко Всевышнему: «О мой Господь, даруй мне сильного, достойного противника, с которым я сражусь и одержу над ним победу, а затем заберу его трофей». ‘Абдуллах ибн Джахш сказал: «Амин». Затем он начал произносить слова молитвы: «О Господь, даруй мне сильного, крепкого противника, с которым я сражусь во имя Тебя. Затем пусть он повергнет меня, отрежет мне нос и уши. Когда я встречу Тебя завтра, ты спросишь: «О ‘Абдуллах, при каких обстоятельствах ты утратил свои уши и нос?» Я отвечу: «На пути Твоем и Твоего пророка». Мне будет сказано: «Правдив ты».

Са‘д ибн Абу Ваккас продолжил: «Воистину, мольба ‘Абдуллаха ибн Джахша была благостнее моей. Все свершилось именно так, как я попросил в своей молитве. В конце битвы мне хотелось увидеть ‘Абдуллаха ибн Джахша. Когда я нашел его убитым, то обнаружил, что тело моего друга было обезображено именно так, как он молил. Поистине, его нос и уши были подвешены на деревья нитью. Первая часть его мольбы была исполнена, и не было сомнения, что он встретит ответ и на вторую» [7].

Это лишь некоторые эпизоды мужества, с которым в начале и конце битвы столкнулось неверие, пошатнувшись от ужаса. Земля содрогнулась под неверующими, которые не смогли устоять в начале битвы и извлечь пользу из нее в конце.

Подобные примеры героизма, к сожалению, остались похоронены под стенами великой исламской истории, которую по сей день мы с восхищением читаем и изучаем. Печально признать, что не осталось былого величия Ислама. Сегодня нет личностей, подобных сподвижникам. Однако величие это можно вернуть, пробудив и воспитав праведное поколение мусульман, сердца которых будут наполнены неимоверной силой и энергией, готовых жертвовать многим на пути Всевышнего Создателя.

Каков секрет этого вдохновения? Откуда проистекает этот свет? Кто пробуждает эту силу?

Поистине, Мухаммад ﷺ. Он тот, кто воспитал неповторимое поколение верующих, напоил из своего бездонного сердца их сердца жертвенностью на пути Аллаха и предпочтением того, что у Него.

Великий Пророк ﷺ был ранен при Ухуде. Звенья защитного шлема так глубоко вонзились в его лицо, что Абу ‘Убейда[8], пытаясь извлечь их, лишился двух передних зубов. Кровь обильно текла из раны Пророка, любые попытки остановить ее и смыть водой лишь усиливали кровотечение, прекратилось же оно лишь когда прижгли рану. У Пророка был сломан резец, разбит шлем на голове. Несмотря на увечья, сознание его оставалось ясным и распаленным, он руководил действиями сподвижников до конца битвы.

Семье Пророка был нанесен непоправимый урон: был убит копьем в живот Хамза, которого посланник Аллаха особо почитал и любил. Жена Абу Суфьяна Хинд не преминула вытащить печень Хамзы и попыталась от нее откусить, но выплюнула из-за горечи. Тело Хамзы было найдено на поле брани, у него был распорот живот, он весь был обезображен. Посланник, видя следы страшного надругательства над его телом, испытал сильную боль и произнес: «Не быть мне испытуемым страшнее, чем этим, не бывать большему гневу, чем я испытываю сейчас. Если бы не тот факт, что Сафия[9] опечалится и если бы не мое опасение, что это станет сунной, я бы оставил его тело в долине. И пусть бы его склевали птицы и разорвали хищные звери. Если Аллах поможет мне одержать верх над курайшитами, я таким же образом поступлю с тридцатью из них». Мусульмане, находившиеся рядом с Пророком ﷺ, в поддержку сказали: «Воистину, мы так же жестоко поступим с их людьми». Тогда Аллах ниспослал аят:

«Если вам причинят зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение [простите обидчика, мудро избежите конфликта и противостояния], то это — лучшее для тех, кто терпелив [кто на самом деле является таковым, знает, что такое стойкость, воля, сила]» (Св. Коран, 16:126).

Посланник Аллаха ﷺ простил их, простили и его сподвижники. Ему было запрещено — а после он запретил остальным — поступать таким образом с павшими на поле битвы.

Покорность Аллаху смыла обрушившиеся на Его посланника печали. Посланник Аллаха ﷺ продолжил поиски своих сподвижников, чтобы облегчить их участь, укрепить иман и наполнить души словами утешения и смирения перед тем, что предрешено Аллахом.

Дуа пророка Мухаммада в битве Ухуд

В своде хадисов имама Ахмада[10] приводится, что в день Ухуда, когда язычники отступили, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Выстройтесь!» Сподвижники выстроились позади него в ряды. Затем он вознес молитву благодарности своему Господу:

اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ كُلُّهُ، اللَّهُمَّ لاَ قَابِضَ لِمَا بَسَطْتَ، وَلاَ بَاسِطَ لِمَا قَبَضْتَ، وَلاَ هَادِيَ لِمَنْ أَضْلَلْتَ، وَلاَ مُضِلَّ لِمَنْ هَدَيْتَ، وَلاَ مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ، وَلاَ مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْتَ، وَلاَ مُقَرِّبَ لِمَا بَاعَدْتَ، وَلاَ مُبَاعِدَ لِمَا قَرَّبْتَ، اللَّهُمَّ ابْسُطْ عَلَيْنَا مِنْ بَرَكَاتِكَ، وَرَحْمَتِكَ، وَفَضْلِكَ، وَرِزْقِكَ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ النَّعِيمَ الْمُقِيمَ الَّذِي لاَ يَحُولُ وَلاَ يَزُولُ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ النَّعِيمَ يَوْمَ الْعَيْلَةِ، وَالأَمْنَ يَوْمَ الْخَوْفِ، اللَّهُمَّ إِنِّي عَائِذٌ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا أَعْطَيْتَنَا وَشَرِّ مَا مَنَعْتَنَا، اللَّهُمَّ حَبِّبْ إِلَيْنَا الإِيمَانَ وَزِيِّنْهُ فِي قُلُوبِنَا، وَكَرِّهْ إِلَيْنَا الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ، وَاجْعَلْنَا مِنَ الرَّاشِدِينَ، اللَّهُمَّ تَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ، وَأَحْيِنَا مُسْلِمِينَ، وَأَلْحِقْنَا بِالصَّالِحِينَ غَيْرَ خَزَايَا وَلاَ مَفْتُونِينَ، اللَّهُمَّ قَاتِلِ الْكَفَرَةَ الَّذِينَ يُكَذِّبُونَ رُسُلَكَ، وَيَصُدُّونَ عَنْ سَبِيلِكَ، وَاجْعَلْ عَلَيْهِمْ رِجْزَكَ وَعَذَابَكَ، اللَّهُمَّ قَاتِلِ الكَفَرَةَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ، إِلَهَ الْحَقِّ

Перевод дуа:

«О Аллах, лишь Тебе принадлежит вся хвала. О Аллах, никто не сможет удержать то, что Ты расстелил [из благ], и никто не сможет расстелить то, что Ты удержал. И никто не направит на верный путь того, кого Ты свел с него, и никто не собьет с прямого пути того, кого Ты на него направил. Никто не в состоянии даровать то, что Ты запретил, и никто не сможет запретить то, что Ты даровал. Никто не сможет приблизить то, что Ты отдалил, и никто не сможет отдалить то, что Ты приблизил. О Аллах, расстели для нас из Своей благодати, милости, щедрости и удела.

О Аллах, я прошу у Тебя постоянного блаженства, которое не иссякнет и не закончится. О Аллах, я прошу у Тебя блаженства в день нужды и безопасности в день страха. О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от зла того, что Ты даровал нам и зла того, чего Ты нас лишил.

О Аллах, привей любовь в нас к вере и укрась ее (веру) в наших сердцах, и сделай неверие, порочность, непокорность ненавистными для нас. Направь нас в число тех, кто идет по прямому пути и указывает на него другим.

О Аллах, дай нам умереть покорными Тебе и воскреси нас таковыми, и причисли нас к праведным, и не дай нам ощутить стыда, и не дай нам оказаться искушенными смутами.

О Аллах, срази тех неверующих безбожников, которые обвиняют во лжи Твоих посланников, удерживают от Твоего пути, и пусть Твое наказание настигнет их! О Аллах, срази неверующих безбожников, которым дано Писание! О Бог Истины!»

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хайсама ибн аль-Харис — сподвижник из числа ансаров из племени Аус. Был убит в битве при Ухуде Хубейром ибн Абу Вахбом.

[2] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 249.

[3] ‘Амр ибн аль-Джамух — сподвижник, почитаемый житель Медины. Был из числа предводителей рода Салим. Был известен своей щедростью. Является одним из последних ансаров, принявшим Ислам. Пал шахидом в битве при Ухуде.

[4] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 9. С. 42, хадис № 17821.

[5] Ан-Ну‘ман ибн Малик — сподвижник из числа ансаров из племени Хазрадж. Был хромым. Принял участие в битве при Бадре. Пал шахидом в битве при Ухуде, где был убит Сафваном ибн Умайей.

[6] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 347.

[7] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 6. С. 501, хадис № 12769.

[8] Абу ‘Убейда ‘Амир ибн ‘Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Курайши (40 г. д. х.–
17 г. п. х.) (583–638 гг. по григор.) — один из десяти сподвижников пророка Мухаммада, кому при жизни был обещан Рай. Известен как Амин уммы заключительного Божьего посланника (Амин — тот, кому можно доверить, на кого можно положиться). Принял участие во всех битвах между мусульманами и язычниками Мекки. Умер в 17 г. по хиджре (638 г. по григор.) во время эпидемии чумы, охватившей в то время территорию Шама.

[9] Сафия бинт ‘Абдуль-мутталиб — сестра Хамзы ибн ‘Абдуль-мутталиба аль-Хашими.

[10] См.: Муснад Ахмад. Т. 24. С. 246–247, хадис № 15492.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1