Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Доводы в пользу изучения жизнеописания Пророка (Сира 3)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Изучение жизни Пророка ﷺ способствует раскрытию сути мироздания и помогает познанию Божьих истин, которые в понятной для восприятия форме раскрываются в посланнике Аллаха.

Ведь не зря Священный Коран повествует притчами, историями из жизни посланников, помогая внемлющим глубже осознать истину.

«Все то (все те важные вести), что Мы рассказываем тебе о посланниках, ради того, чтобы укрепить твое сердце (внести в него непоколебимость, уверенность). К тебе пришла в этом (в этой суре) истина [та информация, в правдивости которой не должно возникать сомнений], наставление (назидание) и поучительное повествование для верующих» (Св. Коран, 11:120).

Изучение жизнеописания Пророка позволяет лучше понять Священное Писание, многое в котором требует толкования и объяснения.

Сунна Пророка материализует Божьи законы, которыми человек верующий должен руководствоваться на земле.

Жизнь Пророка формирует исламскую культуру, охватывая все стороны вероубеждения и религиозной практики, а также вопросы нравственности. У пророка Мухаммада ﷺ спросили о благонравии, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» (Св. Коран, 7:199), а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя»[1].

Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал: «Самым тяжелым [и весомым в качестве аргумента в пользу человека] на чаше благодеяний [в Судный День] будут [проявленные им в земной обители] высокие нравы (совершенные им благородные поступки) [а это и доброе выражение лица, и этика, и благородство, и воспитанность во взаимоотношениях с другими людьми]»[2].

Пророк помогает достойно и благополучно пройти через мирскую жизнь, заслужив счастье в вечности. Он служит проводником для людей, а его пророческая миссия — дорожная карта, руководствуясь которой человек не собьется с верного пути. Он подробно и в красках описал, что ждет нас в загробной жизни, указал на всевозможные препятствия к внеземному счастью и научил обходить преграды с присущей верующему человеку мудростью и терпением. Весь этот путь — подготовка к Судному Дню и встрече с Создателем. Посланник Всевышнего ﷺ произнес: «Поистине, умным, проницательным является тот, кто инспектирует себя, умеет посмотреть на себя, свою жизнь со стороны и [активно живя] трудится, готовится к тому, что его ждет после смерти. Слабым же, немощным является тот, кто живет мечтами, надеждами и свое «Я» подчинил личным прихотям, капризам»[3].

Ему принадлежат и такие слова: «Человек не сдвинется с места в Судный день, пока не будет спрошен о следующем: жизни — как ее прожил, знаниях — чему из них следовал, имуществе — как приобрел и на что потратил, теле — на что износил»[4].

Посланник ﷺ сказал: «Для кого мирская жизнь станет главной его тревогою [если все в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольбах, обращенных к Богу, будет вертеться вокруг лишь мирского], того Всевышний сделает разрывающимся [между многими сотнями дел] и установит нужду, бедность прямо меж его глаз. В мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости]. Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, итогом всех намерений) [окажется] вечность, того Всевышний (1) благословит на сосредоточенность (собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, а также оптимальность их решения); (2) наполнит сердце душевным счастьем и всесторонней самодостаточностью, заложит богатство в его сердце; (3) а мирская жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата к мирскому изобилию, счастью будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]»[5].

Пророк ﷺ является примером для верующих во всех жизненных обстоятельствах.

«Поистине, в посланнике Божьем для вас хороший пример. [Образец благонравия] для тех, кто стремится к Богу [благодеяниями и усердием стремится быть помилованным Им], помнит о Судном Дне [сторонясь греха] и поминает Господа часто [возвращаясь к Нему мыслями, обращаясь с молитвами, возвеличивая и благодаря Его]» (Св. Коран, 33:21).

Через понимание личности Пророка ﷺ, через его слова, поступки и условия жизни раскрывается его величие, проистекающее из возложенной на него Аллахом пророческой миссии.

Сколько бы верующий ни искал идеал в ком-то ином, именно в жизни Пророка он обнаружит наилучший, совершенный и благой пример. Жизнь Пророка ﷺ полна образцов поведения достойного юноши, а затем и мужчины, верного своему народу, близким и друзьям.

Пророк Мухаммад ﷺ — великий пример призывающего к Ал­лаху мудростью и благим назиданием, расходующего все свои силы на пути донесения до людей Божественной миссии. Мы видим, что всю свою жизнь, силы, энергию и время он не тратит ни на что иное, кроме как на то, чтобы помочь людям обрести веру во Всевышнего Создателя.

Пророк Мухаммад ﷺ — великий пример правителя государства, который руководит с мудростью и умением.

Пророк Мухаммад ﷺ — великий пример достойного мужа, который умеет правильно выстраивать отношения со своей половиной веры.

Пророк Мухаммад ﷺ являет образец достойного отца, которому присущи снисходительность и мягкость, он грамотно распределяет права и обязанности по отношению к жене и детям.

Пророк Мухаммад ﷺ — искусный политик и полководец.

Пророк Мухаммад ﷺ — мусульманин, который берет на себя и несет обязанность поклонения, умеет отдаться своему Господу и одновременно достойно выстраивает отношения со своим окружением.

Во всем посланник Аллаха ﷺ совершенен. Если возьмем выполнение им молитв-намазов, то не сможем найти подобного ему. Если рассмотрим соблюдение им поста, то в этом никто не мог и не сможет сравниться с ним. Если полистать книги, в которых приводятся формы восхваления Аллаха, проговоренные Пророком, то окажется, что в его жизни не было момента, когда бы с его уст не сходил зикр[6]. Вся жизнь его была проникнута восхвалением и обращением к Всевышнему. И в этом ему также нет равных. Изучив любую сторону жизни пророка Мухаммада, мы не сможем найти равных ему. Пророк ﷺ был совершенен во всем.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Муснад Ахмад [Свод хадисов имама Ахмада]. В 45 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 28. С. 654. хадис № 17452; ас-Суюты Дж. Ад-дур аль-мансур [Рассыпанный жемчуг]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г]. Т. 3. С. 630.

[2] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 492, хадис № 8046, «сахих».

[3] Там же. С. 402, хадис № 6468, «сахих».

[4] См.: ад-Дарими А. Муснаду ад-Дарими [Свод хадисов имама ад-Дарими]. В 4 т. Рияд: аль-Мугни, 2000. Т. 1. С. 452, хадис № 554.

[5] См.: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «Ат-таргыб ват-тархиб» лиль-Мунзири [Избранное из книги «Пробуждение интереса и устрашение имама аль-Мунзири»]. В 2 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислями, 2000. Т. 2. С. 364, хадис № 1948.

[6] Зикр — различные формы восхваления Всевышнего.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1