‘Айб (араб. عيب — дефект, недостаток) — наличие какого-либо недостатка, например, в продаваемом товаре, резко снижающего у покупателя желание купить этот товар, а соответственно, и стоимость данного товара.
По единогласному мнению ученых-богословов, наличие ‘айба в продаваемом товаре закрепляет право за покупателем вернуть этот товар обратно либо получить определенную скидку на него, особенно если покупатель заранее не был проинформирован о недостатке.
В некоторых случаях ‘айб бывает скрытым, узнать о нем покупатель может только после совершения покупки. Подобное может быть связано с особенностью самого товара. Однако даже в таком случае, по мнению ученых-богословов, за покупателем закрепляется право вернуть этот товар обратно либо получить определенную скидку на него.
По мнению ученых-богословов, ‘айбом может считаться не только какой-либо дефект в самом предмете купли-продажи, но также и некоторые внешние факторы, связанные с ним, например, отсутствие коммуникаций и хороших дорог у продаваемого дома, наличие вредоносного производства рядом с ним и т.д.
Согласно изречениям пророка Мухаммада, продавец должен заранее оповестить покупателя о наличии какого-либо ‘айба в своем товаре, в противном случае это будет являться обманом.
При наличии каких условий купленный товар может быть возвращен продавцу, если в нем будет выявлен какой-либо ‘айб?
- ‘айб имелся до покупки и не является результатом действий самого покупателя,
- отсутствие в купленном товаре нового ‘айба, возникшего в результате действий покупателя,
- по мнению ученых-ханафитов и ученых-шафиитов, если продавец перед продажей своего товара заранее снимет с себя ответственность за возможное наличие какого-либо ‘айба в продаваемом товаре, а покупатель согласится на такое, то лишится права на возврат.
Следует заметить, что после бракосочетания (никях) выявление какого-либо серьезного ‘айба у одного из супругов, который, как правило, связан с его здоровьем и физическим состоянием, закрепляет за другим право на расторжение брака при условии, что об ‘айбе заранее сообщено не было[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. ‘Айб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 31. С. 81-113.
Тем, кто (1) уверовал [согласился с постулатами веры и религиозной практики], (2) совершал благие дела [благостность которых определяется общечеловеческими нормами морали и нравственности] и (3) уверовал в то, что было ниспослано Мухаммаду [как заключительному и завершающему череду посланнических и пророческих миссий], а это [Коран — Священное Писа
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 98:7, 8 и говорит о трех признаках довольства. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о культурном взаимодополнении народов России. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о культуре и идентичности народов России. Слушать и скачать можно в статье