Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

аль-Ваарис (الْوَارِثُ) — Наследующий

аль-Ваарис (الْوَارِثُ) — одно из имен Аллаха, которое означает Наследующий [люди уходят из бренного мира, забрав лишь дела и поступки, а все нажитое остается в итоге только Ему, Богу].

«Поистине, именно Мы [говорит Господь миров] даем жизнь и забираем ее. И все остается (останется) Нам. [Ничего из нажитого вами, сколь бы многочисленным оно ни было, вы в могилу унести не сможете. То, что произойдет с нажитым добром после вашей смерти, — полностью в ведении Господа миров, чему-то Он даст благополучное продолжение, а чему-то — нет.]» (Св. Коран, 15:23).

*

«Сколько неблагодарных за предоставленные возможности селений (недовольных, избалованных, заносчивых жителей селений) [городов, государств и цивилизаций] Мы [говорит Господь миров] погубили! Их места (обжитые ими территории) не заселялись после, кроме как незначительно [когда служили временным пристанищем, местом для ночлега мимо проходящих путников]. Мы [обращает наше внимание Творец] унаследовали все это. [Уничтоженные Божьей волею народы и цивилизации не забрали свои богатства и достижения с собой в могилу.]» (Св. Коран, 28:58).

Когда задумываемся о наследстве, мы думаем о том, что оставим после себя нашим семьям и близким. Имя Всевышнего аль-Ваарис побуждает нас думать с перспективой в вечности: с каким земным багажом мы шагнем в Загробный мир и предстанем пред Богом в Судный день? Есть ли у нас что-то из земных благодеяний, которые принесли пользу другим, а в итоге принесут и нам после смерти?

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человек умирает, дела его прерываются [книга земных дел и поступков закрывается], за исключением[1] трех вещей [к которым он имел ранее прямое или, возможно, даже косвенное отношение; трудом своим реализовал их в жизни земной]: (1) «движущаяся» [постоянная, продолжающая приносить пользу] милостыня [то или иное благодеяние, на которое он потратил свои средства, силы, возможности, время и которое продолжает приносить пользу людям даже после его смерти], (2) полезные [для других людей, для будущих поколений] знания [касающиеся самых разных сфер жизнедеятельности, просвещающие людей и облегчающие им жизнь; приближающие к Творцу, отстраняющие от греха], (3) благонравный ребенок (сын или дочь) [потомок], молящийся за него [за этого, уже покинувшего сию земную обитель человека. Упомянутые три направления, в которые он, ранее живой и активный, а ныне покойный, вложил при жизни средства, силы, время и, наконец, душу, будут наполнять чашу его благодеяний до тех пор, пока не перестанут приносить пользу другим, пока останутся реализуемыми другими]»[2].

Названное в этих трех пунктах – истинное наследие, которое принесет пользу лично нам после смерти.

Оставить наследство детям полезно. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) закрепил за каждым [наследником] его часть [наследства]»[3].

Но истинно наследующим является Аллах (Бог, Господь). Никто не знает, насколько на пользу нашим детям и семьям пойдет оставленное им наследство. Но, без сомнений, Аллах (Бог, Господь) наследует все, что человек оставляет на земле после своей смерти. И распоряжается этим по Своему желанию.

Как использовать имя аль-Ваарис в повседневной жизни

Задумывайтесь над тем, что оставите после себя детям, семьям и людям вообще. Это – разумная ответственность. При этом будьте спокойны, а происходящее после вашей смерти отдайте Богу, ведь лишь Он – Наследующий, распределяющий оставленное вами и благословляющий на должное и перспективное его использование вашими детьми, родными.

Безрассудно не привязывайтесь к нажитому имуществу. Рано или поздно вы его оставите. Оно перейдет истинно Наследующему – аль-Ваарису.

Пример использования имени аль-Ваарис в дуа

Яль-Ваарис, оставленное после моей смерти первоочередно вернется к Тебе. Благослови моих детей и родных использовать мое имущество в их земное и вечное благо, чтобы Ты был доволен ими.

Для размышления над этим именем

Подготовили ли вы своих наследников к тому, чтобы они не перессорились из-за оставленного имущества и денег? Смогут ли они использовать его, ваше наследство, праведно и правильно?

Мы, люди, порой покидаем сей бренный мир очень неожиданно, даже не успев сказать женам (мужьям) и детям, где у нас и что есть из наследуемого ими. Заранее оповестите! Держите в курсе долевого участия в бизнесах, прав собственности и наличных сбережений «под матрасом». Где-то все это должно быть прописано, собрано в одну папку и ежегодно актуализируемо.

Но главное: (1) осознайте, кто истинно Наследующий и (2) какие из дел ваших будут приносить вам пользу и после смерти. Пользу лично вам.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Замечу, что в других достоверных хадисах упоминается еще ряд исключений, например, выплата долгов за умершего, исполнение данного им обета, совершение от его имени паломничества, причем даже тем человеком, который не приходится ему родственником. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 100–102.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 669, хадис № 14–(1631); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 84, хадис № 14–(1631); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 326, хадис № 2880, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 285, хадис № 203; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 191, хадис № 8 (1384).

[3] Св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 295, хадис № 2713, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 110, хадис № 1758, «хасан».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1