ар-Рафиик (الرفيق) — одно из имен Аллаха, которое означает Друг, Спутник; Добрый, Мягкий.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды ‘Аише: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) добр (мягок). И Он во всех делах любит доброту (мягкость) [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]»[1].
Важно отметить тот факт, что пророк Мухаммад никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес[2]. Об этом есть несколько достоверных хадисов. Разумный человек не станет грубо отвечать на слова глупца и невежды, тем более если этот разумный и воспитанный человек является мусульманином. Даже умно «поставить на место» — значит пробудить неприязнь и большее недовольство в душе собеседника.
Также известно, что пророк Мухаммад молил Аллаха (Бога): «Господи, если под чьим-либо управлением (руководством) окажутся какие-либо дела моих последователей [от этих управленцев и руководителей будут зависеть дела и перспективы моих последователей], и он будет создавать им проблемы (трудности) [намеренно несправедливо относиться к ним], тому [управленцу или руководителю], Господи, создай проблемы (трудности). А к тому, под чьим управлением окажутся какие-либо дела моих последователей [их дела и перспективы будут зависеть от его решения, от его слова или рекомендации], и он будет добр к ним [справедлив и великодушен], то и Ты, Господи, будь к нему добр [независимо от того, кто он, прояви к нему милость Свою и Божественную доброту]!»[3].
Смысл имени Аллаха (Бога, Господа) ар-Рафиик в том, что Господь миров беспредельно Добр во всем том хорошем, что исходит от Него. И доброта – это прямая противоположность строгости, суровости, грубой силе. Также смысловая нагрузка данного имени несет в себе следующее значение: Бог последователен в Своих действиях, поступает благоразумно и взвешенно, с учетом Своего всезнания (аль-‘Алиим) и полной осведомленности (аль-Хабиир).
Как использовать имя ар-Рафиик в повседневной жизни
Постараться исключить из обихода грубость. Воспитывать в себе доброту и мягкость. В любой ситуации выдерживать паузу, обдумывать последствия, не торопиться с выводами. В любом случае улыбнуться происходящему и сознательно проявить жест доброты.
Пример использования имени ар-Рафиик в дуа
Яр-Рафиик, Ты Добр и Мягок, помоги мне воспитать в себе эти качества, проявлять их при любых обстоятельствах и помоги быть одаренным светлыми перспективами в земном и вечном, мне и моим детям, потомкам.
Для размышления над этим именем
Насколько вы добры к себе?
Насколько вы добры к жене (мужу), к своим детям и родителям?
Удается ли вам погасить гневную реакцию на грубость другого и выдержать паузу, прежде чем что-то сказать или сделать?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2163, хадис № 6927; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 347, хадис № 6927; Аль-муснад аль-джами‘. Т. 20. С. 204, хадис № 17043.
[2] Приведенная цитата о важности доброты и мягкости имела контекст: «Однажды [не очень вежливые] представители людей Писания (группа иудеев) попросили пророка Мухаммада о встрече. [Придя] они поприветствовали [его] словами: «Ас-саму ‘алейкя!» ‘Аиша [которая в этот момент оказалась рядом, не сдержав эмоций] воскликнула: «Нет, это вам «ас-сам» и Господне проклятие!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) [спокойно] возразил: «О ‘Аиша! Поистине, Аллах (Бог, Господь) добр (мягок). И Он во всех делах любит доброту (мягкость) [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]». ‘Аиша воскликнула: «А разве ты не слышал сказанное ими?!» Пророк ответил: «Я произнес в ответ: «И вам (ва ‘алейкум)».
Слово «ас-сам» переводится с арабского языка как «смерть».
[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Муслима аль-Байхакы и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 763, хадис № 19–(1828); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 468, хадис 3/655; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 90, хадис № 1464, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 313, хадис № 553, «сахих».