Октябрь 2010
Как вы считаете, востребовано ли сегодня дореволюционное богословское наследие?
Если рассматривать с точки зрения защиты диссертаций, написания научных трудов по истории России, думаю, работать над этим полезно. С точки зрения повседневной практики, это может пригодиться грамотным в вопросе арабского и старотатарского языков современным имамам. Они могут постараться провести некие параллели между прошлым и настоящим российского Ислама, дабы четче и конкретнее видеть этапы его развития, его будущее.
Вы всегда осторожно отзываетесь о суфизме. Как вы относитесь к тенденциям возрождения российских традиций суфизма (главным образом, Накшбандийа)?
Мое мнение о суфизме и о его современном формировании в России представлено в моей книге «Все увидят Ад» [1] «Тасаввуф»). Что касается возрождения либо появления новых для России суфийских течений, то отношусь к этому спокойно в том случае, если идеологи и учителя владеют языком первоисточника, имеют богословское образование и понимают реалии современной России. Упомянутое необходимо для того, чтобы россияне могли получать достоверную и здоровую информацию, а не морочили себе голову словами очередного «ясновидящего» или «Махди».
Вы неоднократно выступали с критикой отечественного востоковедения. Возможно ли сотрудничество богословов с востоковедами? В чем, по-вашему, состоят «ошибки» востоковедов?
Сотрудничество возможно и оно уже давно присутствует в виде проведения совместных конференций и написания научных трудов.
В чем, по-вашему, состоят «ошибки» востоковедов?
Это не столько ошибки, сколько разница между мусульманским богословием и классическим востоковедением. Становление российской и европейской наук в данной области происходило в виде изучения врага, поиска его недостатков, нахождения противоречий, разногласий в мусульманской среде, то есть это был взгляд через призму безбожия или Христианства, что привело к серьезному искажению того, что есть на самом деле в классическом Исламе. Ко всему прочему востоковедение больше изучает Ислам через местные национальные культуры, традиции, без разделения на то, что относится к религии, а что отношения к ней не имеет. В свою очередь мусульманские богословы верят в Божественную суть Писания и то, что миссия Мухаммада от Бога, они изучают религию, давая людям через те или иные трактовки коранических смыслов или Сунны пути реализации себя. И конечно же, востоковедение считает, что Коран написан самим «Магомедом», с подачи где-то случайно повстречавшегося ему христианина. То есть подходы совершенно разные, а потому и разные выводы.
Кто, по вашему мнению, наиболее уважаемые мусульманские лидеры в России?
Россия огромна, многонациональна. 38 ее народов исповедуют Ислам, одни — более тысячи, другие — многие сотни лет. Думаю, что наиболее яркими и авторитетными личностями в Российской Федерации являются два человека — председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и президент Чеченской республики Рамзан Кадыров.
Какова роль многочисленных муфтиятов?
Как я сказал, Россия огромна и многонациональна, а потому есть разделение на муфтияты, дабы была возможность более приближенно к реалиям региона и мусульманам, живущим в нем, решать проблемы и ставить задачи.
Где лучше всего изучать Ислам в России? Имеется в виду получение мусульманского образования.
Российский исламский университет в Казани.
В достаточной ли мере обеспечивает Российское государство свободное исповедание Ислама?
Думаю, что да. Свобод много, содействие имеется, но мало тех, кто смог бы это высокоэффективно и результативно реализовать на благо очень даже немалочисленной российской уммы.
Ислам един. Однако ведет ли жизнь мусульман в преимущественно немусульманском окружении к формулированию новых вопросов, решений и форм Ислама?
Ислам многообразен и многолик и не отвергает национальной культуры, учитывает географические особенности. Его каноны и положения гибки для решения самых разных проблем. Весь вопрос в грамотности, эрудированности и объективности тех, кому передаются эти вопросы и проблемы для нахождения ответов на них и их решения.
Беседовал Михаэль Кемпер (Нидерланды)
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Книга «Все увидят Ад» была расширена, доработана и переиздана под названием «Как увидеть Рай» (2013).