На сайте ведутся технические работы.

Дети после развода родителей

Аудио версия настоящей статьи:

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Поистине, живот был сосудом для моего ребенка, грудь – источником питья, а подол – тем, где он был и что его оберегало [он – выношенное и выстраданное мною]. Однако его отец развелся со мною и хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор пока не выйдешь замуж [за другого], у тебя больше прав на воспитание ребенка»[1].

Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение будет зависеть от суда или обоюдного согласия матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании[2].

Также однажды к пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и сказал: «Это – твой папа, а это – твоя мама. Возьми за руку того, кого желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. Она ушла вместе с ним[3]. В итоге права на ребенка были переданы его матери.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки, должна мать. По мнению одних ученых, это 5-летний возраст, по мнению других — 7-летний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ним переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть 5–7-летние дети и оба претендуют на то, чтобы они оставались с ними, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнувшие сознательного возраста дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами[4].

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия[5], о чем упоминается в одном из хадисов[6]. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом[7].

Богословы подчеркивают, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери»[8].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Байхакы и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 259, хадис № 2276, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 348, хадис № 2973.

[2] Кстати сказать, если (не дай Бог) ребенок потерял мать или обоих родителей в раннем возрасте, то предпочтение в его воспитании отдается в первую очередь родственникам матери ребенка, ее родным сестрам (о чем сказано в достоверном хадисе), конечно же, при условии что они имеют необходимые навыки ухода за детьми и подобающий морально-нравственный облик.

Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 2. С. 820, хадис № 2699; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 6. С. 380, хадис № 2699; там же. Т. 9. С. 635 и 645, хадис № 4251 и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2280, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 347, хадис № 2972.

[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3496, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349, хадис № 2974.

[4] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350.

[5] Традиция использования жребия при решении различных вопросов восходит к Ветхому Завету. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» — гласит Книга притчей Соломоновых (Притч. 16:33). Так, жребий использовали для распределения службы в храме (1Пар. 24:5; Неем. 10:34), в спорах о праве собственности (Притч. 16:33; 18:18) и т. д. В Новом Завете также упоминается практика бросания жребия: при избрании апостолами Матфея в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян. 1:26); Захария, согласно жребию, служил в храме, когда к нему явился ангел Гавриил (Лк. 1:9) и т. д. Пророк Мухаммад и его сподвижники тоже использовали жребий при решении различных вопросов (см.: св. х. Абу Дауда и ан-Насаи). См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3488, «сахих».

[6] Св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349–351, хадис № 2974 и пояснение к нему.

[7] В достоверном хадисе повествуется история времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда отец ребенка (не достигшего еще периода начала полового созревания, примерно, 11–12 лет) стал мусульманином, а мать не захотела принимать Ислам. Они пришли к Пророку. Отца и мать Божий посланник рассадил по разные стороны от себя и предоставил мальчику право выбора. При этом помолился: «Господи, наставь его на верный путь». Мальчик выбрал отца. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3495, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350, 351, хадис № 2975 и пояснение к нему.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 351.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1