Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Духовная сторона молитвы

Истинно, те, которые веруют, творят

благие дела, соблюдают молитву и платят

закят, получат свою награду от Господа.

И не узнают они ни страха, ни сокрушения[1].

Сердце

Достоинство, посредством которого человек превосходит все остальные творения Аллаха, – это природная склонность, способность познавать Бога. Развитие данной способности – это полноценность и гордость в этой жизни, а также подготовленность к вечности, Дню Суда и тому неизбежному, что настанет после него. Познает человек Творца своего именно сердцем, никак не другими частями тела. Именно сердце знает Всевышнего, приближает к Нему, делает ради Него. Тело же – это то, что должно следовать сердцу, служить ему, быть инструментом для него.

Именно сердце может чувствовать, инспектировать то, что у него пред Богом. Именно сердце является тем, к чему обращены Божественные требования, назидания и укоры. Если оно пусто или наполняется чем-то иным помимо Творца, то закрывает для себя путь к Богу.

Сердце является ядром покорности Всевышнему Аллаху. И то, что совершается телами, к примеру религиозная практика, – это лучи сердечного света. Но в то же время под воздействием сердца человек может начать грешить и оступаться. Если внутри темень, то это выливается во внешнюю озлобленность, скверность, дурные поступки. Внутренняя освещенность верой проявляется во внешнем благородстве, праведности. Ведь из каждого сосуда изливается то, что находится в нем.

Когда человек познает свое сердце, он познает себя. Познав себя, он познает Господа. Кто же не понял и не познал свое сердце, тот невежественен во всем остальном.

Немало людей, которые невежественны в познании своих сердец и самих себя. Такое впечатление, что между ними и их внутренним духовным миром стоит перегородка. Перегородка эта – отсутствие видения самого себя, отсутствие инспектирования внутренних чувств и ощущений, непонимание того, сколь управляемы наш внутренний мир и то, что вокруг, волей и желанием Всевышнего Творца.

Человек в своем жизненном полете может броситься вниз на уровень безбожия и греховности, а может взлететь до невероятных высот.

Кто не слышит свое сердце, не понимает его и, как следствие, не может ощущать, оберегать его, тот не в состоянии наблюдать за неописуемыми красотами внутреннего и внешнего миров. У него отсутствуют сердечная зрячесть и проницательность. О таких сказано:

«Они забыли Всевышнего, а Он сделал так, чтобы они забыли себя. Эти люди – сошедшие с правильного пути, они беспутны» (Св. Коран, 59:19)[2].

«Возноси хвалу Господу твоему»

В Исламе установлена ежедневная обязательная (фард) пятикратная молитва (араб. салят, перс. намаз). Заповедь о ней была дана во время Вознесения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Седьмое небо в Божественное присутствие. Это пришлось на семнадцатый день месяца Рамадан, за восемнадцать месяцев до переселения Пророка в Медину. Ранее верующие молились дважды в день: до восхода солнца и до захода[3].

«…Возноси хвалу Господу [молись, наполняясь чувством благодарности пред Ним] до восхода солнца [совершай утреннюю молитву] и перед закатом [послеполуденную молитву], восхваляй Его в часы ночи [читая ночную молитву], в начале дня [полуденную молитву] и в конце [выполняя вечернюю молитву-намаз], дабы мог ты обрести истинное счастье» (Св. Коран, 20:130).

Среди временных промежутков, отводимых для вознесения пяти обязательных молитв, Священный Коран особо выделяет ночь. Это время, когда замирает природа, все живое и неживое, созданное Творцом, умиротворяется и погружается в таинственный мрак.

«Все, что на небесах и на Земле, а также их тени склоняются перед Аллахом по утрам и вечерам, желая или не желая того» (Св. Коран, 13:15).

Именно ночное время наиболее благоприятно для молитвы. В месяце Рамадан особым мистическим трепетом окружена благословенная Ночь Могущества (Ляйлятуль-кадр). Не случайно обязательная молитва «Иша», молитвы «Витр», «Таравих» (во время месяца Рамадан), «Тахаджуд», а также возможные иные дополнительные молитвы, которые верующие определяют для себя, совершаются именно ночью.

«Поминай имя Господа твоего и утром, и вечером, а также ночью. Преклоняйся ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (см. Св. Коран, 76:25, 26).

*

«Возноси хвалу своему Господу, когда встаешь [восстаешь ото сна; поднимаешься с места, где сидел; встаешь на молитву-намаз], а также среди ночи возноси хвалу [благодари и возвеличивай] и при закате звезд [в конце ночи]» (Св. Коран, 52:48, 49).

Как молиться?

Молиться можно и нужно по-разному. Священный Коран и Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) содержат на этот счет много наставлений и примеров. Так, помимо пяти обязательных (фард) ежедневных ритуальных молитв есть рекомендуемые, дополнительные, праздничные молитвы, молитвы-ду‘а.

Все они, несмотря на их отличительные особенности, объединены в главном – вознесение хвалы Господу. Обращение к Творцу мироздания – вот чего не хватает в нашей сегодняшней жизни, обуреваемой соблазнами цивилизационного прогресса.

Ежедневная пятикратная молитва-намаз является основой духовной дисциплины, оказывающей колоссальное влияние на жизнь каждого мусульманина и всей исламской уммы. Как один из главных признаков богобоязненности и благочестия мусульманина, ежедневная молитва требует от него силы воли и твердости характера. А несоблюдение заповеди молитвы есть признание собственной слабости и безволия, следование своим прихотям и капризам, что в конечном итоге может привести к духовному падению человека[4]. Опираясь лишь на свои силы и возможности, человек рискует в любой момент ощутить полное бессилие перед не зависящими от него обстоятельствами, оказаться без опоры и помощи.

Выполнение обязательств пред Богом невероятным образом совершенствует и систематизирует нашу жизнь. Затруднения или сложности в этом, а особенно в постоянстве совершения молитв, возникают обычно из-за расхлябанности, замаскированной лени и неумения рационально использовать жизненные силы.

Из-за духовного несовершенства человека, его постоянного пребывания в мире суеты и земных искушений зачастую он бывает не готов пять раз в день в строго определенное время (будь то дома, на работе или в пути) найти нужные, достойные Господа слова для Его восхваления и мистического диалога с Ним. А какие человеческие слова хвалы и благодарности достойны Господа миров, если не Его Слово, обращенное в вечность и данное нам в Священном Коране? Это не «чужие» слова молитвы, как может показаться на первый взгляд; это слова Всевышнего, Который, говоря языком Писания, ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который «ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см. Св. Коран, 50:16). Ритуал чтения Священного Писания в молитве нисколько не умаляет, не обезличивает, но – наоборот! – усиливает, возвеличивает, сакрализует ее.

Одной из надуманных преград в сознании человека для начала изучения, приобщения себя к молитвенной практике является необоснованный страх перед необходимостью заучивания молитвенных формулировок на арабском, для большинства неродном, непонятном языке. Здесь очень важно отметить, что для ведения полноценной религиозной практики, как и вообщем для жизни, человеку совершенно не обязательно учить арабский язык, максимум – знание алфавита и корректная артикуляция[5].

Подходить к этому стоит проще. Во-первых, Ислам дан не только для арабов или специалистов арабского языка, а для всех людей. Во-вторых, Всевышний не требует того, что больше наших сил и возможностей (см. Св. Коран, 2:286). Ну и в-третьих, религиозная практика должна оживлять нас (см. Св. Коран, 8:24), придавать больше жизненных сил и энергии, воодушевлять на более значительные и общественно полезные дела и поступки, достижения и открытия.

Первым делом человеку, начавшему приобщать себя к ритуальной практике (а новичков, как правило, гнетут различного рода домыслы и сомнения), важно осознать, что обязательная молитва – это то, с чем ему идти в течение всей своей жизни. От этого понимания становится гораздо легче, молитва превращается в естественное продолжение нормальной, полноценной жизни. Точно так же при сдаче экзамена впервые появляются волнение, сбивчивость, что-то забывается, но со временем, когда человек набирается знаний, опыта, мудрости, экзамен не только не отягощает, но появляется даже потребность в сдаче экзаменов, показывающих нам тот уровень, на который мы поднялись (или опустились) за последнее время.

Намаз как диалог с Богом

Господь участвует в диалоге с человеком, но Его речь – в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву[6] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики яумиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и рабом Моим. Ему Я [дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит»[7].

Молитва тела

В молитве важную роль играют не только душа и сердце, но и тело. Оно участвует в каждом движении души, ибо незримые психофизические механизмы поддерживают обратную связь между положением тела и состоянием души и сердца: трудно сосредоточиться на молитве, вальяжно сидя на диване, но определенные положения тела помогают собраться с мыслями и почувствовать ответственность момента во время молитвы. Участие тела в совершении молитвы символизирует «молитву тела», восхваление плотью Творца.

Так, например, стояние в намазе – выражение бодрости духа, собранности, готовности к исполнению воли Божьей, а коленопреклонение символизирует покорность Господу, смирение и покаяние. Более того, мусульманские эзотерики[8] в ритуале намаза видели отражение того, как славит Господа все сотворенное: простирание ниц символизирует поклонение растительного мира, поясной поклон – поклонение мира животного, стояние в молитве – поклонение человека, творения, наделенного разумом.

«Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, страшится [наказания в] будущей жизни и надеется на милость Господа [равен тому, кто не делает этого]?!» (Св. Коран, 39:9).

*

«Рабы Милостивого – те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: «Мир [вам]!» И те, которые проводят ночи, падая ниц и стоя пред Господом своим» (Св. Коран, 25:63, 64).

Суть молитвы (намаза)

В чем же суть исламской молитвы? Несомненно, молитва мусульманина – это вознесение хвалы Единому Господу, это признание Его Единственности и Всемогущества, покаяние и испрашивание у Него милости, благоволения и помощи. Но сокровенная суть исламской молитвы – это предание себя Богу, Его воле, полное упование (ат-таваккуль) на всеведение и мудрость Любящего Творца.

Исламская молитва – это молитва тех, кто свидетельствует: «Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию и историческую последовательность]: «Мы уверовали в Бога, в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Я‘кубу (Иакову) и их потомкам, а также – Мусе (Моисею) [Тора] и ‘Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и мы Ему [Единственному Господу] покорны» (Св. Коран, 2:136).

Послесловие

Мусульмане ежедневно молятся не только о себе и своих близких, но и обо всей мировой общине верующих, умме последнего Пророка, расселенной на пяти континентах земного шара, включающей многие народы планеты. Так складывается география исламской молитвы.

Мусульмане возносят молитву-ду‘а об умерших. Это яркое свидетельство того, что они твердо верят в Жизнь Вечную, в жизнь после смерти; верят в грядущее Воскрешение из мертвых. В этом заключается направленность исламской молитвы – в Вечность, вопреки земному бытию.

Мусульмане молятся о защите от зла Антихриста и от мук адских. В этом заключается особое своеобразие и эсхатологический[9] смысл исламской молитвы, молитвы, обращенной к событиям, которые будут связаны с Концом Света, Воскрешением из мертвых и Судным Днем.

Вопросы по теме

Я не молюсь. Имею ли я право называться мусульманкой?

Вы имеете полное право называться мусульманкой, если согласны с постулатами веры и религиозной практики, не отрицаете их.

Чего ожидать, какие должны быть чувства у человека, недавно начавшего соблюдать религиозную практику?

Можно ожидать появления чувств вдохновения, гармонии, самодостаточности, в то же время – позитивный настрой на самоотдачу, мобилизацию духовных, интеллектуальных, потенциальных, редко активизируемых сил…

Не стоит ожидать «волшебного света» или «голоса свыше», но уловить и каждый раз поддерживать свою персонифицированную сердечную связь со Всевышним вполне может каждый.

Я очень хочу начать делать намаз, но у меня проблема – я боюсь начать и сделать что-либо неправильно.

Нужно удалить чувство страха и сомнения. Подобно ребенку, делающему робко первые шаги, так и вы постепенно начинайте приобщаться к молитве.

Отчего нужно молиться именно на арабском, ведь все равно думать и мыслить я буду на русском языке?

Изучение арабского языка не относится к категории чего-то обязательного. Основной необходимый минимум для мусульманина в данном вопросе – молитвенные формулы, читаемые в намазе именно на арабском языке. Их немного. Они объединяют миллиарды мусульман самых различных национальностей. Придя в любую из сотен тысяч мечетей мира (Париж, Лондон, Москва, Токио, Каир, Дамаск, Нью-Йорк, Мекка), вы свободно сможете совершить очередную обязательную молитву за местным имамом, какой бы национальности он ни был.

Когда вера ослабевает, сам того не замечая, сделав машинально намерение, я совершаю молитву напоказ. Я понимаю, что сам себя обманываю, но получается это как-то автоматически. Подскажите, как избавиться от этого?

Делайте то, что в ваших силах, сохраняя морально-психологическое равновесие.

Также не нужно ожидать от каждой молитвы-намаза невероятного воодушевления. Минимум от обязательной молитвы, даже если она совершена механически, – это выполнение обязательства пред Творцом. Максимум – умиротворенность, уверенность, удаленность от всех отрицательных эмоций, воодушевленность и воздаяние (аджр) от Всевышнего для молящегося как в этой жизни, так и в вечности.

К тому же молитва-намаз «удерживает человека от совершения явно негативного, пагубного»[10]. Обязательная молитва – это очень важная составляющая в воспитании человека как набожной и высоконравственной личности.

А чтобы не отвлекаться на пробегающие в голове мысли во время намаза, переключите внимание на выверение правильности телодвижений, на произнесение слов молитвы и их смысл. Это не трудно.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Св. Коран, 2:277.

[2] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 293, 294.

[3] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 352.

[4] «Между [верующим] человеком и неверием – оставление молитвы» – гласит хадис Пророка. Но даже, казалось бы, далекий от веры в Бога индивидуум в час трудностей и испытаний невольно, инстинктивно обращается к Высшей Силе, Высшему Разуму с мольбой о защите и помощи. И можно с уверенностью сказать, что молитва есть отражение той сверхчувственной реальности, которая таится в сокровенных уголках души каждого человека, независимо от его мировоззренческих убеждений. Но высший смысл и настоящее таинство молитва обретает в монотеистической традиции.

[5] Положение органов речи при произнесении того или другого звука речи.

[6] Мусульманские богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в каждом ракяате любой молитвы-намаза.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 12, 13.

[8] Т.е. толкователи скрытого, тайного смысла вещей и явлений.

[9] Эсхатология – учение о Конце Света, о том, как и когда это произойдет, каковы будут последние дни мира. Эсхатологические учения Ислама, Христианства и Иудаизма имеют много общих черт.

[10] См.: Св. Коран, 29:45.

Намаз

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Культурная идентичность

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 49:13 и говорит о межкультурных отношениях. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ибн Таймия, Ибн Кайим

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает о жизни и трудах двух великих богословов. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Преврати медь в золото!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как превратить каплю духовности в нескончаемый поток радости. Слушать и скачать можно в статье

    08.12.24

Аят дня

Хадис дня

54:49

Воистину, Мы [говорит Господь миров] абсолютно все сотворили определенно [то есть все имеет свои размеры, границы, сроки, обстоятельства, последовательность, которые выстраиваются и устанавливаются в соответствии с мудростью Творца и Его изначальной осведомленностью][1] (Св. Коран, 54:49). Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1]

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Культурная идентичность

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 49:13 и говорит о межкультурных отношениях. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ибн Таймия, Ибн Кайим

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает о жизни и трудах двух великих богословов. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Преврати медь в золото!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как превратить каплю духовности в нескончаемый поток радости. Слушать и скачать можно в статье

    08.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic