Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Фетва Совета улемов ДУМ РФ «О вакцине Спутник V»

Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/21

О ВАКЦИНЕ «СПУТНИК V»

Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) в ходе очного заседания, состоявшегося в г. Саранск 4-го числа месяца Ша‘бан 1442 года по лунному календарю, что соответствует 17-му марта 2021 г. по григорианскому календарю,

постановил:

1. Согласно предоставленной информации национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России) о вакцине «Спутник V» в ходе продолжительного обсуждения ее состава, в котором приняли участие разработчики вакцины, доктора медицинских наук, члены общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, сотрудники МЦСИС «Халяль» при Совете Муфтиев России и др., Совет улемов ДУМ РФ пришел к выводу, что применение вакцины «Спутник V» с точки зрения Ислама считается дозволенным.

2. Совет улемов ДУМ РФ не обладает компетенцией давать соответствующие рекомендации по вопросу применения какой-либо вакцины. Совет считает, что в данном случае следует обращаться к компетентным в этой области врачам, так как любое лекарство может иметь свои противопоказания к применению. Цель богословского заключения ‒ дать подробное разъяснение состава вакцины «Спутник V» на предмет его допустимости.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 1

С письмом о просьбе раскрыть состав вакцины, направленным директору ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России Гинцбургу А. Л., можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

С ответом на письмо можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

С дополнением к ответу на письмо можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О ВАКЦИНЕ СПУТНИК «СПУТНИК V»

Актуальность исследования

Стоит признать, что события ушедшего 2020 года, повлекшие распространение по всему миру новой коронавирусной инфекции COVID-19, стали глобальным вызовом для всего человечества за последние полвека. Согласно данным, опубликованным оперативным штабом Москвы по ситуации с коронавирусом, на сегодняшний день[1] свыше 113 млн людей по всему миру заразились коронавирусом COVID-19, из них более 2,5 млн человек умерли от последствия данного вируса[2]. Значимый ущерб был нанесен сектору экономики каждой страны. Только в России, по данным ФНС, наиболее пострадавшими отраслями экономики из-за распространения коронавируса стали воздушный, водный и железнодорожный транспорт, сфера развлечений и досуга, гостиничный бизнес, сфера образования, туризма, общественного питания и др.[3] Безусловно, данная чрезвычайная ситуация, имеющая международное значение, побудила лидеров многих стран искать противоядие распространению данного заболевания. Россия стала одной из первых стран, которая в сентябре прошлого года объявила о создании первой вакцины от коронавируса ‒ «Спутник V». Выпуск и последующее производство данной вакцины заставило некоторых мусульман усомниться в ее составе. В адрес Духовных управлений мусульман стали поступать обращения с просьбой разъяснить позицию шариата о дозволенности применения вакцины «Спутник V», нет ли в ее составе запрещенных компонентов. Данное богословское исследование призвано дать полный и исчерпывающий ответ на данный вопрос.

Методология исследования

Она опирается на данные, предоставленные НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи, о составе вакцины «Спутник V», а также на заключения ряда авторитетных организаций по изданию фетв касательно присутствия запрещенных компонентов в составе продуктов питания и медицинских препаратов.

О вакцине «Спутник V»[4]

Вакцина «Гам-КОВИД-Вак», более известная как «Спутник V», была разработана учеными Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России для профилактики заболевания COVID-19, вызываемого коронавирусом SARS-CoV-2. Вакцина представляет собой рекомбинантные частицы аденовирусов человека, несущего в своем составе ген, кодирующий протеин S, являющийся белком оболочки коронавируса SARS-CoV-2. В составе вакцины для первой и второй иммунизации используются аденовирусы 26-го и 5-го серотипов. Это позволяет, применяя препараты вакцины с интервалом в 21 день, вырабатывать иммунитет прежде всего в отношении доставляемого в организм S белка коронавируса, а не аденовируса, выполняющего функцию носителя. У используемых в вакцине аденовирусов удалены гены, ответственные за размножение в организме человека, поэтому вакцинация не может вызвать инфицирование и болезнь. Попадая в организм человека, аденовирус доставляет ген S белка, который сначала используется для наработки РНК, с которой считывается последовательность белка. Организм воспринимает белок, кодируемый аденовирусом, как чужеродный. Происходит формирование антител и клеток, распознающих фрагменты S белка. Это позволяет создать комплексную иммунную защиту от коронавируса SARS-CoV-2.

Общий механизм защиты с использованием антител к S белку реализуется посредством нейтрализации вируса. Вирус, проникающий в организм вакцинированного, связывается антителами, которые не дают ему попасть в клетки и заразить их. При этом антитела делают вирус видимым для иммунной системы, что приводит к его инактивации другими механизмами иммунной системы. Клеточный иммунитет, сформированный у вакцинируемого, позволяет выявлять клетки, в которые вирус успел проникнуть, и уничтожает их системы. Таким образом, вакцина не содержит коронавирус, вызывающий COVID-19, и не содержит инфекционных частиц аденовируса, способных вызвать болезнь. В настоящий момент вакцина прошла все необходимые испытания безопасности и эффективности на нескольких видах животных (грызуны и приматы). Позже вакцина была испытана на двух группах добровольцев (по 38 человек в каждой). По результатам исследований безопасности и иммуногенности на здоровых добровольцах было показано, что вакцина обладает высокой иммуногенностью и при этом низкой реактогенностью, не вызывает серьезных нежелательных явлений. Результаты данного исследования опубликованы в одном из лучших медицинских изданий Lancet[5] и доступны для ознакомления любым желающим[6]. Регистрационное удостоверение, позволяющее применять вакцину в гражданском обороте, прежде всего для защиты наиболее восприимчивых, выдано 11.08.2020.

По состоянию на 09.03.2021 продолжаются пострегистрационные клинические исследования. В них принимают участие 33 тыс. добровольцев. Промежуточный анализ третьей фазы исследования вакцины «Гам-Ковид-Вак» («Спутник V») показал эффективность 91,6% против COVID-19, среди добровольцев старше 60 лет - 91,8%. Антитела к коронавирусу после вакцинации были обнаружены у 98% добровольцев. Клеточный иммунитет был выявлен у всей исследуемой группы участников испытаний. Как и в случае первых фаз исследований, результаты исследований эффективности опубликованы в журнале Lancet и могут быть подробно изучены любым желающим[7]. Клинические испытания препарата продлятся до конца 2021 года, однако очевидно, что в соответствии с полученными результатами вакцина является безопасной, иммуногенной и эффективной в рамках ее широкого применения. В этой связи на высоком уровне принято решение об использовании вакцины для формирования коллективного иммунитета во всех возрастных группах в соответствии с инструкцией по применению препарата. Инструкция, постоянно обновляемая по результатам получения дополнительных данных об использовании вакцины у различных категорий граждан, находится в открытом доступе для изучения любым желающим[8].

О составе и технологии производства вакцины «Спутник V»

Как уже было сказано выше, Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (далее - ДУМ РФ) поступают частые обращения от мусульман России относительно дозволенности или запретности вакцины «Спутник V» с точки зрения Ислама. 27 января 2021 года заместитель председателя Совета улемов ДУМ РФ, муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов направил обращение директору ФГБУ НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи Минздрава России Гинцбургу А. Л. с просьбой предоставить Совету улемов ДУМ РФ подробную информацию о составе вакцины «Спутника V» для вынесения шариатского заключения о дозволенности либо запретности данной вакцины для мусульман (см. Приложение 2). Спустя некоторое время был получен развернутый ответ на данное обращение (см. Приложение 3).

Как утверждают разработчики, производство вакцины осуществляется с использованием культуры клеток человеческого происхождения в условиях биореактора, тогда как все питательные вещества для роста клеток являются химически определенными (protein free media), компоненты животного происхождения и компоненты крови при производстве вакцины не используются. Произведенное с использованием культуры клеток потомство аденовирусов подвергается очистке в три стадии, что обеспечивает отсутствие в составе вакцины каких-либо компонентов человеческого или животного происхождения (см. Приложение 3).

Для того чтобы задать уточняющие вопросы о составе вакцины «Спутник V», 11 февраля 2021 г. Духовное управление мусульман РФ организовало проведение круглого стола[9], в котором приняли участие: заместитель председателя Совета улемов ДУМ РФ Аляутдинов Ильдар Рифатович; генеральный директор МЦСиС «Халяль» при ДУМ РФ Газизов Айдар Габдуллович; заведующий лабораторией механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов и референсного центра по коронавирусной инфекции НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России Гущин Владимир Алексеевич; академик РАН, доктор медицинских наук, научный руководитель ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Хабриев Рамил Усманович; председатель комитета Общественной организации «Деловой России» по медицинским услугам, член Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Муслимов Муслим Ильясович; первый заместитель Генерального директора УК «Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ)» Ситдеков Тагир Алиевич и др. В ходе обсуждения состава вакцины «Спутник V» выяснилось следующее:

1. Для создания вакцины Гам-КОВИД-Вак («Спутник V») используются два аденовируса человека 26-го и 5-го серотипов. Аденовирус человека в норме вызывает ОРВИ подобное заболевание, однако разработчики для создания вакцины используют специальные аденовирусы, которые не способны размножаться в организме человека. Так, у генетически модифицированных аденовирусов удалены гены, позволяющие размножаться в клетках человека. Таким образом, используя эти частицы, невозможно нанести вред здоровью человека и вызвать инфекционное заболевание. Также генетические изменения касаются внедрения в состав генома аденовируса S белка коронавируса SARS-CoV-2. Именно этот вирус является возбудителем болезни COVID-19. Попадая в организм, вакцина формирует иммунитет к S белку коронавируса, это нужно, чтобы, если в организм проникнет реальный коронавирус SARS-CoV-2, его узнали и уничтожили антитела и клетки иммунной системы (CD4 и CD8), распознающие вирус и его компоненты. Для промышленного производства компонентов вакцины Гам-КОВИД-Вак (аденовирусные частицы 26 и 5 серотипов) используется клеточная линия человеческого происхождения (HEK 293). Эта клеточная линия происходит от потомства клеток, выделенных из почки абортированного человеческого эмбриона в 1973 году. Данные клетки являются оптимальными для их использования в биотехнологических условиях для наработки компонентов вакцины. После наращивания вируса с использованием клеток в контролируемых условиях биореактора рекобинантный вирус очищают от компонентов среды и клеток продуцентов. Целевой продукт проходит многостадийную очистку с использованием хроматографичкских методик и фильтрациии, в том числе с использованием стерилизующих фильтров. Требования к очистке подразумевают наличие верхнего предела, допускающего в конечном продукте наличие не более 10 нанограмм ДНК клеток продуцента на одну дозу вакцины. При проведении контроля качества выпускаемых серий этот предел никогда не превышался. Данный предел соответствует наиболее строгим критериям чистоты, утвержденным фармацевтическими регуляторами по всему миру, а установление более низкого предела на остаточное количество ДНК приведет к сложностям его обнаружения существующими методами контроля.

2. В составе вакцины содержится 95% этиловый спирт в количестве 2,5 микролитра, который обеспечивает стабильность вакцины при 2-8 градусах Цельсия.

Шариатское заключение о составе вакцины «Спутник V»

В ходе подробного изучения состава вакцины «Спутник V» Совет улемов ДУМ РФ счел необходимым дать правовую шариатскую оценку двум компонентам, которые вызывают особый интерес и значение. А именно – использование клеток абортированного человеческого эмбриона (HEK 293), полученных в 1973 году, а также наличие этилового спирта в количестве 2,5 микролитра.

  1. Использование клеток абортированного человеческого эмбриона (HEK 293).

В Священном Коране сказано:

«Мы [говорит Господь миров] почтили потомков Адама и дали им возможность благополучно передвигаться по суше и воде, Мы предоставляем прекрасные дары (блага). Перед многим другим из числа сотворенного Нами люди имеют немалое количество преимуществ» (Св. Коран, 17:70).

Данный коранический аят указывает на особый статус человека у Всевышнего Аллаха. Он возвысил его, даровал бесчисленное количество благ, почтил пред всеми остальными творениями. Из данного аята богословы-правоведы вывели важное шариатское правило о недопустимости использования или потребления чего-либо, если в составе присутствует компонент человеческого происхождения. Однако следует заметить, что в ряде случаев ученые допускают определенные послабления по данному вопросу по причине необходимости этого, как спасение жизни человека или сохранение его здоровья. Примером могут служить постановления всемирных мусульманских академий правоведения (фикха), в которых они допускают: пересадку органов при соблюдении определенных условий, пересадку клеток мозга и нервной клетки, использование эмбрионов в качестве источников трансплантируемых органов, трансплантация половых органов[10].

Данное положение (о допустимости) может быть применимо и в отношении клеток, выделенных из почки абортированного человеческого эмбриона. Доводом для этого может служить следующее:

1. «Истихаля». Под «истихаля» в фикхе следует понимать изменение основных свойств какого-либо вещества (сырья), при котором изменяется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому) таким образом, что пути к возвращению в прежнее состояние нет[11]. В данном процессе нечистые вещества или вещества, загрязненные нечистотой, изменяются и превращаются в чистые, а запретные ‒ в дозволенные по шариату.

«Истихаля» как метод очистки признается учеными-богословами ханафитской и маликитской школ фикха[12].

Имам аль-Кудури в книге «аль-Мухтасар» говорит: «Если вино превратилось в уксус, то оно становится дозволенным (халяль), независимо от того, превратилось ли оно в уксус самостоятельно или с добавлением [каких-либо] ингредиентов»[13].

Ибн ‘Абидин в книге «аль-Хашия» пишет: «Процесс очистки путем превращения одного вещества в другое было мнением Мухаммада, которое выбрали ученые-ханафиты, кроме Абу Юсуфа и сделали его основным в ханафитской школе фикха»[14].

Имам аль-Карафи в книге «аз-Захира» говорит: «Всевышний Аллах вынес решение о нечистоте [тех или иных] предметов из-за присутствия в них нечистых веществ. Если нечистоты будут устранены, то изменится правовой статус предмета [он станет чистым] по мнению всех ученых»[15].

Существует ряд авторитетных организаций по изданию фетв, считающих «истихаля» методом очистки, при котором нечистые вещества будут становиться чистыми[16].

Согласно полученным данным от ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России (см. Приложение 4), «…клеточная линия HEK 293 была получена в биотехнологических условиях для наработки компонентов вакцины. После наращивания вируса с использованием клеток в условиях биореактора вирус очищают от компонентов среды и клеток продуцентов. Аденовирусные частицы проходят 3 стадии хроматографической очистки, 4-ю - фильтрацию…».

При сегодняшних методах очистки, коим является хроматографическая очистка[17], которая не была доступна людям раньше, следует не сомневаться, что «истихаля», о которой говорили ученые-богословы прошлых столетий, в полной мере осуществляется, то есть нечистое вещество (наджаса) становится чистым (тахир), что означает дозволенность его использования.

2. Допустимость лечения лекарством, содержащим нечистоту (наджаса), если нет иных разрешенных аналогов.

Данного мнения придерживаются богословы-ханафиты и богословы-шафииты, не считающие «истихаля» способом очистки[18]. Основой в данном вопросе служит хадис, приведенный в своде хадисов имама аль-Бухари и Муслима, в котором сообщается, что однажды к Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) прибыли люди из племени ‘Урайна и почувствовали недомогание. Он посоветовал им [в течение непродолжительного времени] пить мочу и молоко дойных верблюдиц[19].

Шафиитский ученый Ибн Раслан ар-Рамлий сказал: «Основным мнением в нашем мазхабе является допустимость лечения всеми разновидностями нечистоты (наджаса), кроме [лекарств, содержащих] алкоголь. Данное мнение основывается на хадисе, приведенном в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, в котором сообщается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) рекомендовал людям пить мочу верблюдов для лечения. Что касается хадиса «Не лечитесь запрещенным» и «Лечение для моей общины не было даровано в том, что является запрещенным», то данный запрет касается случаев, когда в наличии есть другие лекарства, которые не содержат нечистоты (наджаса)»[20].

Ханафитский ученый имам аз-Зайля‘и в книге «Ат-табйин аль-хакаик» говорит следующее: «Автор книги «Ан-нихая» сказал: допускается лечение тем, что в основе является запретным (харам), как вино или моча, при условии, что назначает лечение врач-мусульманин и нет альтернативы иному лечению»[21].

Из вышесказанного следует, что ученые-богословы разрешают использовать лекарство, содержащее нечистоту (наджаса), если нет иной, разрешенной шариатом альтернативы лечения.

3. Использование клеток почки абортированного эмбриона можно сравнить с пересадкой клеток мозга живого эмбриона, сразу после которого наступает его смерть. Данную аналогию в фикхе принято называть «кыясом».

Международная исламская академия правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей шестой сессии, созванной в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 17-23 месяца Шаабан 1410 года по хиджре (14-20 марта 1990 г.), вынесла постановление, в котором разрешила пересадку абортированных клеток мозга эмбриона, если только был совершен аборт, разрешенный шариатом, то есть для сохранения жизни матери, или если была диагностирована смерть эмбриона, или произошел естественный, ничем не спровоцированный выкидыш. В постановлении сказано: «…3. Если трансплантатом являются клетки мозга живого эмбриона на десятой или одиннадцатой неделе беременности, то подход должен быть различным: первый способ: взятие клеток непосредственно от человеческого эмбриона, находящегося в утробе матери, путем хирургического вскрытия матки. При этом сразу после изъятия клеток мозга наступает смерть эмбриона, поэтому подобный метод запрещен шариатом. Исключением являются лишь случаи, когда происходит естественный, ничем не спровоцированный выкидыш или совершен аборт, разрешенный шариатом, то есть когда это необходимо для сохранения жизни матери или диагностирована смерть эмбриона…»[22].

Прошло уже около полувека, и до сих пор нам малоизвестно[23] об аборте, случившемся в 1973 году, был ли это естественный, ничем не спровоцированный выкидыш или нет, был ли совершен аборт, разрешенный шариатом или нет. Следовательно, давать однозначную оценку «харамности» случившемуся полувека тому назад мы не можем.

Также в постановлении сказано о допустимости искусственно культивировать клетки мозга для их дальнейшего использования, если применяются разрешенные источник и способ получения культивированных клеток. В случае с HEK 293 данное условие полностью соблюдается, так как клетки культивируются в полностью химической определенной среде, а частицы аденовируса проходят очистку.

Приведем текст постановления № 54 (5/6): «…3. Если трансплантатом являются клетки мозга живого эмбриона на десятой или одиннадцатой неделе беременности, то подход должен быть различным: первый способ <…> (был упомянут нами выше. ‒ Прим. автора), второй способ может получить распространение в ближайшем будущем и заключается в искусственном культивировании клеток мозга для их дальнейшего использования. Шариату это не противоречит, если применяются разрешенные источник и способ получения культивируемых клеток»[24].

2. Содержание этилового спирта в вакцине «Спутник V».

По результатам предоставленной НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи подробной информации о составе вакцины «Спутник V» (см. Приложение 3) Совет улемов ДУМ РФ считает важным прояснить позицию шариата относительно содержания этилового спирта в количестве 2,5 микролитра, так как все остальные компоненты вакцины не вызывают сомнения в их дозволенности.

Содержание этилового спирта в составе вакцины в количестве 2,5 микролитра (0,0025 мл) считается допустимой нормой и будет относиться к категории «ма‘фуввун ‘анху» ‒ допускаемое, прощаемое. Данное количество этилового спирта ничтожно мало, чтобы считать вакцину запрещенной. Существует ряд авторитетных мировых организаций по изданию фетв, которые допускают содержание спирта в лекарственных препаратах.

Так, Международная исламская академия правоведения (фикха) в ходе своей третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 11-16 октября 1986 г., ознакомившись с вопросами Международного института исламской мысли (Вашингтон) и ответами на них членов Академии и специалистов, постановила поручить Генеральному секретариату Совета Академии довести до сведения упомянутого института содержание ответов.

Вопрос № 12

Существует множество спиртосодержащих лекарственных препаратов, доля спирта в которых может составлять от 0,1% до 25%, большинство их используются при лечении вирусных и простудных заболеваний носоглотки. Подобные препараты составляют до 95% всех имеющихся лекарств, и найти их не спиртосодержащие аналоги бывает затруднительно. Что говорит шариат о приеме спиртосодержащих препаратов?

Ответ.

Если мусульманин болен и не имеет возможности[25] использовать лекарства, в которых не содержится спирт, а опытный и надежный врач, которому пациент доверяет, прописывает ему их прием, то верующему разрешено принимать эти спиртосодержащие препараты в прописанных врачом дозах[26].

А в ходе 22-й сессии, проходившей в Кувейте 22-25 марта 2015 года, участники Международной исламской академии правоведения (фикха) пришли к консенсусу относительно фетвы, вынесенной Исламской организацией медицинских наук в саммите, проходившем в Кувейте 22-24 мая 1995 г., который был посвящен вопросам присутствия запрещенных компонентов в составе продуктов питания и медицинских препаратов. В постановлении говорится следующее: «… 3. Применение спирта в медицинских целях, как например, для дезинфекции ран, обработки кожи перед инъекцией, использование в медицинских препаратах и др., не является запрещенным (харам)»[27].

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Королевства Саудовской Аравии вынес фетву, в которой сказано следующее: «…если доля спирта в спиртосодержащих лекарственных препаратах мала, то допускается их применение…»[28].

В постановлении Сирийского исламского совета говорится следующее: «…разрешается применение промышленного спирта для дезинфекции кожи перед хирургической операцией, для обработки ран, дезинфекции оборудования и др., согласно медицинским рекомендациям. Также разрешается применение спирта при производстве лекарственных средств, если это безопасно [для здоровья пациента] и нет замены [спирту]»[29].

Египетский дом фетв издал фетву, в которой сказано следующее: «…разрешается использовать спирт в производстве медицинских препаратов, парфюмерных изделий и [различных видов] чистящих средств без каких-либо ограничений с точки зрения шариата»[30].

Вывод:

Подводя итог подробного анализа и исследования состава вакцины «Спутник V», хочется отметить, что проявлять излишнюю щепетильность в таком вопросе излишне и неуместно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[31]. Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[32].

С учетом всего вышеизложенного Совет улемов ДУМ РФ постановил:

1. Согласно предоставленной информации национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России) о вакцине «Спутник V» в ходе продолжительного обсуждения ее состава, в котором приняли участие разработчики вакцины, доктора медицинских наук, члены общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, сотрудники МЦСИС «Халяль» при Совете Муфтиев России и др., Совет улемов ДУМ РФ пришел к выводу, что применение вакцины «Спутник V» с точки зрения Ислама считается дозволенным.

2. Совет улемов ДУМ РФ не обладает компетенцией давать соответствующие рекомендации по вопросу применения какой-либо вакцины. Совет считает, что в данном случае следует обращаться к компетентным в этой области врачам, так как любое лекарство может иметь свои противопоказания к применению. Цель богословского заключения ‒ дать подробное разъяснение состава вакцины «Спутник V» на предмет его допустимости.

Истина ведома лишь Аллаху (Богу).

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламской юриспруденции Международного исламского университета Аль-Азхар Ганиевым Ильясом Алиевичем при участии Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России, Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль» СМР и ДУМ РФ, а также академика РАН, доктора медицинских наук, научного руководителя ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Хабриева Рамила Усмановича, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 17 марта в г. Саранск, и принято большинством его членов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к богословскому заключению № 1/21 можно скачать здесь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к богословскому заключению № 1/21 можно скачать здесь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к богословскому заключению № 1/21 можно скачать здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Данные на 27.02.2021.

[2] https://yandex.ru/chat/?utm_source=alert#/c/covid_msk

[3] План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции по состоянию на 16.12.2020, подготовленный Правительством РФ [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/static/viewer/index.html#files/3q7bMblKq4dsAgrvAulsbAZuct76XrSA.pdf

[4] Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://covid19.rosminzdrav.ru/ , а также официальной информации о коронавирусе в России «Стопкоронавирус.рф» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/

[5] The Lancet ‒ ведущий мировой медицинский журнал, основанный в 1823 году Томасом Уакли. В настоящее время журнал занимает второе место из 165 журналов в категории «Медицина». Lancet стремится применять научные знания для улучшения здоровья и прогресса человечества. В еженедельных выпусках и онлайн-материалах публикуются одни из лучших научных достижений ученых со всего мира. Журнал проиндексирован в MEDLINE / PubMed , Scopus и в Journal Citation Reports ™. См.: О журнале The Lancet [Электронный ресурс] URL: https://www.thelancet.com/lancet/about

[6] См.: Журнал The Lancet [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)31866-3

[8] См.: Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]

URL: http://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=03815fb4-24a1-4e1b-b691-00544d17e516&t=

[9] См.: Круглый стол на тему: «Вакцинация от COVID-19 в свете исламских религиозных предписаний» [Электронный ресурс] URL: http://dumrf.ru/media/video/18459

[10] См.: Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) ‒ фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. ‒ М.: Ладомир, 2003. С. 65, 121, 124, 125; Международная исламская академия правоведения (фикха). Постановления № 26 (1/4), 54 (5/6), 56 (7/6), 57 (8/6) [Электронный ресурс на араб. яз.]: URL: https://www.iifa-aifi.org/ar

[11] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 59.

[12] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 10. С. 278, 279; аль-Карадави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: аш-Шурук, 2013. С. 137.

[13] См.: Аз-Забидий А. Аль-джавхарат ан-нира. В 2 т. Каир: аль-Хайрия. [б. г.]. Т. 2. С. 176.

[14] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 6 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 316.

[15] См.: Аль-Карафи А. Аз-Захира. В 14 т. Бейрут: аль-Гарб аль-ислямий, 1994. Т. 1. С. 188.

[16] См.: Исламоведческий центр фетв министерства вакуфов и религиозных дел Катара [Электронный ресурс] URL: http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&lang=A&Id=25587 ;

Египетский Дом фетв [Электронный ресурс]. URL: http://dar- alifta.org.eg/AR/ViewFatwa.aspx?ID=3047&text=%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D8%AD%D8%A7%D9%84%D8%A9&MoftiIds= ;

Управления по делам фетв Хашимитского Иорданского королевства [Электронный ресурс]. URL: http://aliftaa.jo/Research.aspx?ResearchId=16#_edn233.

[17] Хроматография — метод разделения смесей веществ или частиц, основанный на различиях в скоростях их перемещения в системе несмешивающихся и движущихся относительно друг друга фаз. URL: https://ru.wikipedia.org

[18] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 10. С. 278, 279.

[19] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: ар-Рисаля, 2010. С. 797, хадис № 3018; Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 691, хадис № 1671.

[20] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1993. Т. 8. С. 234.

[21] См.: Аз-Зайля‘и Ф. Табйин аль-хакаик шарх кянз ад-дакаик. Каир: аль-Кубра аль-амирийя, [б. г.]. Т. 6. С. 33.

[22] См.: Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) ‒ фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. С. 121, 122; Международная исламская академия правоведения (фикха). [Электронный ресурс на араб. яз.]: URL: https://www.iifa-aifi.org/ar/1794.html

[23] См.: Live Action News [Электронный ресурс на англ. яз.]: URL: https://www.liveaction.org/news/guide-fetal-cell-lines-aborted-vaccine-development

[24] См.: Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) ‒ фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. С. 121, 122; Международная исламская академия фикха. Постановление о вопросах Международного института исламской мысли (Вашингтон) [Электронный ресурс на араб. яз.]: URL: https://www.iifa-aifi.org/ar/1794.html

[25] Отсутствуют на рынке, не имеет финансовых возможностей приобрести лекарства, в которых не используется спирт из-за их значительной дороговизны и т.д.

[26] См.: Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) ‒ фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. С. 54; Международная исламская академия правоведения (фикха). Постановление о вопросах Международного института исламской мысли (Вашингтон) [Электронный ресурс на араб. яз.]: URL: https://www.iifa-aifi.org/ar/1686.html

[27] См.: Международная исламская академия правоведения (фикха) [Электронный ресурс на араб. яз.]: URL: https://www.iifa-aifi.org/ar/3988.html

[28] См.: Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам. Фетвы Постоянного комитета. В 26 т. Рияд: Главное управление по научным исследованиям и фетвам. Т. 22. С. 92; Исламоведческий центр фетв министерства вакуфов и религиозных дел Катара [Электронный ресурс] URL: https://www.islamweb.net/ar/fatwa/188401/

[29] См.: Фетва Сирийского исламского совета [Электронный ресурс]. URL: https://sy-sic.com/?p=8711

[30] См.: Фетва Египетского Дома фетв [Электронный ресурс].

URL: https://www.dar-alifta.org/ar/Default.aspx?sec=fatwa استخدام الكحول في العطور وأدوات التجميل ونحوها

[31] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 569, хадис № 9594.

[32] Там же. С. 174, хадис № 2909.

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1