Хадисы о больных и медицине

Аудио версия настоящей статьи:

 

 

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) повелел (1) посещать (навещать) больного, (2) сопровождать похоронную процессию, (3) желать здравия чихнувшему [словами «ярхамукял-ла» (да помилует тебя Господь), а тот в ответ должен сказать «яхдиина ва яхдиикумул-ла» (пусть Аллах всех нас наставит на верный путь)], (4) выполнять клятву, (5) помогать притесненному (слабому, обижаемому), (6) отвечать на приглашение [для участия в торжественном праздничном мероприятии] и (7) распространять мир [желать другим мира и Божьей милости]»[1].

Все перечисленное не относится к обязательному (фард), но является очень желательным. Все это укрепляет и развивает добрые дружеские отношения между людьми в обществе.

Имам Малик, например, относил названное в хадисе к ваджибу[2], то есть к тому, что между желательным (сунна) и обязательным (фард). По каждому из пунктов есть свои канонические положения и практические рекомендации. Имам аль-‘Аскаляни сказал: «Все это относится к «вуджубуль-кифаая» (если выполнил кто-то один, обязательность выполнения снимается с остальных»[3].

Абу Хурайра передал следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Обязанность одного мусульманина перед другим в пяти: (1) в ответе на приветствие, (2) пожелании здравия чихнувшему [словами «ярхамукял-ла» (да помилует тебя Господь), а тот в ответ должен сказать «яхдиина ва яхдиикумул-ла» (пусть Аллах всех нас наставит на верный путь)], (3) ответе на приглашение [для участия в торжественном праздничном мероприятии], (4) посещении больного и (5) в сопровождении похоронной процессии»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обязанность одного мусульманина перед другим в шести: (1) если ты его встретил, то поприветствуй, (2) если он тебя пригласил [на какое-то торжественное мероприятие], тогда ответить ему [приходом на него, если есть такая возможность], (3) если он попросил у тебя наставления, наставь его [поддержи морально, психологически, помоги добрым и уместным словом], (4) если он чихнул и возблагодарил Бога [за это, сказав, например, «аль-хамду лил-ля»], тогда пожелай ему здравия [словами «ярхамукял-ла» (да помилует тебя Господь), а тот в ответ должен сказать «яхдиина ва яхдиикумул-ла» (пусть Аллах всех нас наставит на верный путь)], (5) если он заболел, навести его, а (6) если умер, сопровождай его [похоронную процессию]»[5].

«Поистине, в Судный День Аллах (Бог, Господь) скажет: «О сын [прародителей человечества] Адама [и Евы]! Я [тогда, когда ты временно пребывал в земной обители] заболел, а ты Меня не навестил». Тот ответит: «Господи, как я могу навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» — «А разве ты не знал, что такой-то верующий человек [твой знакомый] заболел, но ты не навестил его?! Ты разве не знал, что, навестив его, ты нашел бы и Меня рядом с ним[6] [то есть это благодеяние в адрес верующего вернулось бы тебе щедрым Божественным воздаянием[7]]?!»

«О сын Адама! [Тогда, давным-давно] Я просил у тебя еды, но ты не накормил Меня!» — «Господи, как я могу накормить Тебя, когда Ты — Господь миров [ни в ком не нуждаешься, а в Тебе все нуждаются]?!» — А разве у тебя не попросил еды такой-то верующий, но ты его не накормил?! Ты разве не знал, что, накормив его, найдешь это у Меня [то есть будешь щедро одарен Божественным воздаянием]?!»

«О сын [прародителей человечества] Адама [и Евы]! Я [тогда, когда ты временно пребывал в земной обители] попросил у тебя воды, но ты мне не дал». Тот скажет: «Господи, как я могу напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» — «Такой-то верующий человек попросил у тебя воды, но ты не напоил его! Ты разве не знал, что, напоив его, ты нашел бы это у Меня [то есть получил бы за это щедрое воздаяние]?!»[8]

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!» — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) от всякой болезни дал исцеление. Непременно пейте коровье молоко! [В нем много пользы и целительной силы.][10]«[11].

Вылечиться и исцелиться можно от любого заболевания, любого вируса, которые появятся на земле до Конца Света. Уверенность в этом, спокойствие в душе, правильное питание, своевременный сон и консультации специалистов помогут. Медицина будет открывать все новые и новые перспективы и возможности борьбы с заболеваниями.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «От любого заболевания, данного [вам, люди] Богом, есть излечение, также предоставленное Им [для вас], за исключением старения [рано или поздно физическая оболочка, сколь бы совершенна она ни была и сколь бы внимательно вы за нею ни ухаживали, стареет]. Непременно пейте коровье молоко!»[12]

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) дал заболевания и дал ото всех них лекарства. Кто знает, тот знает. Кто не знает, тот не знает. Исключением является лишь смерть [только от нее невозможно вылечиться]»[13].

Передается, как Авраам однажды обратился ко Всевышнему: «О Господи! От кого болезнь?» — «От Меня», — прозвучал ответ. «А от кого лекарство?» — спросил пророк. «От Меня», — было сказано ему. «А зачем же в таком случае врач?» — недоумевая, произнес Авраам. «Врач — это человек, в руки которого Я низвожу лекарство [через него даю исцеление]», — ответил Творец.

Временами пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обращался к Господу миров со следующей молитвой: «О Господи, исцели мое тело, исцели мой слух, исцели мое зрение (пусть они будут здоровы, пусть я буду полон жизненных сил, энергии)! Господи, с Твоей помощью [через проявление Твоего желания, силы, могущества и благословения] удаляюсь от безбожия и нищеты! Господи, с Твоей помощью [через проявление Твоего желания, силы, могущества и благословения] удаляюсь от мучений в могиле [после смерти, в период ожидания Конца Света и Судного Дня]! Нет бога (божества), кроме Тебя [одного, Творца всего сущего]»[14].

Транслитерация: «Аллахумма ‘афини фи бадани, аллахумма ‘афини фи сам‘и, аллахумма ‘афини фи басари, аллахумма инни а‘узу бикя минэль-куфри валь-факр, аллахумма инни а‘узу бикя мин ‘азабиль-кабр, ля иляхэ илля энте».

Пророк молил Творца всего сущего: «Господь, о опекающий людей! О устраняющий беды (несчастья; бедность и нужду) [для Тебя это не составляет ни малейшего труда]! Исцели, ведь Ты — Исцеляющий. Лишь Ты исцеляешь [бесследно и окончательно]. Исцели так, чтобы целительная сила Твоя попала прямо в цель [устранила корень проблемы]»[15].

Транслитерация: Аллахумма, раббан-нас, музхибаль-ба’с, ишфи анташ-шафи, ля шафия илля анта, ишфи шифа’ан ля югадиру сакама.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не заложил исцеляющую силу в то, что запретил[16] вам»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Целительная сила [находится] в трех[18] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю[19] своим последователям использовать прижигание»[20].

Употреблять мед лучше натощак, разбавляя его в теплой воде, как это делал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если и есть польза от ваших лекарств, то [в первую очередь] в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но мне не нравится прижигание»[22].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану»[23].

Несколько упрощенно, но в то же время очень оригинально и символично выглядит рецепт четвертого праведного халифа, одного из самых набожных последователей пророка Мухаммада, имама ‘Али: «Если желает кто-либо из вас излечиться, то пусть напишет на листе (бумаги) строки из Священного Корана, растворит их (строки) в дождевой (в чистой питьевой) воде. Затем попросит у супруги своей денег для покупки меда. Но только так, чтобы она отдала их от чистого сердца, искренне. После этого купит мед, смешает его с той водою и выпьет. Воистину, это — лекарство (то есть целительно). Ведь в Священном Коране сказано: «И Мы, — говорит Всевышний Творец, — заложили в Коране то, что исцеляет»[24]; «…и низвели Мы с небес благодатную воду[25] [воду, полную Божественной благодати (баракята)]»[26]; а также «И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то, то вкушайте как приятную, здоровую пищу»[27]. О меде же Всевышний сказал[28]: «В нем (меде) — исцеление для людей»[29].

«Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее»[30].

В своде хадисов аль-Бухари говорится, что «Пророк делал кровопускание на голове[31]«[32].

В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли[33].

Думаю, здесь будут полезны слова Ибн Кайима аль-Джавзия: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности»[34].

«Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание»[35].

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста»[36].

Пророк Мухаммад всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание[37]. Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, тот отблагодарил его съестным весом примерно в семь[38] килограммов[39].

Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена[40].

В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.

‘Аиша передала: «Пророк, будучи смертельно болен, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры [под ними подразумеваются последние три суры Корана, то есть «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас», — комментировали ученые][41]. Когда же он ослаб, я, читая их, сама стала сплевывать ему на руки и обтирать ими, используя благодать (баракят) его же рук». У аз-Зухри спросили: «Что значит «сплевывал»?» Тот ответил: «Он (Пророк) сплевывал на руки и затем обтирал ими лицо»[42].

‘Аиша передала: «Пророк Мухаммад каждую ночь, ложась спать, соединял ладони [подобно как соединяют их при чтении мольбы-ду‘а], сплевывал воздухом на них, читал последние три суры Корана и обтирал себя ладонями с головы до ног (начиная с головы и лица). Делал он это трижды»[43].

От Абу Са‘ида аль-Худри передается: «Группа сподвижников пророка Мухаммада пришла однажды в [незнакомый] арабский район, а им никто не оказал гостеприимства[44]. Некоторое время они находились в замешательстве. Вдруг пронеслась весть о том, что главу этого района ужалил скорпион[45]. Перепробовав все возможные средства и не получив результата, местные жители решили обратиться к непринятым гостям с просьбой о помощи. В ответ на это один из сподвижников воскликнул: «Да, клянусь Богом, мы можем вылечить его рукъя-заклинанием! Однако же мы просили у вас принять нас, а вы отказались. Я не буду заговаривать (лечить молитвой) вашего главу, пока мы не договоримся о вознаграждении, которое получим». Договорились они о стаде баранов[46]. Один из сподвижников Пророка отправился к главе и стал читать суру «аль-Фатиха»[47], дуя и сплевывая на место укуса. Довольно быстро этот человек пришел в себя. Состояние его стало подобно тому, как если бы он освободился от оков. Он встал и пошел, не ощущая боли. Сподвижникам было передано все то, о чем договорились. Кто-то сказал: «Давайте поделим!» Проговоривший рукъя-заклинание ответил: «Нет. Давайте сначала пойдем к Пророку, расскажем обо всем и посмотрим, что он повелит». Когда пришли к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказали ему обо всем, посланник Всевышнего спросил у читавшего суру «аль-Фатиха» в качестве заклинания: «Откуда ты узнал, что она (сура «аль-Фатиха») является [наряду с ее смысловым содержанием и многими другими практическими сторонами] рукъя (целительным заклинанием)?» Затем воскликнул: «Вы оказались правы [или в том, что применили ее в качестве формулы-заклинания, или в том, что взяли за это вознаграждение]! Поделите [стадо] между собой и дайте часть мне[48]. [После этого] посланник Божий засмеялся»[49].

От дяди Хариджа ибн ас-Сольта передается: «Мы были рядом с Пророком, а затем отправились в путь. Через какое-то время встретилось [на нашем пути] арабское поселение. Узнав, от кого мы идем, люди воскликнули: «Вы идете от человека, пришедшего с благом [то есть от Пророка]! Один из наших соплеменников сошел с ума, ограничен [невидимыми] оковами. Есть ли у вас лекарство или рукъя-заклинание?» Я [дядя Хариджа ибн ас-Сольта] стал читать ему суру «аль-Фатиха»[50]. Продолжалось это три дня, по утрам (ранним утром) и вечерам (ближе к ночи). Всякий раз по прочтении я сплевывал [на него] слюной. На исходе третьего дня человек выздоровел. В качестве благодарности мне дали сто баранов[51]. Я не принял их, пока не спросил у Пророка о разрешенности этого для меня. Посланник Всевышнего ответил: «Ты можешь забрать их (ешь) [то есть это халяль, разрешено к употреблению]. Клянусь жизнью! Кто-то получает вознаграждение за запретные [колдовские] заклинания, ты же получил это за праведные [приносящие выздоровление] заклинания!»[52]

Хадис от Ибн Мас‘уда гласит: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с порицанием (макрух) относился к десяти вещам», среди которых упоминается «заклинание (заговор) чем-либо помимо последних трех сур».

Данный хадис присутствует в сводах Ахмада, Абу Дауда и ан-Насаи. Однако имам аль-Бухари говорил о недостоверности этого хадиса. Имам ат-Табари утверждал: «Данный хадис не может использоваться в качестве аргумента, он не имеет канонической силы, так как передававший его (от Ибн Мас‘уда) неизвестен». Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни говорил: «Даже если предположить, что этот хадис достоверен, он все равно будет отменен (мансух), например, достоверным хадисом о разрешенности рукъя-заклинания первой сурой Корана»[53].

Есть несколько хадисов, в которых упоминается, что Пророк запрещал применение рукъя-заклинаний, видя в некоторых из них проявления язычества[54]. Но когда люди приходили и говорили о своих формах рукъя-заклинаний, ставших причиной защиты или исцеления для них, он (да благословит его Всевышний и приветствует) выслушивал и, если была необходимость, поправлял или в полной мере разрешал, не видя противоречий с верой[55]. Затем восклицал: «Кто из вас в состоянии быть полезным брату своему, тот пусть будет таковым (пусть приносит пользу)!»[56]

Касательно запретов, упоминаемых в отдельных хадисах по этой теме, исламские богословы, с учетом большого числа достоверных хадисов, давали следующие пояснения:

— запреты действовали на начальном этапе и в качестве профилактики от различных форм язычества;

— запреты касались тех заклинаний, которые были непонятны по смыслу и содержанию, во избежание непреднамеренного проговаривания языческих формулировок. Что же касается рукъя-заклинаний аятами Корана или оставленными Пророком формулами и молитвами, то это не только разрешено, но и является сунной[57];

— возможно также, что посланник Всевышнего запрещал тем людям или группам людей, которые по неграмотности считали, что именно заклинания и заговоры исцеляют их, а не Всевышний Творец[58].

Ученые-богословы единодушны, что для канонической допустимости (машру‘) применения рукъя-заклинания необходимо наличие трех условий:

а) в тексте заклинания должны присутствовать аяты из Священного Писания, имена Всевышнего или Его качества[59];

б) они должны читаться на арабском языке или ином, но так, чтобы смысл был понятен[60];

в) необходимо твердо понимать, что рукъя-заклинание — это всего лишь причина, изъявление стремления освободиться от недуга и своего рода просьба об этом к Всевышнему, результат же происходит по Его воле и Его велению[61].

Есть хадис, в котором говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (укуса ядовитого животного; хумма) и язвы (незаживающей раны, сыпи)»[62].

Все исламские богословы, с учетом других достоверных хадисов, давали следующее пояснение: «Это не говорит о том, что заклинания и заговоры ограничены только перечисленными тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, и рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях»[63]. Имам ан-Навави, например, говорил: «Хадис о том, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил применение рукъя-заклинаний в трех случаях, не ограничивает возможность их применения. Данное утверждение было ответом на вопрос. Если бы спросили о чем-то другом, то было бы разрешение и относительно него. Ведь Пророк разрешал применение рукъя и в других случаях, а также сам применял не только в этих трех»[64].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто просит сделать ему прижигание или просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Бога)»[65].

Умение полагаться на Творца (навык на уровне отношения к происходящему и его восприятия, умение отдать Богу даже очень важное, сделав от себя все зависящее, а также то, что поначалу казалось сложным и невозможным, но через преодоление страха и лени, через жесткую пошаговую самодисциплину было реализовано); умение отдать Богу — это очень высокий уровень самовоспитания и самообладания; непростое качество, вырабатываемое хорошими знаниями и многолетней практикой. Комментарии были разные, но наиболее вероятно и очевидно, что приведенные хадисы не говорят о недозволенности или нежелательности рукъя-заклинаний, а подчеркивают необходимость высокой степени практической живой набожности и независимости от кого-либо, кроме Бога, когда человек на всех уровнях души, осознания и ощущений полагается на Него, при этом совершая все, что в его силах, самостоятельно, никого ни о чем не прося. Например, он сам для себя читает рукъя-заклинания, когда есть такая необходимость[66].

Посланник Всевышнего оповестил: «В Судный День рядом с некоторыми пророками будет только один-два человека, а порой и ни одного. Мне была показана площадь Суда. Я увидел невероятно большое скопление людей и спросил: «Это мои последователи?» В ответ прозвучало: «Нет. Это Муса (Моисей) со своими последователями. Посмотри на ту сторону горизонта, а теперь на другую. Все это огромное количество людей — твои последователи, твоя умма. Из их числа семьдесят тысяч войдут в Рай без расчета [без Суда, прямиком в райскую обитель]. Они те [верующие], которые игнорировали плохие предзнаменования и приметы, не просили о прижигании, не просили читать им рукъя-заклинания и полагались на Господа своего [делая при этом все от себя зависящее]»[67].

Некоторые поясняли: «Если человек просит у кого-то чтения на него рукъя-заклинаний для освобождения от сглаза, от влияния джиннов или колдовства, то он тем самым выводит себя из списка упомянутых семидесяти тысяч».

Другие сказали: «Данные хадисы касаются тех, кто по каждому поводу обращается за помощью к людям, читающим или пишущим рукъя-заклинания».

В некоторых хадисах говорится о разрешенности рукъя-заклинаний, в других — о нежелательности или запретности. И тех, и других хадисов немало. Сочетание их и одновременное практическое применение состоят в следующем:

— Нежелательным (макрух) в рукъя-заклинаниях является то, что произносится не на арабском языке и без упоминания имен Всевышнего и качеств Его.

— Недопустимым является ожидание помощи от самих талисманов или заклинаний, то есть когда человек начинает полагаться на эти вещи, а не на Бога. Именно это подразумевается в словах Пророка: «кто просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Бога[68])».

— Нет какой-либо нежелательности, когда рукъя-заклинания представляют собою (письменное или устное) удаление от различных форм зла посредством чтения коранических аятов, упоминания имен Всевышнего и качеств Его, а также все то, что применялось Пророком, сподвижниками его и учеными[69].

— Что же касается хадисов, в которых говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (укуса ядовитого животного; хумма) и язвы (незаживающей раны, сыпи)», то это не означает, что возможность применения заклинаний и заговоров ограничена только этими тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, а рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях. Ведь пророк Мухаммад неоднократно советовал сподвижникам своим применять рукъя-заклинания в качестве одной из форм лечения, сам лечил таким способом некоторых сподвижников, а также немало слышал о применявшихся ими заклинаниях и не запрещал использование этого[70].

Сам пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) делал другим прижигание, например, для остановки кровотечения[71].

«Мы достоверно знаем, как однажды Абу Бакр зашел к ‘Аише, когда она приболела, и увидел у нее иудейку, читающую формулы-заклинания[72]. Он сказал, обращаясь к женщине: «Делай это с использованием молитвенных формул из Священного Писания»[73].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял: «Если ты скажешь с наступлением вечера: «Я удаляюсь посредством совершенных Слов Господа от всего зла, сотворенного Им», тогда тебе ничто не навредит!»[74].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 599, хадис № 1/894.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 371, хадис № 1239; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 14. С. 21, хадис № 6235 и пояснение к нему; там же. Т. 4. С. 145, хадис № 1239; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 577, хадис № 3/847; там же. Т. 1. С. 206, хадис № 17/240.

[2] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 599, пояснение к хадису № 1/894.

[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 146, пояснение к хадису № 1239.

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 892, хадис № 4–(2162); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 143, хадис № 4–(2162).

[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 893, хадис № 5–(2162); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 143, хадис № 5–(2162); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 206, хадис № 17/240 (риваят от Муслима) и пояснение к нему.

[6] Аллах (Бог, Господь) трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем. В хадисе использовано образное выражение, подразумевающее близость Бога к верующему и щедрость Божественного воздаяния в такого рода случаях.

[7] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 126, пояснение к хадису № 43–(2569);

[8] См.: См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 893, хадис № 43–(2569); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 599, хадис № 3/896 и пояснение к нему.

[9] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 17. С. 155, глава № 49, хадис № 43.

[10] В современных реалиях мы редко можем встретить натуральное коровье молоко. В городских условиях, покупая молоко в магазинах, следует обратить внимание на состав: в нем должно быть написано лишь «цельное молоко».

[11] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 111, хадис № 1781, «сахих».

[12] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 111, хадис № 1782, «сахих».

[13] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 111, хадис № 1783, «сахих».

[14] Св. х. Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 94, хадис № 1510, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 549, хадис № 5090, «хасан».

[15] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 97, хадис № 1551, «сахих».

[16] К запретному относится все, что опьяняет рассудок, свинина, кровь, а также мясо тех животных, заклание над которыми произошло без упоминания имени Господа.

В Коране сказано: «О верующие! Воистину, спиртное [все, что опьяняет, одурманивает разум, рассудок] — <…> из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете» (Св. Коран, 5:90).

«Скажи [о Мухаммад]: «Я [ничего] не нахожу запретного из пищи в том, что дано мне посредством Откровения [Господних повелений, наставлений и назиданий], кроме: 1) мертвечины; 2) крови, вытекшей [при заклании]; 3) свинины, а она — нечисть (мерзость); 4) и [мяса] того [животного], что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа), [употребление которого есть] уклонение от заповеди (грешно).

А кто будет вынужден [использовать в пищу запрещенное], не являясь преступником и грешником при этом [не тем, кто именно желает отведать запретного, или тем, кто ест больше того, что необходимо ему для поддержания жизненных сил], то, поистине, Господь твой Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 6:145).

С подобным смыслом см. также следующие аяты Св. Корана: 2:173, 5:3, 16:115.

[17] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 111, хадис № 1773, «сахих».

[18] Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных, но, безусловно, далеко не единственными. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 170, 171.

[19] Сопоставляя с другими достоверными хадисами правильнее будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави [Пророческое врачевание]. Каир: аль-Манар, 1998. С. 36.

[20] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1819, хадис № 5680; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 168–173 , хадисы № 5680, 5681, а также 5682, 5683, 5684.

[21] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26, 27.

[22] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1824, хадис № 5702; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5702; Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 4. С. 7, хадис № 3857.

[23] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 373, хадис № 3452; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 342, хадис № 5534, «сахих»; Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]. В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993. Т. 12. С. 45.

[24] См.: Св. Коран, 17:82.

[25] По-настоящему чистая вода — это та, что с небес. Но в современных реалиях и она сильно может загрязниться, проходя через близкие к земле загазованные слои атмосферы. Для питья желательно использовать чистую воду, которая также в основе своей поступает в виде атмосферных осадков и которую люди, по милости Всевышнего, научились очищать и делать пригодной для питья.

[26] См.: Св. Коран, 50:9.

[27] Св. Коран, 4:4.

[28] Св. Коран, 16:69.

[29] Эти слова имама ‘Али ибн Абу Талиба см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4. С. 503.

[30] Св. х. ат-Тирмизи. См.: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052.

[31] Медики говорили, что делать кровопускание посередине головы (на затылке), как это делал Пророк, очень полезно. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 300.

[32] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 299, хадисы № 5698, 5699.

[33] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5701.

[34] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 40.

[35] См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 7, хадис № 3858. Также см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 163, глава № 49, хадис № 74.

[36] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, хадис № 5694.

[37] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1988. Т. 4. С. 536, 537, хадисы № 2278–2281; а также хадис № 5691.

[38] В другом риваяте упоминается «один са‘ фиников», то есть более трех килограммов фиников.

[39] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.

[40] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.

[41] «В то же время это не говорит о том, что только данные суры удаляют от зла, а указывает на то, что эти суры имеют смысловую и сакральную особенность», — уточняли они. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 239.

[42] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1832, хадис № 5735; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 239, хадис № 5735.

В своде хадисов имама Абу Дауда в начале данного хадиса есть слова ‘Аиши: «Когда Пророк плохо себя чувствовал, он читал удаляющие от зла суры и сплевывал [на руки, которыми обтирал все тело либо ту часть, где был недуг]». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 428, хадис № 3902, «сахих».

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 902, хадисы 50 и 51–(2192).

[43] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1617, хадис № 5017; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 10. С. 76, хадис № 5017; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 692; аль-Багави Х. (умер в 516 г. по хиджре). Тафсир аль-Багави [Комментарии к Корану имама аль-Багави]. В 8 т. Рияд: Тайба, 1993. Т. 8. С. 600.

[44] В своде хадисов имама ат-Тирмизи уточняется, что они пришли ночью в числе тридцати человек и попросили, чтобы их приняли как гостей, но им отказали.

[45] В своде хадисов имама ат-Тирмизи говорится, что это был именно скорпион.

[46] В своде хадисов имама ан-Насаи уточняется, что сошлись они на тридцати баранах.

[47] В своде хадисов имама ат-Тирмизи говорится, что сура была прочитана семь раз.

Читающим суру и был сам Абу Са‘ид аль-Худри, повествующий эту историю. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 243.

[48] Пророк Мухаммад сказал это, чтобы показать отсутствие какой-либо сомнительности в данном вознаграждении. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 185.

[49] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 671, хадис № 2276; Т. 4. С. 1832, хадис № 5736; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 571–577, хадис № 2276 и пояснение к нему; Т. 13. С. 243, хадис № 5736; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 905, хадис № 65–(2201); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 970, глава № 31, хадис № 15; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 600, 601, хадисы № 2068, 2069, оба «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 211, хадис № 1528 и др.

[50] Имам ан-Навави говорил: «Сура «аль-Фатиха» является рукъя-заклинанием (наряду с другими формами ее благодатности). Поэтому желательно читать эту суру для тех, кого постиг вредоносный, ядовитый укус, а также для любого страдающего тем или иным недугом». См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 243.

[51] Число уточняется в одном из вариантов (риваятов) хадиса. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184.

[52] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184, глава № 48, хадис № 141, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 428, хадис № 3901, «сахих».

[53] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 239, 240.

[54] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 456, хадис № 6090.

[55] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 458, хадис № 6092; Т. 13. С. 461, хадис № 6094; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 904, хадис № 64–(2200).

[56] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 457, хадис № 6091; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 904, хадисы № 61–63–(2199); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177, глава № 48, хадисы № 115, 117; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 969, 970, глава № 31, хадисы № 13, 14.

[57] То есть применялось лично самим пророком Мухаммадом и поэтому желательно.

[58] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 169; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177.

[59] В рукъя-заклинаниях могут читаться не только аяты, имена Всевышнего или те формулы, что упомянуты в хадисах. Можно проговаривать и иные слова на родном языке. Главное, чтобы они имели благой смысл и не входили в противоречие с основами веры. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 178.

[60] Одно из ярких отличий сатанинского колдовства, которое категорически запретно, от целительного рукъя-заклинания, являющегося разрешенным и полезным по воле Творца, заключается в том, что в колдовской практике применяются странные формы или используются отдельные слова, отсутствующие в языке людей, непереводимые.

[61] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 240.

[62] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 903, хадис № 58–(2196); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 341, хадис № 2056, «сахих».

[63] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 178; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 240.

[64] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 185; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177.

[65] Св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 452, хадис № 6087; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 341, хадис № 2055, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 518, хадис № 8507, «сахих».

[66] Обращаю ваше внимание, что в хадисе сказано «не просили других читать им формулы-заклинания и полагались на Господа своего». То есть, когда нужно было, сами себе читали необходимые молитвы, следуя действиям и примеру самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

[67] Полный текст хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1825, хадис № 5705; Т. 4. С. 1836, хадис № 5752; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 448, хадис № 6084; С 454, хадис № 6089.

[68] Верующие полагаются на Всевышнего, прилагая собственные усилия. То есть делают все, что в их силах и возможностях, а за результат не беспокоятся, уповая на Аллаха, Господа миров.

[69] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 390, пояснение к хадису № 5735.

[70] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 169.

[71] См., например: аль-‘Усеймин М. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 512–513. Подробнее см. в пояснениях ранее.

[72] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 390.

[73] См.: аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Основа]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990. Т. 7. С. 241.

[74] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 98, хадис № 1587, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1