Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о доброте и доброжелательности

Аудиоверсия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто лишит себя доброты (доброжелательности; мягкости; снисхождения) [будет строгим и суровым], тот лишит себя [большого количества] благ [которые имел бы и приобрел бы, будь ему присуща доброта, доброжелательность]»[1].

Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) Добр (Мягок) [желает людям облегчения и легкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах (Бог, Господь) дает людям то, чего не дает им при проявлении ‘унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст. [То есть эти качества особо действенны в раскрытии Его прощения и милости, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей]»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит доброту (доброжелательность, мягкость) во всем [во всех ситуациях и при любых обстоятельствах]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, если в чем-то (в ком-то) присутствует доброта (доброжелательность, мягкость), она непременно украшает, но если ее нет, тогда это выглядит позорно (постыдно)»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Придерживайся доброты (доброжелательности, мягкости, снисходительности) и сторонись грубости (суровости, черствости, резкости, применения грубой силы) и невоспитанности (неприличия, бесстыдства)»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Желайте (стремитесь) к возвышению пред Богом! [Для этого] прощайте тех, кто безрассудно обошелся с вами [будьте незлобивы, мягки], и давайте тем, кто лишил вас»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о том, для кого Ад будет запретен [он туда не попадет, а прямиком направится, с благословения Творца, в Рай]?» И продолжил: «Он (Ад) запретен для всякого [верующего], кто близок [к другим, не кичлив, не высокомерен], легок [на подъем для соучастия в благом], мягок (гибок), прост»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Будь милосерден ко всем тем, кто на земле [ко всем людям без исключения, к животным] и в результате Тот, Кто на небесах [образно говоря, ведь Бог не ограничен ни местом ни временем], непременно проявит милость Свою к тебе»[8].

Пророк Мухаммад сказал: «Облегчившему положение того, кто оказался в затруднительной ситуации, Аллах (Бог, Господь) даст облегчение как в мирском, так и в вечном»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас пришел [на какое-то мероприятие, а свободных мест нет], и другой уступил ему (потеснившись, например), то это — щедрость (великодушие), которой Господь одарил его»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) призывал: «Распространяйте мир [желайте другим мира, благоденствия, благополучия; излучайте миролюбие], и все у вас будет хорошо (мирно, благополучно)»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял: «Распространяйте мир между собой [о люди; желайте друг другу мира, благоденствия, благополучия], и вы полюбите друг друга (будете уважительно относиться друг к другу) [что, в свою очередь, поспособствует вашему процветанию и счастью в обоих мирах]»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Лучшим из дел [одним из лучших дел] после веры в Бога [в Его единственность и трансцендентность, неограниченность ни местом, ни временем][13] является любовь к людям [уважение и почтение к людям как таковым, независимо от их национальности или вероисповедания] (умение вызывать у людей симпатию) [уважение и почтение к себе; умение стать и оставаться харизматичной[14] личностью]»[15].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[16].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, тот, кто забирает [переданный ранее] подарок [то есть просит вернуть его обратно], подобен собаке, которая досыта поела, и ее вырвало, а затем она съела всю эту рвотную массу [вернула обратно]»[17].

В другом случае пророк Мухаммад сказал: «Забирающий обратно [ранее] подаренное подобен тому, кто возвращает обратно рвотную массу [его вырвало, и он старается все это съесть — крайне неприятное занятие]»[18].

Подарив другому человеку подарок, ты совершил благодеяние, а пусть даже обоснованно передумав и попросив вернуть его обратно, делаешь нечто очень противное и ненавистное пред Богом. Большинство мусульманских ученых на основе этих хадисов заявили о недопустимости (харам) забирать обратно подаренное ранее. Некоторые (например, ат-Тахави) отнесли это не к запретному (харам), а к крайне порицаемому. Имам аль-‘Аскаляни согласился с последними.

« ‘Умар ибн аль-Хаттаб однажды пожелал выкупить переданное ранее другому. Когда он спросил об этом Пророка, тот (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Не покупай, даже если он отдаст тебе это за один дирхам! Поистине, забирающий обратно милостыню подобен собаке, съедающей свою рвотную массу [ее вырвало, и она старается съесть это, вернуть в желудок]»[19].

Мнение ученых едино в недопустимости забирать обратно переданную ранее милостыню, если человек сделал это в качестве благодеяния с ожиданием воздаяния в Судный День, в вечности[20]. Выкуп же переданного ранее ученые отнесли к нежелательным действиям (макрух танзихен)[21].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Джарира; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 74–(2592); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 524, хадис № 4809, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 457, хадис № 7/638, «сахих».

[2] Хадис от ‘Аиши, от Абу Хурайры, от ‘Али ибн Абу Талиба и др.; св. х. Ахмада, Муслима, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Табарани и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 77–(2593); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 383, хадис № 77–(2593); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 109, хадис № 1743, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 797, хадис № 5067; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 309, хадис № 549, «сахих», а также хадис № 552, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 10. Ч. 19. С. 83, 84, хадис № 40; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 480.

В Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настрой должным образом внутреннее состояние и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]. Если такого уровня взаимоотношений и сможет кто-то достигнуть, то только те, кто терпелив (сдержан, последователен, тактичен) и является по-настоящему сильной личностью (по-настоящему успешным, удачливым, счастливым) [преуспевшей во многом, что каждому дано, но мало кто это реализует и редко когда к этому самоотверженно стремится]» (Св. Коран, 41:34, 35).

[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1905, хадис № 6024; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 115, хадис № 1864, «сахих».

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад) и др. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 146, хадис № 78–(2594); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 310, 311, хадис № 550, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 84.

[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари (филь-адаб). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 340, хадис № 5504, «сахих».

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ибн ‘Адийя. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 9, хадис № 43; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 29.

Степень достоверности у данного хадиса очень низкая. Может применяться лишь как мудрое наставление, соответствующее смыслам Корана и Сунны.

[7] См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 487; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 709, хадис № 2493, «хасан».

[8] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 64, хадис № 941, «сахих».

[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См, например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 260, хадис № 2417, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 546, хадис № 9108, «хасан».

[10] Хадис от Мус‘аба ибн Шейбы; св. х. аль-Бухари (фит-тарих), аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 544, «сахих».

[11] Хадис от Барра’; св. х. аль-Бухари (филь-адаб), Абу Я‘ли, Ибн Хиббана и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1227, «сахих».

[12] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1228, «сахих».

[13] «Нет ничего, подобного Ему [Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11).

[14] Харизма — особая притягательность человека, его магнетизм, выражающийся в легкости приобретения сторонников.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Табарани (филь-кябир). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1237, «хасан».

[16] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».

[17] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 256, хадис № 2384, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 147, хадис № 2443.

Также см.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 256, хадис № 2386, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 782, хадис № 2589.

[18] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2 С. 790, хадис № 2621; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 256, хадис № 2385, «сахих».

[19] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2 С. 790, хадис № 2623.

[20] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 294 и 296, пояснение к хадису № 2623.

[21] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 296, пояснение к хадису № 2623.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1