На сайте ведутся технические работы.

Хадисы о намазе

Аудио версия настоящей статьи:

‘Абдулла ибн Мас‘уд спросил однажды у посланника Божьего: «Какие из дел являются наилучшими [пред Богом]?» Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Своевременное[1] выполнение [обязательной] молитвы[-намаза]». — «А что после [этого по значимости и важности]?» — «[Обеспечение] безопасности людей[2] от [зла] твоего языка [то есть когда ты не сквернословишь, не злословишь, не ругаешься, не проклинаешь, не сплетничаешь, не наговариваешь на других]», — ответил Пророк[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва[-намаз] после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Два ракяата [сунны] утренней молитвы Фаджр лучше [ценнее], чем вся эта жизнь и имеющееся в ней»[5].

«Из всех дополнительных [то есть тех, что являются сунной] молитв[-намазов] наиболее строго Пророк относился к совершению двух ракяатов утренней молитвы Фаджр»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Худшими ворами являются те, кто ворует у своей молитвы[-намаза]: полноценно не совершают поясной и земной поклоны, не трепетны пред Богом [совершая ее]»[7].

То есть они не входят на эти 5–10 минут в состояние «здесь и сейчас», не останавливают поток дел и мыслей на время молитвы, а совершают ее как часть нескончаемого потока дел, который их напрягает и утомляет, а потому они стараются побыстрее от этого избавиться, поставить галочку, ничего не почувствовав и ни о чем не задумавшись.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда читается азан (призыв на молитву-намаз), Сатана устремляется прочь с сопровождающим его при этом метеоризмом (вздутием живота), дабы не слышать. По завершении чтения азана он возвращается [туда, где находятся люди, слышавшие азан]. Когда начинают проговаривать икамат, Сатана снова покидает это место, но по окончании его [когда люди, выразив намерение, приступают к молитве] Дьявол приближается и, располагаясь между телом и душою, начинает напоминать человеку о том или ином забытом, но важном для него [чтобы отвлечь от молитвы]. И он продолжает это делать, пока человек не собьется, пока не потеряет счет ракяатов»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Однажды] ко мне пришел Джабраил (ангел Гавриил) и сказал: «Мухаммад, живи сколько пожелаешь, но [рано или поздно] ты умрешь [как и любой другой человек, а потому пусть заботят тебя не только земные перспективы, но и вечные]. Люби [уважай и почитай], кого пожелаешь, но [помни, что] ты [рано или поздно] расстанешься с ним [будь готов к той боли, которую можешь при этом испытать]. Делай [на этой земле] что пожелаешь, но [учти] тебе сполна за все совершенное воздастся [возможно, еще здесь, в земной обители, и непременно — в Судный День, в вечности].

Знай [прими к сведению и учти], что знатность (благородство) верующего (му’мина) — в выстаивании ночной молитвы[9] [когда все спят и о его молитве ведомо лишь ему да Богу], а величие его (верующего) — в независимости от людей [да, он открыт, да, у него хорошо развиты навыки коммуникации, он умеет выстраивать полезные и взаимовыгодные отношения с другими, но он независим[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Знай [о человек]! За каждый земной поклон пред Богом Он [Господь миров] возносит тебя на одну степень (ступень, уровень) и прощает тебе за это один грех»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Разве не боится кто-либо из вас, поднимающий голову [с земного поклона в молитве-намазе или поясного] раньше имама, что Аллах (Бог, Господь) сделает его голову головой осла или облик его — обликом осла?!»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерегал: «Или люди перестанут поднимать свои взоры к небесам во время молитвы[-намаза], или будут ослеплены [ярким светом][14]»[15]. 

Учитывая это строгое предупреждение, исламские богословы запрещали поднимать взоры к небу во время совершения намаза. В то же время они единодушно (иджма‘) говорили о том, что данное действие в молитве-намазе относится к нежелательному (макрух)[16], строго нежелательному. То есть если молящийся поднял взор к небу во время молитвы, то молитва его не нарушается.

Что же касается поднятия глаз к небесам во время чтения молитвы-ду‘а, то подавляющее большинство ученых говорят о допустимости и разрешенности этого. К тому же в Священном Коране сказано:

«И на небесах ваш удел [спускающийся, в том числе, в виде дождя либо благодатных согревающих лучей солнечного света], а также [на небесах] то, что обещано вам». (Св. Коран, 51:22)[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему с мольбою-ду‘а, находясь в земном поклоне]!»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мне было велено [Богом] совершать земной поклон [с опорой] на семь костей [семь частей тела]: лоб [а вслед за ним и нос][19], две руки [кисти рук], колени и кончики ступней [пальцы ног], не собирая (не подбирая) [при этом] одежду и волосы [то есть лишний раз их поправлять не нужно — подобное относится к нежелательному (макрух)[20]. Вся молитва-намаз должна быть без лишних, не относящихся к ней движений]»[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) и ангелы молятся за тех, кто заполняет ряды [в коллективной молитве-намазе, кто не оставляет пустых мест в передних рядах; видя очевидные пустоты, переходит вперед]. Кто заполняет пустоту [в переднем ряду], того Аллах (Бог, Господь) поднимает на уровень [выше]»[22].

Но это не значит, что нужно втискиваться в ряд, тесня соседей и наступая им на ноги[23].

Посланник Всевышнего однажды спросил: «Разве вы не хотите стоять пред Господом так, как стоят пред Ним ангелы?» Его спросили: «А как это?» Он ответил: «Заполняют ряды, начиная с первого, и смыкают их (стоят в ряду плотно, сплоченно[24][25].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если молитва[-намаз] [никак] не способствует удалению верующего от развратного (распутного) и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [пусть даже поэтапно, постепенно], то такой человек все в большей и большей степени будет лишь удаляться от Аллаха (Бога, Господа)»[26].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из дел, о наиболее прибыльном из них пред Властелином вашим [Господом миров], [о том деле, что] является наивысшим в степенях [по тому Божественному воздаянию, которое вы можете получить от Бога, совершая его]?! Оно более выгодно для вас [пред Всевышним], чем трата [на благодеяния] золота и серебра; оно лучше [пред Господом], чем когда вы самоотверженно, рискуя жизнью воюете на поле брани [защищая свою Родину и свои ценности]!» — «Конечно же [сообщи нам]!» — воскликнули сподвижники. «Упоминание Аллаха (Бога, Господа) [в ваших молитвах-ду‘а, возвеличивая Его и восхваляя; упоминание Его сердцем, устами, соблюдая религиозную практику или раскаиваясь пред Ним]» — заключил Пророк»[27].

Сподвижник Пророка Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Лучшим в спасении нас от Божьего наказания является зикр (упоминание Господа)»[28].

Заключительный Божий посланник сказал: «Если сравнить человека, упоминающего Господа [он помнит о Нем вне зависимости от того, плохо ему или хорошо, возвеличивает Его и благодарит], с тем, кто не упоминает, то разница между ними подобна разнице между живым и мертвым»[29].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) однажды обратился к малоимущим сподвижникам: «Не научить ли вас тому, что поможет вам достигнуть [уровня набожности и благодати в земной обители и в вечной] тех, кто был до вас, и что поможет обогнать тех, кто будет после? И никто не сможет стать лучше вас, кроме как если последует вашему примеру в этом». Они ответили: «Конечно [мы очень хотели бы узнать об этом]». Он сказал: «После каждой [обязательной] молитвы[-намаза] говорите 33 раза «субханал-ла», 33 раза «аль-хамду ли-ля» и 33 раза «аллаху акбар»[30].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующие, которые в Судный День пред Богом окажутся на наиболее высоком уровне [в наивысшем почете], — это люди, которые [живя в бурном потоке дел и забот земной обители] много (очень часто) упоминали Аллаха (Бога, Господа) [моля и возвеличивая Его сердцем, устами, соблюдая религиозную практику; раскаиваясь пред Ним]»[31].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас встал имамом [предстоятелем для совершения обязательной молитвы-намаза совместно с другими], тогда пусть облегчает [не удлиняет молитву и не усложняет ее долгим чтением аятов из Корана, продолжительным пребыванием в поясном или земном поклонах]. Поистине, среди них [среди молящихся за ним, могут быть] маленькие дети, пожилые люди, ослабленные [уставшие, например, от продолжительного пути или работы], больные [кто прихворнул] либо те, у кого есть нужда [например, кто опаздывает куда-то по семейным или рабочим делам].

А вот если человек молится [совершает очередную обязательную или дополнительную молитву-намаз] индивидуально (самостоятельно), тогда может удлинять [совершение ее], как пожелает»[32].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило [время очередной обязательной] молитвы[-намаза] (уже прочитан икамат) [и вы намерены совершить ее сообща с другими, которые вот-вот уже приступят к ней], то не бегите [желая успеть], а идите спокойно, без спешки [излучая умиротворенность и ощущение Божественного всезнания и всемогущества]. Что успеете — совершите вместе с другими, а что не успеете — восполните»[33].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшая форма поклонения [Богу, Господу миров][34] — мольба-ду‘а [когда мы молим Бога, формулируя пред Ним свои желания и чаяния земного характера или вечного на любом из языков мира]»[35].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой-ду‘а [обращенной к Господу миров] является та, когда человек молится за самого себя [просит о чем-то конкретном у Бога для себя, а после уже для своей семьи, других людей]»[36].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой-ду‘а [обращенной к Господу миров] является та, когда ты просишь у Господа своего прощения и аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия) в земной обители и в вечной. Ведь, поистине, если ты получишь их в земной обители, а после — в вечной [в Судный День тебе это очень пригодится], то ты достигнешь успеха [полноты счастья, великолепия в обоих мирах]»[37].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Больше моли [Господа миров] о [предоставлении тебе] аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия)»[38].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Господи, Ты сотворил меня, и Ты умертвишь. Тебе принадлежит [в Твоем управлении] мои смерть и жизнь. Если даешь жизнь, то [прошу] оберегай, а если умертвишь — прости [накопившиеся грехи]. Господи, я прошу у Тебя аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия)!»[39]

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «О Господи, прибегаю в Тебе [к Твоей милости и щедрости], удаляясь от (1) бесполезных знаний [которые не делают меня умнее, мудрее, сильнее, набожнее, опытнее, богаче], (2) дел, которые не поднимаются [на небеса, не возносятся к Тебе, Господи[40]], и (3) неуслышанной [проигнорированной Тобою] молитвы-ду‘а»[41].

Транслитерация:

Аллахумма, инни а‘узу бикя мин ‘ильмин ля янфа‘, ва ‘амалин ля юрфа‘, ва да‘аин ля юсма‘.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават[42], а затем уже молит Бога, о чем пожелает»[43].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если ты совершил утреннюю молитву (Фаджр), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: «Аллаахумма аджирнии минан-наар[44]» (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение дня, то будешь удален [в вечности, после Судного Дня] от Ада.

Если ты совершил вечернюю молитву (Магриб), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: «Аллаахумма аджирнии минан-наар» (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение следующей за этим ночи, то будешь удален [в вечности, после Судного Дня] от Ада»[45].

Пророк призывал: «Молитесь так, как вы видели меня молящимся»[46].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Мнение мусульманских богословов едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Однако важно знать, что молитва-намаз считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка. Подробнее об этом со ссылками на источники читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».

[2] В тексте хадиса употреблено именно слово «людей», что охватывает собою представителей всех национальностей, культур, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют. Мусульманская культура не ограничивается хорошими взаимоотношениями лишь в мусульманской среде, как порой преподносят нам отдельные СМИ. Мусульманин, следующий предписаниям Корана и Сунны, должен быть примером честности, воспитанности и благородства для всех людей, следуя примеру пророка Мухаммада и продолжая его Божественную миссию. В Коране сказано: «Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на земле в твой исторический период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для прислушивающихся к тебе, приобщающихся к вере и изменяющих свою жизнь к лучшему], а также в качестве (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя]. Однако большая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии]» (Св. Коран, 34:28); «И воистину, ты [Мухаммад] — обладатель высокого нрава (в тебе заложена высокая нравственность как неотъемлемая часть твоей сути)» (Св. Коран, 68:4).

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 251, хадис № 1722, «сахих».

[4] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 191, хадис № 586; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 286, хадис № 96–(725).

[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 347, хадис № 1169; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 286, хадис № 94–(724).

[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 68, хадис № 1040, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 198, хадис № 608; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 108–112, хадис № 608; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 272–274.

[9] Тахаджуд (араб.) — дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]. Ларус, [б. г.]. С. 1253.

Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

[10] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 12, хадис № 89, «сахих».

[11] Хадис от Абу Умамы; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана, ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 77, хадис № 1193, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 218, хадис № 691; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 99, хадис № 1594, «сахих».

[13] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.

[14] Некоторые ученые поясняли это так: «Возможна опасность для глаз от того небесного света, с которым ангелы спускаются к молящимся». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 273.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 184, хадис № 118–(429); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 473, хадис № 7735; аль-Бага М. Мухтасар сунан ан-насаи [Сокращенный вариант свода хадисов имама ан-Насаи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 179, хадис № 1276. Подобный хадис (но только от Анаса) приведен в своде хадисов имама аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 232, хадис № 750.

[16] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 9 т., 18 ч. Бейрут: аль-Фикр, 1981. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 272; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 966.

[17] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 2. С. 272.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1348, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 200, хадис № 215–(482).

[19] Касаться земли носом в земном поклоне не обязательно, это лишь дополнительное действие. Но все-таки лучше, если и лоб, и нос коснутся земли в земном поклоне. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.

[20] Большинство мусульманских ученых поправление одежды или волос во время молитвы-намаза относят к нежелательным действиям (макрух). Если подобное и случится, если возникнет необходимость их поправить, молитва из-за этого лишнего движения не нарушится. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.

[21] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 248, хадисы № 809 и 810; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 376, хадисы № 809, 810 и пояснения к ним; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 202, хадис № 230–(490); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 102, хадис № 1637, «сахих».

[22] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и других. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 114, хадис № 995, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 113, хадис № 1813, «сахих».

[23] Подробнее об этом читайте в подтеме «Ступня к ступне или…» данной книги.

[24] Это не говорит о тесноте в рядах, а побуждает к тому, чтобы не оставлять свободных мест, которые могут без затруднений вместить еще одного молящегося. Следует не образовывать новый ряд, пока не будет заполнен последний из имеющихся. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 49, пояснение к хадису № 1082.

[25] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184, хадис № 119–(430); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадис № 661, «сахих».

[26] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 542, хадис № 9014, «да‘иф».

Степень достоверности низкая, но смысл верен, он соответствует смыслу коранического аята: «Воистину, молитва[-намаз] удаляет [человека] от развратного (распутного) [например, от прелюбодеяния, употребления спиртного] и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [того, что вступает в явное противоречие со здравым рассудком, например невоспитанное поведение и отсутствие элементарных норм порядочности. Обязательная молитва постепенно пробуждает в человеке благородные чувства, прививает положительные качества, особенно если он самосовершенствуется и видит для себя в этом необходимость]» (см. Св. Коран, 29:45).

[27] Хадис от Абу Дарда’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, 535, хадис № 3377, «сахих».

[28] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 535.

[29] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2012, хадис № 6407.

[30] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 237, хадис № 142–(595); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 92, хадис № 142–(595).

[31] Хадис от Абу Са‘ида; св. х Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1279, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3385.

[32] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 36, хадис № 490, «сахих».

[33] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 471, «сахих».

[34] В Коране сказано: «Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).

[35] Хадис от Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1281, «хасан».

[36] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1250, «сахих».

[37] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1251, «хасан».

[38] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 86, хадис № 1392, «хасан».

[39] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1087, хадис № 60–(2712); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 97, хадис № 1560, «сахих».

[40] В Исламе Бог не имеет образа, не ограничен ни местом, ни временем, трансцендентен. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему [Богу, Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11).

[41] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1453, «сахих».

[42] Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».

[43] Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».

[44] Двойные гласные в транслитерации указывают на ударение.

[45] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хаббана. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1294, хадис № 18218 (18054); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 548, хадис № 5079; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 366, хадис № 2022, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 51, хадис № 728, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 994.

[46] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 203, хадис № 631; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 575, хадис № 683.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1