На сайте ведутся технические работы.

Хадисы о положении ног в намазе

Аудио версия настоящей статьи:

 

В джамаате (совершая молитву-намаз сообща с другими) обязательно или желательно выстраиваться, касаясь предплечьями и ступнями (даже пятками) друг друга? Глядя на рьяность, ретивость некоторых в данном вопросе, кажется, будто это есть главная часть молитвы.

Ступнями — нет необходимости. Важны ровность рядов и единая направленность тел (туловища, плеч) в сторону киблы. Кстати, главным в молитве является осознание того, что (1) ты стоишь в покорности, обращаясь к Господу миров, и (2) наличие хоть малой толики набожности пред Ним в сердце.

А теперь более подробно о спрошенном вами.

Основным в вопросе выстраивания рядов перед совершением молитвы-намаза является их ровность и сплоченность, когда никто из молящихся не выступает телом вперед или не остается слегка позади ряда. Вот хадисы по этому поводу:

— Пророк, обращаясь к молящимся, призывал: «Выравнивайте ряды [пусть каждый ряд превратится в ровную линию]![1] Ровность рядов способствует полноте молитвы[-намаза]»[2];

— Анас передал: «Когда прочитали икамат (люди встали на молитву), Пророк повернулся к нам лицом и сказал: «Выстройте ряды [выровняйте их так, чтобы все были направлены в одну сторону] и стойте сплоченно [а не каждый как-то отдельно, сам по себе], я вижу вас [хотя стою к вам во время молитвы спиной]»[3];

— Посланник Всевышнего однажды спросил: «Разве вы не хотите стоять пред Господом так, как стоят пред Ним ангелы?» Его спросили: «А как это?» Он ответил: «Заполняют ряды, начиная с первого, и смыкают их (стоят в ряду плотно, сплоченно[4][5].

Что же касается расстояния между молящимися, то главным, согласно Сунне, является не оставлять свободных мест в ряду, заполнять их, начиная с первого, при этом не создавая тесноты и толкотни. Плечи должны быть параллельны в своей направленности и могут касаться плеча соседа. В выборе расстояния между ступнями человек свободен: поступает так, как ему удобнее и как оно покорнее пред Богом. Есть следующие хадисы по этому поводу:

— Абу Мас‘уд передал: «Перед молитвой Пророк [порой] касался своей рукой наших плеч [подравнивал тех, кто выходил из ряда] и говорил: «Стойте ровно [туловищем обратитесь в одно направление], не разворачивайтесь в разные стороны, иначе придете к тому, что и сердцами своими разбредетесь [потеряете сплоченность и взаимопонимание]»[6];

— «Выстраивайте ряды [выровняйте их]! Расположите плечи параллельно (пусть они будут одинаково направлены, повернуты в сторону киблы). Заполните свободные места [в передних относительно вас рядах; расстояние между рядов также не должно быть излишним][7] и будьте взаимовежливы (не толкайте, не расталкивайте друг друга локтями, теснясь) [заполнение рядов не есть призыв к толкотне и тесноте, когда имеется запас мест для моления]. Не оставляйте свободных мест [в передних рядах] для Дьявола [по возможности заполняйте ряд за рядом, начиная всякий новый ряд с центра[8]]. Кто соединит прерванный [пустотою] ряд, тот получит благое воздаяние от Господа, а кто оборвет (не заполнит пустое пространство между двумя молящимися) [к примеру, не желая оставить свое место и перейти в передний, незаполненный ряд], тот потеряет [духовную] взаимосвязь с Богом (будет отрезан от Божественной милости и внимания)»[9].

Ни в одном из достоверных или пусть даже сомнительных, недостоверных хадисов не говорится о ступнях ног, о том, насколько широко или узко они должны быть расположены относительно друг друга. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не дал на этот счет конкретных рекомендаций[10]. Имеются лишь (1) слова Анаса ибн Малика о том, что «один из нас приставлял плечо к плечу рядом стоящего и ступню к его ступне»[11] и (2) слова Ну‘мана ибн Башира[12]: «Я видел человека (одного из нас, вставшего на намаз), который свою лодыжку (ступню) присоединил к лодыжке (ступне) соседа»[13]. Они описали практическое понимание призыва к сплоченности рядов отдельно взятым человеком. Так поступили один или двое, но массового следования именно подобной трактовке призыва Пророка к ровности рядов и сплоченности не было. Вследствие отсутствия в хадисах какого-либо упоминания о расположении ступней во время молитвы-намаза, а также отсутствия четких практических рекомендаций по этому поводу со стороны сподвижников, особенно ученой части из их числа, богословы всех четырех мазхабов (не только основатели, но и продолжатели) высказались о свободе выбора в данном вопросе, дав при этом желательные практические рекомендации:

богословы-ханафиты: оптимальное расстояние между ступнями молящегося во время стояния в молитве — в четыре пальца (кисти), это ближе к проявлению покорности пред Богом;

богословы-шафииты: оптимальным является расстояние в одну пядь (22,5 см). Нежелательно (макрух) соединять ступни, если нет на то особой причины;

ученые маликитсткого и ханбалитского мазхабов: ступни следует поставить свободно (усредненно), не соединяя и не расставляя, безобразно раздвигая их[14].

То, что порой мы можем наблюдать в некоторых случаях коллективных молитв, когда человек настойчиво расставляет ноги так, чтобы касаться ступни соседа всей внешней боковой частью своей ступни (лодыжкой), излишне широко раздвигая и искривляя ноги, не имеет какого-либо обоснования в Сунне. Это — порицаемое новшество (бид‘а), которое было кем-то введено как важная составляющая молитвы (на что нужен весомый и достоверный аргумент), а другие просто начали бездумно повторять (таклид). Всякий вправе поступать как пожелает, прислушиваться к тем, кто ему по душе, но если человек создает неудобства своему соседу во время молитвы, на каждом ракяате при вставании раздвигая ноги, то ему следует задуматься над тем, какой же смысл он вкладывает в этот «молитвенный» ритуал: потеряв приоритеты, забыв о других, о себе, он отдался всей душой и сознанием формальным внешним неважным элементам.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Учитывайте, что тогда еще не было сегодняшних ровных полов и паласов, рисунком своим очерчивающих ряды. Пророк и сподвижники молились на песке, что затрудняло ровность ряда и единения направленности всех молящихся в одну сторону.

[2] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 226, хадис № 723; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 185, хадис № 124–(433).

[3] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 225, хадисы № 718, 719; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 185, хадис № 125–(434); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 263–265, хадисы № 718, 719 и пояснения к ним.

[4] Это не говорит о тесноте в рядах, а побуждает к тому, чтобы не оставлять свободных мест, которые могут без затруднений вместить еще одного молящегося. Следует не образовывать новый ряд, пока не будет заполнен последний из имеющихся. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 49, пояснение к хадису № 1082.

[5] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184, хадис № 119–(430); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадис № 661, «сахих».

[6] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 185, хадис № 122–(432); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 546, хадис № 2172, «сахих».

[7] См., например: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 852, 854; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 200.

[8] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 54, пояснение к хадису № 1094.

[9] Св. х. Ахмада, Аду Дауда, ан-Насаи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 94, хадис № 666, «сахих».

[10] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 225–227, хадисы № 717–725; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 263–269; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 5. С. 374–379; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184–186, хадисы № 122–(432)–128–(436); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 154–157; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 93, 94, хадисы № 661–672; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 158, 159; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 306–317; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 527–551, хадисы № 2154–2177; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 180; Т. 3. С. 198-201, хадисы № 1127–1132; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 848–854, хадисы № 1085–1102 и пояснения к ним; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 49–55; Т. 1. С. 149, хадис № 161 и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 175–177; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 1267.

[11] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 268.

[12] В год смерти пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) Ну‘ману было восемь лет. См., например: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 848.

[13] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 268; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 549, 550.

[14] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 881, 882; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 234, 235.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1