Хадисы о войнах и причинении вреда другим

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «[В Исламе] нет нанесения ущерба (убытка) и вредительства»[2].

То есть нанесение себе и другим вреда чуждо нормам мусульманской морали и нравственности.

В хадисе-кудси пророком Мухаммадом передаются слова Всевышнего: «Трое [три категории людей] будут ненавистны Мне (побеждены) [окажутся под Божьим гневом и в абсолютном проигрыше] в Судный День [то есть очевиден их проигрыш из-за тяжких грехов, что совершали в земной обители]: (1) давший с Моим именем, а после обманувший [тот, кто клянется Богом для большей убедительности, зная, что обманывает ради своей выгоды, что не выполнит своих обязательств], (2) продавший [в качестве раба] свободного человека и после живший на эти деньги [то есть всякий, кто, используя преступные обстоятельства и возможности, поработил свободного[3]], и (3) нанявший работника, получивший [от этого работника] выполненную полностью работу [в соответствии с первоначальными договоренностями, которые очень желательно прописывать], но не расплатившийся с ним»[4].

Если человек считает себя верующим в Бога и в неотвратимость Судного Дня, то ему следует научиться быть очень внимательным к своим обещаниям, взятым на себя обязательствам, особенно когда они подкреплены клятвой Богом; следует уважать свободу других людей, не посягать на нее, а также на честь, достоинство, имущество и жизнь других, независимо от того, к какой религии, к каким взглядам или национальности они себя относят; своевременно оплачивать работу, услуги, выполненные другими людьми, в соответствии с договором.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Муджахид — это тот, кто борется с самим собой [работает с плохими чертами своего характера, с ленью, беспечностью, необязательностью, например, и развивает хорошие] во имя Всевышнего [первоочередно делая это пред Богом, из духовных побуждений]»[5].

То есть он управляет, может держать в узде свои слабости, легкомыслие, капризы и страсти ради того, чтобы стать образцом религиозной морали и высокой нравственности, что в свою очередь пробудит в других желание стать таковыми, верующими. Он не оправдывает свои преступные действия вырванными цитатами из подстрочных переводов Корана, а достигает высокого уровня терпимости, усердия в благом и милосердия — всего того положительного, чем наполнены последнее Писание Творца и жизнь Его посланника.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшие в покорности Богу верующие [уверовавшие в первую очередь сердцем] — это те, кто ни языком, ни руками не причиняет вреда мусульманам[6]. Лучшими же по проявлению веры (имана) являются те, кто обладает наилучшей нравственностью [хорошо воспитан, благороден в поведении].

Лучшие мухаджиры[7] — те, кто «покидает» [удаляется от] запрещенного Богом [избавляется от грехов и пагубных пристрастий, привычек; более не возвращаясь к этому].

Наилучшим джихадом (усердием в благом и приложением серьезных самоотверженных усилий) является работа над собою пред Богом [когда человек изо дня в день совершенствует свои привычки, свое ремесло, мастерство; преодолевает чувство лени и дисциплинирует себя не в угоду чему-то земному (престиж, деньги, власть), а лишь из трепета пред Творцом и из страстного желания реализовать свою земную жизнь наилучшим[8] для перспектив в обоих мирах образом]»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мусульманин [покорный Господу и канонам Его] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане»[10].

В другом, схожем по вступительной части, достоверном хадисе сказано: «Муслим [покорный Господу и канонам Его, мусульманин] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане [11]. А вот му’мин [тот, чья вера заметна не только во внешних проявлениях покорности Богу, например, в соблюдении молитвы-намаза, но и проникла в сердце[12] проявляет такую степень порядочности и благонравия, что] люди [вне зависимости от того, к какой культуре или религии они относятся] как касательно самих себя, так и относительно своего имущества чувствуют себя в безопасности [находясь рядом с ним. То есть он всей своей сутью, не говоря уже о поступках, излучает надежность и порядочность]»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, худшие из людей по своему положению пред Аллахом (Богом, Господом) в Судный День — это те, зла которых опасаются другие люди [независимо от того, кто они по взглядам, национальности или вероисповеданию]»[14].

То есть эти худшие за время своего сознательного пребывания на земле зарекомендовали себя как те, кто опасен, ненадежен. Им нельзя довериться, нельзя верить. Положиться на них — значит подвергнуть себя или свое имущество опасности.

‘Умар ибн аль-Хаттаб в бытность правителем огромной державы, обращаясь к представителям другого государства, сказал: «Я не отправляю своих работников (своих подчиненных) для того, чтобы они побили кого-то из ваших людей или ограбили. Если кто-либо из них совершит это (насилие или грабеж) по отношению к вам, тогда вы обязаны сообщить мне об этом! Я сам буду вершить над ними правосудие»[15]. *

«Не желайте встречи с врагом [не кличьте беду на свою погибель]! Просите у Всевышнего здравия (жизненной силы, благополучия). [Бросайте вызов мирским невзгодам, преодолевайте, созидайте, развивайте, совершенствуйте; бросайте все силы на то, чтобы оставить в истории достойный след; будьте образцом для других.] Но если вы все-таки предстанете перед врагом [на поле битвы], тогда уж будьте терпеливы (стойки)!» — говорил заключительный посланник Творца[16].

Он же (да благословит его Всевышний и приветствует) завещал не совершать семь самых пагубных грехов, среди которых побег с ратного поля[17].

При жизни пророка Мухаммада не было ни одного случая, когда Пророк повелел бы вершить возмездие кровью. Во всех случаях он призывал простить виновного[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто старается навредить [другим], тому Аллах (Бог, Господь) тем же и ответит. Кто создает трудности [другим], тому Аллах (Бог, Господь) создаст трудности [ими же и воздаст в земной обители или в вечной]»[19].

Часто мы, люди, к сожалению, вредим друг другу и создаем проблемы на пустом месте; напрягаем друг друга. Государственные служащие порой настолько стараются выполнить план или угодить начальству, что подвергают сильному административному и психологическому давлению простых граждан, активных в своей профессиональной или коммерческой деятельности. Кто-то не выдерживает этого давления и разочаровывается в успехе, а кто-то прет как танк, корректируя движение, где-то сбавляя обороты, а где-то и прибавляя. Последний ни в коем случае не отчаивается ни в Божьей милости, ни в возможности реализовать то, что он задумал.

Весь вопрос в том, сломается ли человек внутренне или лишь окрепнет, еще шире расправив плечи, раскинув крылья. Аллах (Бог, Господь) в Священном Коране призывает нас не отчаиваться в Его милости[20]. В трудные периоды и моменты жизни это очень даже не просто, если такие же, как ты, люди создают тебе проблемы и ты еле успеваешь их решать.

В достоверном хадисе сказано: «В праздничный день Курбан-байрама (‘Идуль-адха) пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к людям с проповедью: «Люди! Что сегодня за день?!» — «Святой день!», — ответили ему. «А что за место?!» — «Святое место!», — ответили ему. «А что за месяц?!» — «Святой месяц!» Пророк [включив внимание слушающих вопросами и подчеркнув святость места и времени (запретность на совершение плохого)] сказал: «Поистине, ваши кровь (посягательство на ваше здоровье или жизнь), богатства (личный материальный достаток) и честь (достоинство) святы подобно святости (запрета на все плохое) этих дня, места и месяца!»[21] И он (да благословит его Аллах и приветствует) повторил эти слова несколько раз[22]. После поднял голову [взглянул на небо] и воскликнул: «Господи, я довел [до них]? Господи, я довел [до них]?»

Ибн ‘Аббас, передавший этот хадис, продолжает: «Клянусь Аллахом (Богом, Господом)! Эти слова — завещание [пророка Мухаммада] всей его умме [всем его последователям до Конца Света]!» И продолжает текст слов пророка Мухаммада: «Пусть тот, кто явился свидетелем этого, донесет до того, кто отсутствовал! [И в конце своей проповеди посланник Божий призвал:] Когда меня не станет рядом с вами, не опускайтесь до безбожия, в котором одни из вас будут уничтожать других (не становитесь после меня безбожниками, убивая друг друга!) [когда одни из вас начнут питать неприязнь к другим; когда одни не будут считаться с мнением других, посягать на их честь, имущество, а также здоровье и жизнь]!»[23].

Кровавая борьба мнений и неприязнь — логика и подход безбожника, но никак не верующего человека!

«Если людей не объединяет истина (стремление к ней), тогда их разъединяет ложь, фальшь, несправедливость. Если людей не сближает поклонение Единому и Вечному, Всемилостивому Господу миров, тогда общество разрывается на части поклонением Сатане. Если людей не прельщают блага вечные, тогда они начинают спорить и уничтожать друг друга, дабы заполучить блага мирские (нарушается рациональность и пропорциональность). Взаимная вражда — доисламский период, европейское Средневековье, невежество современности. Это — привычка тех, у кого нет веры»[24].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молил: «Господи, прошу тебя создать проблемы (доставить муки, тяготы и неприятности) тем, кто ущемит права двух слабых — сироты и женщины![25]«[26]

Смысл хадиса в том, что с точки зрения мусульманских ценностей ущемлять права и свободы сирот и женщин, как и всех тех, за кого некому заступиться, категорически недопустимо. Могу предположить недоумение некоторых читателей, имеющих в голове стереотип будто «женщина в Исламе особо не имеет прав». Да, в реальной жизни слабые (сироты, женщины, дети вообще) часто притесняемы (не только в мусульманской среде, но и в мире), и это не проблема религии, а проблема общества — притесняют тех, кто слабее и беззащитнее.

Пророк Мухаммад обозначил наличие проблемы, при этом молитвой своей, обращенной к Богу, четко указал, сколь это греховно и сколь тяжелые последствия имеет.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто против нас поднимет оружие [пойдет войной], тот не из нас»[27].

К сожалению, междоусобные войны среди мусульман начались через некоторое время после смерти Пророка, еще в период его сподвижников. И, сколь бы это печально ни было, продолжаются до сих пор…[28]

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пусть один из вас [даже] не указывает оружием на другого. Дьявол может поспособствовать тому, что рука задействует его [например, на эмоциях человек нажмет на курок, даст ход холодному оружию или тому, что может смертельно ранить], и он [в результате совершенного преступления] окажется [после Судного Дня] в Аду»[29].

Даже в шутку указать на другого оружием канонически недопустимо, запрещено[30].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не становитесь после меня безбожниками, убивая друг друга!»[31]

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если два мусульманина встретятся мечами (направят оружие друг против друга), то они оба [после Конца Света и Судного Дня] окажутся в Аду». Сподвижники уточнили: «С убийцей понятно, а как же тот, кого убили?!» — «Поистине, он [также] хотел убить другого [просто не смог этого осуществить]», — ответил посланник Божий[32].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[2] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 252, хадисы № 2340, «сахих» (от ‘Убады ибн ас-Сомита) и № 2341, «сахих» (от Ибн ‘Аббаса); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9899, «хасан».

[3] Обращаю внимание читателя на то, что мусульманская культура еще со времен Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) активно способствовала искоренению рабства, которое в те времена было широко распространено в мире. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба — один из самых тяжких грехов.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 656, хадис № 2227; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 525, хадис № 2227 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 311, хадис № 4/1589 и пояснение к нему.

[5] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейды; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хиббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 550, хадис № 9175, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 498, хадис № 1625, «хасан сахих».

[6] Здесь акцент сделан на взаимоотношениях мусульман, но такое же отношение к чести, имуществу и жизни другого касается всех, кто является человеком, вне зависимости от того, к какой культуре и религии он себя относит. Об этом четко сказано в аятах и приведенных в данной теме хадисах. Например, говоря о качествах верующих, Священный Коран свидетельствует: «Они не убивают душу [не посягают на жизнь других], которая свята пред Всевышним» (см. Св. Коран, 25:68). Также Творец подчеркивает пагубность убийства следующими словами: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-то, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей]» (см. Св. Коран, 5:32).

[7] Мухаджир — дословно «совершивший хиджру». Мусульманин, переселившийся из Мекки в Медину на начальном этапе становления Ислама из-за преследования со стороны язычников. После мирного взятия мусульманами Мекки пророк Мухаммад дал слову «мухаджир» расширенное толкование: «тот, кто «покидает» [удаляется от] запрещенного Богом [избавляется от грехов и пагубных пристрастий, привычек]».

[8] В Коране сказано: «Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2);

«О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него. Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Аллаху (Богу, Господу), и Он объявит вам о том, что вы делали» (Св. Коран, 5:105).

Также в Коране сказано: «Делайте (действуйте) [живите полно, активно]! Увидит Бог и Его посланник, а также верующие ваши дела. В последующем [по завершении земной жизни] вы будете возвращены к [Творцу] Ведающему о тайном и явном. Он объявит вам о том, что вы делали» (см. Св. Коран, 9:105).

[9] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. ат-Табарани (филь-кябир). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1292, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 2. С. 60 и 66.

[10] Хадис от Джабира; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 49, хадис № 65–(41); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9206, «сахих».

Также см. хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 29, хадис № 10; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9208, «сахих».

[11] Это не говорит о том, что он может причинять вред языком или руками немусульманину. Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между мусульманами. Что касается отношений с представителями иных религий или верований, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка.

[12] «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в то, что Бог один, и в неотвратимость Судного Дня; уверовали сердцем]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы еще не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]. Если вы будете покорны Богу и Его посланнику, тогда ничто из ваших [добрых] дел не будет потеряно [и вернется благом не только в земном, но и в вечном]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 49:14).

[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 743, хадис № 2632, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9207, «сахих».

[14] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1906, хадис № 6032.

[15] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 2. С. 172.

[16] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9737, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 787; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 149, хадис № 2966; аль-Бухари М. В 5 т. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 912, хадис № 2966.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

[18] Хадис от Анаса; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 5. С. 229.

[19] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 252, хадис № 2342, «хасан».

[20] «Не теряйте надежды на милость Аллаха (Бога, Господа) (не отчаивайтесь в Его милости)!» (см. Св. Коран, 39:53).

[21] Это касается не только мусульман, но и людей в целом. По завету пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) мусульмане должны быть предельно воспитаны и благородны, чтобы люди иных культур и верований ощущали себя рядом с ними в безопасности. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]». Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

В наше время интересами сильных мира сего и огромным влиянием СМИ на умы мусульманские ценности поставлены с ног на голову, причем так, что сами же приписывающие себя к мусульманам пропагандируют эту дикую и фанатичную трактовку Ислама — «убить неверного», «рабы и рабыни, наложницы», «все, кто не с нами, — кяфиры, и гореть им в Аду». Умные понимают, что все это геополитическая бизнес-игра, слабоумие и очевидное невежество. Но их, умных и просвещенных, к сожалению, меньшинство.

[22] Предположительно — три раза.

[23] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 513, хадис № 1739; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 731, хадис № 1739 и пояснение к нему.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2214, хадис № 7077 и 7079; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, 1990. С. 579, хадис № 9767, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 637, хадис № 2198, «хасан сахих».

[24] См.: аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Искандария: ад-Да‘ва, 1999. С. 165.

[25] Перевод не подстрочный, а смысловой; сформулирован мною на основе богословских пояснений к хадису.

[26] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 395, хадис № 3678, «сахих».

[27] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2213, хадисы № 7070 и 7071.

[28] Подробнее об этом и о многих современных проблемах, в том числе о радикализме и терроризме, читайте в моей книге «Как увидеть Рай?».

[29] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2213, хадис № 7072.

[30] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 16. С. 30, 31, пояснение к хадису № 7072.

[31] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2214, хадис № 7077.

[32] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2215, хадис № 7083; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 39, хадис № 7083 и пояснение к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1