Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы про одежду и внешний вид

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие»[1].

Каждому прочитавшему этот хадис рекомендую встать перед большим зеркалом, оглядеть себя с головы до ног и спросить — является ли человек, отражение которого я вижу в зеркале, украшением общества? Тем, у кого есть собственный автомобиль, рекомендую посмотреть взглядом постороннего на салон, затем открыть багажник авто и, оглянув содержимое, задаться вопросом: хозяин такого авто может ли быть образцом для подражания? Если ответы ваши не будут соответствовать сунне заключительного Божьего посланника, то есть украшением общества вас не назовешь, то не расстраивайтесь — пока мы живы, каждый из нас имеет возможность исправиться и стать лучше. Главное — не ограничиваться сухой теорией или эмоциями, а переходить к делу, двигаясь к достижению цели каждый день[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не войдет в Рай[3] тот, в сердце которого есть хотя бы пылинка (ничтожное количество) высокомерия[4]. И не войдет в Ад [не окажется на низших степенях Ада; не окажется навечно в Аду] тот, в ком есть [на момент его смерти, до начала процесса выхода души из бренного тела] хоть пылинка (ничтожное количество) веры [в Бога и Судный День[5]]». Человек спросил: «Мне нравится, когда на мне надета красивая одежда и красивая обувь». Пророк ответил: «Поистине, Аллаху (Богу, Господу) присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит красоту. [То есть любовь человека к красоте, к чему-то изящному, хорошему, аккуратному не есть проявление гордости, надменности.] А высокомерие — это неприятие правды [упрямое несогласие с тем, что очевидно] и пренебрежительное отношение к людям [вне зависимости от того, какой они национальности или вероисповедания]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле)[7], и проявляет через это высокомерность (надменность) [будто он — король, а все остальные — пешки], на того Бог не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]»[8].

Во время произнесения Пророком этих слов Абу Бакр уточнил: «О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?» Пророк ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Всевышний в Судный День не взглянет на того [не проявит Своей милости и прощения к тому] , кто волочил свою одежду из заносчивости и высокомерия (проявляя надменность и кичливость)»[10].

В своде хадисов имама аль-Бухари приводится описание того, как «Пророк (да благословит его Творец и приветствует) во время солнечного затмения поспешил в мечеть, и одежда его при этом волочилась по земле»[11].

То есть одежда его была такой длины, что волочилась по земле. Данный хадис — весомый аргумент в пользу того, что главным с канонической точки зрения является намерение и настрой человека, а не длина его брюк или иного одеяния.

Ученые говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими»[12]. То же самое касается и тех, кто в качестве вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки. Во всем должна быть золотая середина, где в параллель с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур.

Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную арабскую, индонезийскую или шотландскую одежды. Не столько важен стиль, сколько покрытие ‘аурата (частей тела, обязательных для сокрытия), а также умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над другими по причине дороговизны, экстрамодности или вызывающей необычности одеяния.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «А что ниже щиколоток, то — в Аду»[13].

Мусульманские ученые единодушно прокомментировали следующим образом: «Буквальное понимание данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка по данной теме четко и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть — проявление высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды является греховным, ведущим человека к адскому наказанию.

Данный хадис растолковывается именно в таком ракурсе[14]. А в общем, одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также в соответствии с местным климатом и традициями практичной, удобной, модной и нужного размера по длине, ширине и т. п. И только Всевышнему ведома истина»[15].

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) наставлял: «Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милостыню, но без расточительства и без проявления высокомерия (надменности, кичливости)»[16].

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Золото и шелк [натуральный шелк] разрешены для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин»[17].

Сподвижник пророка Мухаммада имам ‘Али передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) взял в левую руку [ткань из натурального] шелка, а в правую — золото. Поднял обе руки и воскликнул: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены»[18].

«Посланник Всевышнего запрещал носить шелк, кроме как в ширину двух пальцев, среднего и указательного»[19], а также «запрещал [надевать] шелк, кроме как в ширину двух, трех или четырех пальцев»[20].

В сводах хадисов Ахмада и Абу Дауда добавлено: «…и показал (да благословит его Творец и приветствует) свою кисть»[21].

В сводах хадисов Муслима, Ахмада и других передается, что Асма’ однажды показала накидку Пророка, сшитую из грубой ткани, на которой был узор из шелка в одну пядь (22,5 см), а передняя часть накидки была прошита им (шелком). Она сказала: «Когда ‘Аиша умерла, накидка была передана мне. Пророк надевал эту накидку»[22].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас, считающийся одним из самых грамотных в вопросах богословия, говорил: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил нам [мужчинам-мусульманам] одежду из чистого шелка. Что же касается той одежды, основой ткани[23] или фрагментом которой является шелк, то она не запретна»[24].

Мнение исламских богословов едино относительно разрешенности применения в мужской одежде фрагментов тканей из чистого шелка не шире четырех пальцев. Также большая часть ученых[25] допускала ношение одежды, в состав ткани которой входит шелк наряду с другим материалом, например, хлопком или льном, и где шелк составляет менее пятидесяти процентов[26].

Были и другие мнения по поводу ношения мужской одежды, в ткани которой присутствует чистый шелк и составляет менее пятидесяти процентов, так как прямого пророческого указания на это нет. Однако большинство авторитетных богословов допускали использование такой ткани для шитья мужской одежды, обосновывая это тем, что «достоверно известно о ношении сподвижниками Пророка и праведниками первого поколения одежды из ткани хазз[27], которая состояла из шерсти и натурального шелка», а также приведенными словами Ибн ‘Аббаса[28].

Итак, можно сделать вывод: что явно запретно для мужчин-мусульман в одежде — так это элементы гардероба из чистого натурального шелка, где шелк шире четырех пальцев, а также то, что сшито из ткани, на пятьдесят и более процентов состоящей из натурального шелка[29].

Такого рода допущение относится только к шелку и не распространяется, например, на ношение ювелирных изделий с небольшим содержанием золота или употребление слабоалкогольных напитков. Как ношение мужчинами золотых украшений, так и употребление спиртного категорически запретно (харам).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[30].

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[31].

Однажды женщины из племени бану тамим посетили жену Пророка ‘Аишу. На них были тонкие прозрачные одежды. ‘Аиша сказала им: «Если вы верующие мусульманки, то это не та одежда, что подобает вам!» А в другой раз к ней зашла невеста, на которой была накинута тонкая прозрачная вуаль. ‘Аиша, увидев это, сказала: «Кто одевается таким образом, тот не уверовал в истинность суры «ан-Нур»!»[32]

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Две группы людей будут среди обитателей Ада: (1) правители-тираны, притесняющие свои народы, и (2) одетые, но в то же время обнаженные[33], качающиеся и раскачивающиеся [во время походки для привлечения внимания мужчин] женщины. Эти люди не войдут в Рай и даже не вдохнут [неописуемый] райский аромат»[34].

Ибн ‘Аббасом передано: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[35].

Из достоверного хадиса от Ибн ‘Умара мы знаем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать никаб[36] и перчатки»[37].

При описании совершения молитвы-намаза женщиной в достоверном хадисе сказано о покрытии головы, но ничего не сказано о покрытии лица[38].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 447, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[2] Наиболее любимо пред Богом то, что постоянно, даже если оно мало. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 138.

[3] Имеются в виду высшие уровни райской обители. См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 12. С. 494.

[4] Напомню, что чувство собственного достоинства и высокомерие — это разные вещи.

Чувство собственного достоинства — благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение.

Высокомерие — пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними.

[5] Всего в Исламе шесть главных постулатов веры. Подробнее о них читайте в моей книге «Как увидеть Рай?».

[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 584, хадис № 2004, «хасан сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 1. С. 460, хадис № 224, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 63, 64, хадисы № 147–(91) и 148–(91).

[7] В хадисе употреблен глагол «джерра», который переводится как «тащить, тянуть, волочить», «влечь за собой».

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1849, хадис № 5791; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 865, хадис № 43–(2085); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 523, хадис № 8614, «сахих».

[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847, хадис № 5784; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 312, хадис № 5784; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 548, хадис № 2/791.

[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1848, хадис № 5788; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 866, хадис № 48–(2087); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 316, хадис № 5788; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548, хадис № 3/792.

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847, хадис № 5785.

[12] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548–550, хадисы № 2/791, 3/792 и 6/795, а также пояснения к ним; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 60–63, хадисы № 2085 (42–46), а также пояснения к ним.

[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1848, хадис № 5787; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 315, хадис № 5787.

[14] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 316, 318.

[15] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 462.

[16] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 310–312.

[17] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 526, хадис № 5148, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 85, хадис № 546; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 23, хадис № 272, «сахих»; С. 266, хадис № 4357, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[18] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3595, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4057, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[19] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828 и 5829; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 13. С. 349, хадисы № 5828, 5829; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 12–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1338; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 551.

[20] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 15–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1339; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 443, хадис № 4042, «сахих».

[21] В св. х. Ахмада упоминается, что ‘Умар, давая пояснения людям о запрете в одежде чистого шелка, сказал: «…кроме двух, трех или четырех пальцев, и показал кисть». См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275, хадис № 139 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 551.

[22] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 10–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 404, хадис № 1342; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, 276, хадис № 142 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 552.

Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 387, хадисы № 3593 и 3594, оба «сахих».

[23] «Основой ткани» — то есть сама ткань не является шелком, но в ее основе использованы шелковые нити.

[24] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Хакима и ат-Табарани. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 92, хадис № 556; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, хадис № 140.

[25] Некоторые богословы говорили, что и по данному вопросу имеется иджма‘, то есть единое согласие мусульманских ученых начальных веков.

[26] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 90, 91, хадис № 555 и комментарий к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 442, хадисы № 4038 и 4039; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 923, хадис № 3333.

[27] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 195.

[28] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 442, хадис № 4039, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275.

[29] См. об этом: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828, 5829; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 18. С. 33, 34; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 85, 88, 90, 91, 92, хадисы № 546, 551, 552, 555, 556; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 43, 44, 46–48; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 549, 550; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2637–2640; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274–276.

[30] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[31] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.

[32] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 438.

[33] То есть их одежда или прозрачна, или сильно облегает.

[34] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 881, хадис № 125–(2128); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 109, хадис № 125–(2128); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 311, хадис № 5045, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 341, хадис № 3/1635 и пояснение к нему. В хадисе несколько образных выражений, которые пояснялись учеными по-разному. Учитывая пояснения, я упростил перевод смысла данного достоверного хадиса.

Также см.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 699, хадис № 1694.

[35] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 447, хадис № 4097, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

[36] Никаб (араб.) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 486.

[37] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 545, хадис № 1838; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 64, хадис № 1838 и пояснение к нему; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 313.

[38] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 641, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 612, хадис № 1711, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 68, хадис № 525 и пояснение к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1