Имаму велено облегчать коллективный намаз

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас встал имамом [предстоятелем для совершения обязательной молитвы-намаза совместно с другими], тогда пусть облегчает [не удлиняет молитву и не усложняет ее долгим чтением аятов из Корана, продолжительным пребыванием в поясном или земном поклоне]. Поистине, среди них [среди молящихся за ним, могут быть] маленькие дети, пожилые люди, ослабленные [уставшие, например, от продолжительного пути или работы], больные [кто прихворнул] либо те, у кого есть нужда [например, кто опаздывает куда-то по семейным или рабочим делам].

А вот если человек молится [совершает очередную обязательную или дополнительную молитву-намаз] один (сам по себе), тогда может удлинять [совершение ее или сокращать], как пожелает»[1].

Вопрос облегчения зависит от того, что привычно в данной местности, как заведено. Также в разных мечетях практика разнится. Имам уже на месте решает, что наиболее подходит для его общины в зависимости от времени суток и времени года. Например, в странах с холодным климатом либо очень жарким и в городах, где людям приходится совершать пятничную молитву на улице из-за отсутствия свободных мест в здании мечети, имаму следует максимально облегчать молитву-намаз, чтобы не вызывать у людей негодования, отвращения[2], а тем более не наносить вреда их здоровью.

Один из комментариев богословов в контексте данного хадиса таков: «Вопрос облегчения зависит от того, что привычно в данной местности. Также имаму не следует читать в поясном и земном поклоне более трех возвеличиваний Аллаха (тасбих), что является сунной»[3].

В книге «Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин» имеется следующий важный комментарий к хадису: «Облегчение имама подразумевает чтение коротких фрагментов или сур Корана, а также чтение в поясном и земном поклоне не более трех возвеличиваний Аллаха (тасбих). Это в общем. Частные же случае решаются на уровне самой общины и молящихся. Если будет нарушено одно из условий, упомянутых в хадисе (ущемление прав приведенных в хадисе категорий людей), удлинение молитвы-намаза имамом будет считаться порицаемым (макрух)»[4].

По этой теме есть еще такой достоверный хадис. Пророк Мухаммад говорил: «Поистине, я начинаю молитву[-намаз], желая ее удлинить [совершить спокойно и размеренно], но слышу плач ребенка и спешу сократить молитву, зная, какое волнение испытывает его мать от этого плача»[5].

Известный сподвижник Анас ибн Малик говорил: «Я не молился за имамом, за которым совершение молитвы[-намаза] было бы столь легким и полным, как молитва за Пророком»[6]. То есть молитва-намаз за посланником Божьим (да благословит его Аллах и приветствует) была очень легкой, но при этом полной, без суеты и спешки.

Основой для любого имама является именно облегчение совместной с прихожанами молитвы-намаза[7]. То же касается и молитвы в домашних условиях, когда имамом встает глава семейства, которому также следует выбирать такую продолжительность молитвы, которая наиболее комфортна для домочадцев, не вызывает отвращения у детей своей продолжительностью, но при этом позволяет им почувствовать вкус молитвы в ее размеренности и спокойствии.

У известного сподвижника ‘Умара ибн Хаттаба по этой теме есть следующие слова: «Не вызывайте гнев Божий, удлиняя молитву-намаз и доставляя тем самым трудности молящимся за вами!»[8]

И в заключение темы приведу еще один достоверный хадис. «Один из сподвижников [однажды] обратился к Пророку: «О посланник Божий, я стараюсь позже прийти (специально опаздываю) на утреннюю молитву (Фаджр)[9]. Причина в том, что такой-то человек слишком долго ее проводит». Сподвижник Абу Мас‘уд, ставший свидетелем этой ситуации, передает: «Это вызвало гнев (негодование) у Пророка. Я никогда ранее не видел его настолько разгневанным.

Спустя некоторое время он (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Люди! Среди вас есть те, кто отталкивает [от религиозной практики, от молитвы-намаза] (вызывает отвращение) [к тому, что обязательно пред Богом]. Если кто-то из вас встает имамом [предстоятелем в молитве-намазе], то пусть проявляет снисходительность (облегчает). Ведь за ним [может оказаться] и слабый [физически], и пожилой, и нуждающийся [в том или ином, спешащий по семейным или рабочим делам]»[10].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 36, хадис № 490, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 221, хадис № 703; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 144, хадис № 1046; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 574, хадис № 12/379; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 201, хадис № 7/230.

[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

[3] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 144, пояснение к хадису № 1046.

[4] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 201, пояснение к хадису № 7/230.

[5] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 144, хадис № 1048.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 222 и 223, хадисы № 707 и 709.

[6] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 144, хадис № 1047.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 222 и 223, хадисы № 706 и 708.

[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 145 и 146.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 146.

[9] В комментариях к хадису предполагается смысл «не совершаю ее сообща с другими в мечети». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 252.

[10] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 222, хадис № 704; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 252, пояснение к хадису № 702.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 221, хадис № 702.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1