Интервью для islamnews.ru Ислам - не терроризм

Просим вас прокомментировать ситуацию с гибелью актера Вадима Дорофеева. Давно ли вы с ним познакомились, и как состоялось это знакомство?

Я с ним не был знаком лично.

Был ли он прихожанином мечети на Поклонной горе?

Мне неизвестно, был ли он прихожанином нашей мечети. В то же время нет разницы, какой из мечетей Москвы или России он был прихожанином. Сегодня основную информацию об Исламе люди черпают из Интернета. Именно там есть разнообразие мнений и радикальных трактовок, которые находят отклик в душах людей, в зависимости от того, что эти люди ищут. Если это тунеядцы, которым наскучила жизнь, все надоело и хочется как-то «благовидно» скинуть с себя ответственность, то они выбирают путь «благородного» самоубийства, отправляясь в те или иные горячие точки мира. Тем более что американские и отдельные европейские каналы (например, BBС) каждые 15 минут дают новости о «джихаде« и об «исламском терроризме», внушая людям на подсознательном уровне, что происходящие сегодня на Ближнем Востоке преступления являются частью мусульманской культуры. Правда же в том, что таким крупным державам, как США и Великобритания, нужно бесплатное пушечное мясо, бесплатные солдаты-убийцы, которые, не понимая того, становятся винтиками в большой геополитической игре, на данный момент проигранной Исламом и мусульманским богословием.

Какие у него были духовные устремления, и как он оказался в Сирии?

Я услышал об этом человеке примерно месяца два назад, когда один из наших прихожан рассказал, как его знакомый попал под влияние людей, вербующих в Сирию; рассказал о том, что парень уже на границе с Сирией и многочисленные доказательства и старания переубедить его никак не помогли. Он просил у меня каких-то дополнительных аргументов, дабы спасти парня. Я ответил, что если он уже дошел до такой степени анализа происходящего, то есть разрушительные вирусы трансформировали его мозг таким образом, что он увидел перспективы собственной жизни в войне, то на данной стадии чем-либо помочь ему невозможно. Также из разговора я понял, что парень уже давно жил в долг, нигде не работал, а потому сделал для себя вывод: такое отношение к собственной жизни стало для него выходом из финансового (и не только) тупика, в котором он оказался.

Известны ли вам прецеденты таких поступков?

Я слышал о подобных случаях, но настолько близко столкнулся впервые.

Каким образом можно противостоять подобным позывам неофитов? Есть ли рецепты борьбы с такими явлениями?

Необходимо создавать альтернативный здоровый информационный поток, через который истинные мусульманские ценности дошли бы до максимального числа людей в доступной для них форме. До последнего времени, по моим ощущениям, в мире в целом и в России в частности присутствовало некое табу на распространение здоровых ярких знаний об Исламе. Обычно то, что показывалось через СМИ, было либо нечто атеистически востоковедческое, либо радикально воинственное. Именно эти два подхода к Исламу и мусульманам преобладали в большинстве СМИ. Последние несколько лет ситуация в России вроде как начала меняться, и Исламу стали давать слово. Если тенденция сохранится, будет возможность транслировать прекрасные живительные смыслы Священного Корана и Сунны в массы, тогда в результате серьезных усилий мы сможем переломить ситуацию года через три.

Почему неофиты, не зная ислама, бросаются в такие авантюры?

Я здесь стал бы говорить не о неофитах, а просто об отдельных людях, которые ищут легкого пути получить все, в том числе лицензию на убийство и насилие в этой жизни. Им также греет душу то, что радикалы обещают им счастье в вечности. Кстати, когда корреспондент одного из каналов показал мне группы в Фейсбуке, которые посещал Вадим, то стало очевидно, что его интересовал именно воинственный и радикальный подход.

Что ими движет, как выстраивать отношения с неофитами, как им застраховать себя от каких-то недобросовестных проповедников, и как отличить правильного проповедника от неправильного?

5:2

«Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде»

14:24–27

«Разве ты не увидел образный пример, приведенный Господом: хорошее слово подобно хорошему дереву, у которого крепкие корни [глубоко уходящие в землю], а ветви устремлены ввысь, в небо. С благословения Творца это дерево постоянно плодоносит

.

Всевышний приводит людям образные примеры для того, чтобы они призадумались [прозрели; посмотрели на обыденное и свои перспективы с иной, непривычной для них стороны; пробудились, открыв в себе новые таланты и умения]. А вот плохое (дурное, скверное, мерзкое; зловредное) слово подобно плохому (дурному, зловредному) дереву: вырванное с корнем, оно лежит на поверхности земли, не имея какой-либо основы (основания). Аллах (Бог, Господь) укрепляет верующих (придает им уверенности, стойкости) и в этой жизни и в вечности посредством хорошего (твердого, непоколебимого; истинного, надежного) слова. Очевидных грешников [избравших для себя путь безбожия и греха] Он [Господь миров] сводит с верного пути [как результат их желаний, устремлений, действий и поступков]. А в Своих действиях Он ничем не ограничен (совершает желаемое Им)»

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]»[1]; «Верующий — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]»[2].

Правильность начинается в душе человека, который решил стать мусульманином. Если он нацелен на насилие, неприязнь, жестокость, то именно такие сообщества в Интернете он и будет искать, именно таким путем будет строить свою «духовность». Если человек хочет услышать настоящее звучание аятов из Корана или хадисов, то он даже в самом неграмотном переводе найдет то, что сможет его воодушевить и вдохновить на созидательные добрые поступки, на проявление целеустремленности и великодушия.

«Как отличить правильного проповедника от неправильного?»

Из практики последних десятилетий могу сказать, что «неправильные» активно делают акцент на том, что все вокруг запретно (харам), что трудовая деятельность начинающего мусульманина или мусульманки с точки зрения канонов запретна, что ему следует оставить работу. После чего могут появиться призывы оставить свою семью и близких «ради Аллаха», например под предлогом, что «они — неверные». То есть человека методично лишают всех опор, как финансовых, так и родственных, дружеских. Потом следует активное замещение: его вводят в «особый мир» отдельной идеологической группировки, где, лишь следуя их строгим указаниям, можно заслужить «довольство Аллаха».

Как вы можете описать ощущения в период, когда человек только приобщился к вере, и на каких "типичных" ошибках неофита вы могли бы акцентировать внимание?

Это слишком объемный вопрос. Я в свое время на него уже ответил, написав две книги – «Мир души» и «Как увидеть Рай?» Первая поможет правильно понять смысл жизни и начать строить себя как высоконравственную личность, вторая дает хорошее и богословки обоснованное понимание отдельных нюансов религиозной практики, а также предоставляет много антивирусов, защищающих от пагубного воздействия информационных потоков.

Какие еще есть формы быть полезным Исламу и самореализоваться в соответствии со своими религиозными воззрениями? Обязательно ли куда-то ехать и в кого-то стрелять?

67:2

«Он (Господь) сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]».

Жизнь и смерть сотворены, но до конца понять их суть и природу человеку не дано. Ему Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, духовного развития, раскрывающиеся через познание себя[3], сути жизни и совершение, последовательное, пусть незначительное, но постоянное совершение благих дел и поступков, при котором не теряются основы веры и осознание того, что совершается то или иное не на благо кого-то, пользующегося этим, или не во имя чего-то (чтобы снискать уважение, почет, славу и т. п.), а лишь — себе лично на благо с именем того, Кто дал такую возможность.

Каждодневно работать над собою, над формированием личности, используя бесценные Божественные дары-инструменты (время, здоровье, дух, волю, человеческие отношения… и то невероятно многое, что окружает нас в каждую единицу времени), стараясь делать самого себя и то, чем занят, еще лучше и совершеннее («кто из вас лучший делами»), — сложно, однако невероятно интересно.

Важно иметь свою голову на плечах и смотреть на происходящее с разных сторон, уметь не потеряться, а найти себя, ведь каждому дан необычайно ценный Божий дар — жизнь, которой следует найти наилучшее созидательное, а не разрушительное применение. Верующий никогда не отчаивается (в нем должен присутствовать взвешенный оптимизм), ведь на человека не возлагается больше его сил и возможностей, к тому же над всем и вся воля Творца и Его власть.

Всегда есть что созидать, в чем можно найти себя, и неважно, есть ли у нас деньги и возможности.

Всевышний, как и то, что Он дал через заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), в нас не нуждается, это мы нуждаемся в мусульманских ценностях, в ежедневном их практиковании, дабы стать и оставаться счастливыми в обоих мирах.

Верите ли вы в то, что на самом деле актер может быть еще жив?

Неважно, жив ли этот молодой человек или нет, важно, какой мир образовался в его голове. Если суть этой картины в том, чтобы убивать и уничтожать, то подобные люди опасны для общества.

5:33

В Коране сказано: «…Кто чинит преступления на земле [творит беззаконие, террор], — жестокое умерщвление [за убийство], или распятие [и смерть за грабеж и убийство], или отсечение рук и ног накрест [за грабеж], или изоляция от общества [ссылка, тюремное заключение за угрозы и устрашения]. Это — унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет серьезное наказание».

Упомянутые в данном аяте наказания предусмотрены за разбой и террор. Какие бы «благие» намерения не имел преступник, он карается официальным судом на основании того зла, что совершил.

Январь 2015

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

[2] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[3] Говоря о познании себя, я имею в виду не копание в себе, чем некоторые инертные люди под предлогом религиозности любят заниматься, а именно — познание себя через приобщение к новым знаниям, языкам, культурам, через применение этих знаний в повседневной жизни, когда в теории ты слышишь одно, а в процессе практики начинаешь слышать намного большее, когда преодолевая и покоряя вершину за вершиной, ты лепишь себя и свое земное, а также вечное счастье из того материала, который безвозмездно предоставил тебе Господь миров, а не расчленяешь его «до молекул» пустым философствованием на диване.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1