Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для журнала «Афиша»

Полная версия

Я не считаю, что «мусульманин» означает «террорист», но большинство террористов прикрываются исламом. Немусульманин не может не обратить свое внимание на это. Почему так происходит?

Отвечу цитатой из книги Нассима Талеба «Черный лебедь»: «Многие путают утверждение “почти все террористы — мусульмане” с утверждением “почти все мусульмане — террористы”. Предположим, первое — правда, и 99% террористов — мусульмане. Но это означает, что только 0,001% мусульман — террористы, поскольку мусульман в мире больше миллиарда, а террористов, допустим, десять тысяч, один на сто тысяч человек. Эта логическая ошибка заставляет вас, без вашего ведома, то есть бессознательно, преувеличивать вероятность того, что случайно взятый мусульманин, скажем, в возрасте от 15 до 50 лет, окажется террористом, примерно в пятьдесят тысяч раз». А термины «исламизм» и «исламский терроризм», появившиеся лишь лет двадцать назад, тогда как вся мусульманская культура имеет 14-вековую историю, несут в себе даже большую «погрешность», ассоциативно увязывая очевидное зло и насилие с каждым, кто исповедует ислам. Вроде бы СМИ выступают против терроризма, но на деле выходит его массовая пропаганда. Уничтожили какого-нибудь террориста, и весь рунет завален рассказами о нем: где родился, где учился, что взрывал, какой большой и важный. Видит это молодой, еще до конца не определившийся россиянин и может сделать вывод, что место главного героя свободно. Убивай — и станешь знаменитым, да и в рай попадешь. Разве плохо?

Тогда как, к примеру, надлежит относиться правоверному мусульманину к ИГИЛ?

Ни для кого не секрет, что ИГИЛ появилось после того, как Ирак и Ливия лишились своих президентов, а Запад при этом активно финансировал военную оппозицию. С режимом президента Сирии Асадом такой сценарий не удался, но получилось отбить у него часть территории. В итоге на тех территориях, которые оказались неподконтрольными, стали собираться преступники самых разных мастей со всего мира, где они получали хорошее вооружение и лицензию на убийство. Европа под предводительством президента Франции Саркози активно выделяла сотни миллионов долларов с замороженных счетов Каддафи на финансирование оппозиции, выступившей с оружием против него. Та же самая история была с «Аль-Каидой», которая родилась на территории Афганистана во времена конфликта между США и Советским Союзом.

Почему мусульманские священнослужители не выступают с громкими опровержениями?

Мусульманам и мусульманскому богословию крайне сложно противопоставлять что-либо столь хорошо информационно и финансово поддерживаемым радикалам. Например, англоязычный Би-би-си каждые 15 минут говорит о «джихаде» и об «исламском терроризме», внушая современному молодому поколению мусульман, что такой стиль жизни и является истинно исламским. На таких акцентах выросло целое поколение, живой тому пример – последний теракт во Франции, который был совершен молодыми людьми, родившимися и выросшими в этом европейском государстве. Именно информационная политика последних 20 лет убедила их в том, что насилие — это и есть ислам. На данном историческом этапе мусульманское богословие проиграло в информационном противостоянии. Будем надеяться, что в будущем все-таки удастся переломить ситуацию в пользу веры, добра, благочестия и созидания.

Вы считаетесь едва ли не самым либеральным имамом Москвы; комментаторы в Интернете по многим вопросам с вами не согласны. Вы, к примеру, говорите, что борода мусульманину необязательна, музыку слушать можно, а вежливо поздравить с праздником человека другой веры и культуры — не грех.

То, что я говорю, обосновано Кораном и Сунной. А мнения людей, строящих их на стереотипах, на обрывках знаний, полученных в Интернете, либо изучающих мусульманское богословие под определенным идеологическим углом, фанатично следующих понравившемуся их темпераменту, натуре или образу жизни, меня не интересуют. Я не политик, старающийся всем угодить, тем более когда это касается многомиллионной интернет-аудитории, а богослов по образованию, работающий ежедневно с арабскими первоисточниками уже более 20 лет. Я провожу параллели с современностью, к примеру многие годы увлекаюсь психологией и нейробиологией. Я не загоняю своих читателей и слушателей в мирок собственных стереотипов.

Тут, наверное, дело в том, что Ислам подразумевает практически бесконечную возможность интерпретации. А вы интерпретируете чересчур вольно.

Не совсем. Есть основополагающие вещи, к которым относятся, например, столпы веры и религиозной практики. Среди столпов веры есть наиглавнейшее положение о том, что Бог Один и никак невозможно сформулировать мнение о том, что их два. В религиозной практике есть, например, ежедневная пятикратная молитва, и как бы кто ни старался, он не сможет доказать, что обязательных молитв в каждом дне шесть. При этом присутствует огромное пространство для научных усилий профессиональных богословов, где они могут высказывать свои мнения и интерпретации. Мнения, подходы и интерпретации зависят в том числе от времени, места, обстоятельств, но они должны иметь обоснование в Коране и Сунне.

Как часто вы сталкиваетесь с негативом консервативных верующих лицом к лицу?

Лицом к лицу не сталкиваюсь. Не согласиться со мною, а тем более как-то оскорбить, осмеливаются лишь на просторах Интернета, где всякий неуч может почувствовать себя всесильным, получив вместо обычных двадцати лайков все сто.

Статистика по количеству мусульман, живущих в Москве, сильно различается: официальная перепись дает цифру в 300 000, имамы мечетей предпочитают говорить о 2–3 миллионах.

Действительно, из числа москвичей – более миллиона. С гостями столицы — несколько миллионов. Все это знают и понимают, но такие официальные цифры не выгодны властям. Да и зачем вообще считать, и без того ясно, что мусульман очень много и в Москве, и в России в целом. Говоря последнее, я имею в виду граждан России.

Если в Москве так много мусульман, почему исламской культуры на улицах не видно?

Очень большое влияние оказал период коммунизма – 70 лет! Все, что касалось религии, выжигалось каленым железом еще на самом начальном этапе становления атеистического коммунизма. Практически все татарские имамы и богословы после революции 1917 года были сосланы в Сибирь либо расстреляны. Целое поколение родилось и выросло без мусульманских ценностей. Конечно же, в этот сложный период для религии пострадали все традиционные конфессии России, но после развала Советского Союза православие имело значительно больше шансов быстро восстановить свои позиции, нежели ислам.

В советское время в Москве существовала мусульманская община?

Сущестовала, просто о тех временах забыли. Я сам своими глазами видел реки людей в 1980-е годы, заполнявшие территорию вокруг Московской Соборной мечети и подходы к ней на Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Что вообще значит быть мусульманином в мегаполисе?

Это значит не потеряться в бесконечном хаосе вопросов и проблем, уметь останавливаться 5 раз в сутки, дабы с душевным спокойствием предстать пред Богом на несколько минут и к концу молитвы отсеять второстепенное от главного. Это значит находить время для семьи и духовного развития детей, давая им четкие ориентиры, правила и принципы, на которые они могут опираться, отделяя зло от добра. Это значит находить время для пятничной и праздничной молитв, хотя бы в выходные дни и отпуска. Это значит не забывать в своих молитвах о предках и заботиться, совершая конкретные положительные дела, о потомках. Это значит стараться быть лучшим, используя огромный потенциал веры и безграничную Божью милость. Это значит трудиться на все 100%, делать от себя зависящее, а в том, что кажется невозможным, полагаться на Бога.

Хорошо, а как же шариат, который зачастую противоречит государственным законам? К примеру, многоженство?

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обуславливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной. Человек, намеревающийся создать вторую семью, должен учесть все общественные нюансы, а также понимать, что женщина-мусульманка имеет опекуна, будь то отец, брат или другой близкий человек, который, если он сознательный, так просто не отдаст ее второй женой.

Со стороны кажется, что с женой в исламе обращаются, как с собственностью.

Женщина в Исламе уважаема. Кроме того, при заключении брака одним из главных условий является выплата махра (ценного свадебного подарка. — Прим.ред.), следовательно, женясь второй раз, муж должен не только обеспечить вторую семью всем необходимым, но и выплатить ценный (по его возможностям) махр. Например, в Коране упоминается махр в размере 45 кг золота.. К тому же желательно, чтобы жены жили в разных квартирах, домах, — это Сунна. Причем квартиры должны быть совершенно идентичной стоимости, одинаковыми по площади и дизайну. Только в наших российских условиях могут встречаться случаи, когда две жены ютятся в однокомнатной квартире. К детям от разных жен также должно сохраняться равное отношение: например, нельзя одному ребенку подарить подарок, а другого оставить без ничего. У нас в России мусульманской культуры семьи обычно нет даже по отношению к одной жене, что уж говорить о двух… Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне; не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину почти превратили в мужчину. Перестройка только укрепила такое положение дел, так как многие мужчины быстро сдавались перед проблемами, уходили в монастырь либо ударялись в радикализм, женщинам же приходилось все взваливать на свои хрупкие плечи. В итоге так получилось, что мужчина-мусульманин еще до конца не сформировался. В арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и они защищены исламским законодательством. При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди не понимают, что значит завести вторую семью.

Около недели назад стало известно, что российский актер Вадим Дорофеев уехал воевать за ИГИЛ. Я читал, что вы пытались отговорить Дорофеева уходить в ИГИЛ.

Я с ним не был знаком лично. Услышал об этом человеке примерно месяца два назад, когда один из наших прихожан рассказал, как его знакомый попал под влияние людей, вербующих в Сирию; рассказал о том, что парень уже на границе с Сирией и многочисленные доказательства и старания переубедить его никак не помогли.  Он просил у меня каких-то дополнительных аргументов, дабы спасти парня. Из разговора я понял, что парень уже давно жил в долг, нигде не работал, а потому сделал для себя вывод: такое отношение к собственной жизни стало для него выходом из финансового — и не только — тупика, в котором он оказался. Я ответил, что если разрушительные вирусы трансформировали его мозг таким образом, что он увидел перспективы собственной жизни в войне, то на данной стадии чем-либо помочь ему невозможно.

Почему в России есть такой большой запрос на ответы на самые бытовые вопросы?

Тридцать семь коренных народов России исповедуют Ислам сотни лет. Некоторые их них, например, татары – более тысячи лет. Это десятки миллионов мусульман.

Ислам, его правила и принципы – это повседневная жизнь, а потому и возникают вопросы. Благоразумный человек всегда старается совершенствоваться, становиться более правильным, благонравным и приносящим пользу. Коран и Сунна при верном применении их смыслов очень помогают верующему в этом.

Почему в Москве только четыре мечети, а в других российских городах мечети даже сносятся? Это установка властей или, может быть, общества? От чего это идет? Разве это не приводит к тому, что все сидят по домашним и радикализируются? И разве можно в такой ситуации говорить всерьез о каком-то равноправии и положительном отношении к мусульманам в России?

Согласен с вами. Так оно и есть. Надеюсь, представители власти доведут свои обязательства пред обществом до конца и установят соответствующее равновесие и равноправие.

Насколько оправданно лояльное отношение официального мусульманства к московским и российским властям в такой ситуации? Если честно — одни поддерживают, другие не могут даже мечеть разрешить построить.

Последовательно строить отношения, беря на себя ответственность за сегодняшнее положение дел и делая все возможное для преобразований в завтрашнем – это обязанность духовенства пред Богом и обществом. Последовательно, без обвинений, без выкриков и популистских лозунгов.

Рассказывают, что есть различие между старшим и новым поколениями мусульман. Некоторые молодые мусульмане считают, что их старшие родственники относятся к исламу неправильно, даже “по-язычески”. Есть ли такой конфликт внутри российского ислама (может быть, не в Москве, но на Кавказе, к примеру)?

Этого практически нет. Если и встречалось, то как временное проявление юношеского максимализма.

Почему многие мусульмане не ходят в мечети?

В мечети ходят многие, даже притом, что в России мечетей очень мало и в крупных городах до них нужно специально добираться, нет возможности зайти и помолиться в перерыве между другими делами.

Многие мусульмане опасаются публичности, боясь привлечь внимание правоохранительных органов. Действительно ли это так и почему?

Да, такое встречается. Это очевидный результат того, что общество прошло через этап информационного терроризма против ислама и мусульман – по всем телеканалам годами показывались кадры молящихся в мечети верующих, резко переходя на кадры взрывов или отрубания голов с криками “аллах акбар”. В умах целого поколения сложились определенные исламофобские стереотипы и ассоциации. Именно поэтому люди, становящиеся религиозно-практикующими (ежедневная молитва, ежегодный пост; отсутствие таких вредных привычек, как употребление спиртного, наркотиков или курение, например), стараются особо не афишировать то, что они стали более обязательными пред Богом.

Исторически основой мусульманского сообщества в Москве были татары, сегодня же большинство верующих — иммигранты из Средней Азии и Кавказа.

Я слышал, что молодые татары перенимают привычки и обычаи кавказских мусульман, которые даже молятся чуть-чуть по-другому. На что еще повлияло такое изменение?

Не соглашусь с тем, что подобное происходит массово. А отдельные случаи – результат стирания границ посредством массмедиа и миграции. Но с точки зрения мусульманских канонов в этом нет ничего страшного, а тем более опасного.

В своем интервью 2013 года для казахстанского сайта “Закон” вы рассказывали о том, что многие путают арабскую культуру с мусульманской. Есть ли такая путаница в случае с кавказской культурой?

Иногда встречается.

По происхождению вы — татарин. Сталкиваетесь ли вы с проявлениями недовольства со стороны новой волны мигрантов-мусульман? Обращаются ли к вам старые московские татары, недовольные новыми мусульманами и, если да, что вы отвечаете? Как уживаются разные мусульмане в Москве?

7 лет работы имамом я не встречал подобного. Мечети сближают людей, делают их более добродушными и открытыми.

Как вы относитесь к выступлениям Рамзана Кадырова и к его Instagram? Мне, как немусульманину, кажется, что Кадыров высказывается радикально, к примеру, когда речь идет о ситуации с газетой “Шарли”.

Не слежу за тем, что происходит в массмедиа. Регулярно читаю лишь два деловых ежемесячных журнала.

К Рамзану Кадырову отношусь с уважением, обращая внимание на его конкретные дела. В нашем обществе, как и в мире в целом, очень мало политиков, которые по-настоящему заботятся о народе, простых людях. Он, на мой взгляд, относится именно к этому меньшинству сильных лидеров.

В СМИ вы часто говорите, что СМИ намеренно связывают ислам с терроризмом. Почему они это делают? Проявление невежества? Или действительно существует координированный заговор?

Больше невежества, но есть и заказ. Нефть. А также претензии на мировое господство.

Действительно ли ислам — не просто религия, а система взглядов, в том числе на экономику, политику, семейную жизнь и так далее? При этом система взглядов, которая во многом находится в оппозиции мировоззрению “западного общества”. Так ли это? В этом ракурсе, какой вы видите роль двух миллионов московских мусульман в жизни города? А двадцати миллионов российских мусульман в жизни страны? А полутора миллиардов мусульман в жизни планеты?

Стать лучшими в самых разных областях жизни и сделать жизнь города, государства, мира лучше.

67:2

“Он (Господь) сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]”.

Как и многие мусульмане, во многих мировых проблемах вы обвиняете США. Почему? У мусульманских стран много своих проблем, насколько полезно для их развития винить во всем внешнюю силу? Кроме того, сегодня официальная позиция российских властей такая же, виновата Америка — почему, на ваш взгляд, появилась такая позиция? И как отреагировали вы и другие российские мусульмане?

Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия… Список можно продолжить. Разжигание внутренних противоречий и военное вмешательство. Разве кто-то может сомневаться в том, что за всеми этими реками крови, миллионами беженцев и полной разрухой, являющейся благоприятной почвой для гражданских войн, насилия и радикализма, стоят США и Великобритания?!

Как сочетаются ваши книги и бизнес-тренинги с тем, что вы — имам? Почему по исламу одно не противоречит другому?

Противоречий здесь никаких нет. Имам – это человек, который, используя мусульманские ценности, старается на собственном примере доказать их живучесть и актуальность.

Люди черпают информацию из телевидения и из низкосортных интернет-источников. Большинство не желает и ленится заниматься самообразованием, вести здоровый образ жизни духовно и физически, ведь это требует каждодневного повышения уровня знаний и ежедневной самодисциплины. Именно в такого рода вопросах я помогаю людям, проводя саминары и тренинги, я помогаю им стать и оставать счастливыми в обоих мирах.

Аудитория семинаров — это достойные, эрудированные и интеллектуально развитые верующие. Мне очень приятно быть среди них, сообща с ними подниматься к новым высотам земного и вечного.

Какие главные вопросы, на ваш взгляд, сегодня волнуют молодых мусульман в Москве?

Строительство новых мечетей, просторных и удобных.

Беседовал Даниил Трабун

Февраль 2015

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1