Интервью для журнала «Salnur»

Май, 2011

Сегодня гостем нашей рубрики «Мнение» является давно уже известный в Казахстане российский проповедник Шамиль Рифатович Аляутдинов. Выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Каир). Имам-хатыб Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе. Автор многочисленных книг по исламской тематике.

Шамиль-хазрат, во-первых, хочется поблагодарить вас за то, что уделяете время, несмотря на свою занятость. Пусть Аллах прибавит вам сил и энергии! Я привезла огромный привет от всей нашей читательской аудитории и вместе с тем много вопросов, которые интересуют наших читательниц. Вы проповедуете традиционный Ислам? Какого толка?

Я проповедую Ислам вообще. Главное — правильно представлять Ислам, не смешивать с неприемлемыми для него радикализмом и терроризмом. Ислам не вступает в противоречие с народными традициями, а потому в разных уголках земли могут проявляться самые различные оттенки великолепия мусульманского образа жизни. Что касается мазхабов, то в России основных мазхабов два — ханафитский и шафиитский. Европейская часть России, азиатская и Сибирь — больше ханафиты, юг России, Кавказ, — больше шафииты. В религиозной практике я следую больше ханафитскому мазхабу.

Часто новообращенные мусульмане и мусульманки задаются вопросами: а какого мазхаба придерживаться? В связи с этим вопрос: можно ли в повседневной жизни мусульманам придерживаться не строго определенного мазхаба, а всего понемногу? Правильно ли это?

За четырнадцать веков существования исламского вероучения возникло большое количество богословских школ, одни из которых были только богословскими, а другие — политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление. В первые «золотые века» развития исламской научной мысли появились десятки выдающихся ученых-богословов, а на основе их трудов — сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба [1], так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия, и потому их было достаточно для становления мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудов самых разных ученых-богословов, с учетом реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам Ислама, выработало механизмы практического применения священных текстов.

Думаю, понятно из моих слов, что я имею в виду практику суннитских мазхабов (в основном ханафитского и шафиитского), не рассматривая шиитские, так как местом распространения последних являются Иран и частично Азербайджан.

Нужно ли имамам получать дополнительно светское образование?

Иметь светское высшее образование не повредит никому, в том числе и имаму.

Всесторонне грамотный ответ требует осведомленности в различных областях знания. К имамам приходят самые разные люди, с разными проблемами, и чтобы грамотно ответить, осведомленность в какой-то дополнительной области знания, я думаю, будет очень даже кстати. Современный имам должен соответствовать уровню человека высокообразованного, представительного, умного. Помимо фундаментальных религиозных знаний ему необходимо быть осведомленным о происходящем в современном мире и умело проводить параллели между теорией и практикой.

Другая немаловажная проблема — многоженство. Я не знаю, как обстоит с этим дело в России. Каково ваше отношение к данному вопросу? Моногамия — это, конечно, цивилизованный вид брака, но полигамия — не менее цивилизованный, если рассматривать прелюбодеяние и измену как социальную проблему.

О многоженстве мною написано немало.

У нас в России мусульманской культуры семьи обычно нет даже в отношении к одной жене, что уж говорить о двух… Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне; не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину почти превратили в мужчину. Перестройка только укрепила такое положение дел, так как многие мужчины быстро сдавались перед проблемами, уходили в монастырь либо ударялись в радикализм, женщинам же приходилось все взваливать на свои хрупкие плечи. В итоге так получилось, что настоящий мужчина еще до конца не сформировался, что остается проблемой как мусульман, так и христиан. В мусульманских же регионах нашей страны люди до сих пор живут стереотипами. Мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он посчитает, больше отвечает его запросам, или разведется с первой, и женщина уйдет в дом своих родителей, оставшись безо всего. В арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и они защищены исламским законодательством. При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди не понимают, что значит завести вторую семью.

Немного о языковой проблеме. Читаете ли вы проповеди на татарском языке? В Казахстане зачастую все проповеди в мечетях идут на казахском языке, что создает некоторую трудность представителям других национальностей, например чеченцам, ингушам и другим представителям многонационального Казахстана. Да и русскоязычные казахи стесняются признаваться, что плохо понимают, о чем говорят имамы, так как не владеют в достаточной мере родным языком. Что делать? Не целесообразно ли призвать имамов читать проповедь на двух языках — на государственном казахском и языке межнационального общения — русском? Ведь от этого все только выиграют, у людей будут достоверные знания об Исламе, увеличится число молодежи, которая станет чаще посещать мечети…

Логика верна. Людям, местным верующим, следует писать письма, прошения в представительства духовного управления и в органы власти. Как религия, так и конституционные права граждан предоставляют людям возможность выбирать подходящее, вносить позитивные новшества в происходящее вокруг. Народу следует научиться грамотно излагать свои пожелания, не требуя, а активно информируя и способствуя.

У нас в Москве проповеди читают на русском языке. Все зависит от того, на каком языке говорит большинство в том или ином регионе.

Считаете ли вы, что СМИ в недостаточной степени владеют информацией об Исламе, что они неграмотны? Согласны ли вы с тем, что именно по этой причине у народа неправильное восприятие Ислама?

Проблема в том, что различного рода общественные неурядицы либо международные преступления СМИ последние 15 лет связывали с Исламом и мусульманами. Это печально, но факт. Думаю, что если уровень работников СМИ в поликультурном отношении повысится, тогда такого рода грубые ошибки, приводящие к межнациональной и межконфессиональной неприязни и ненависти, больше не будут появляться.

Насколько известно, вы воспитываете четверых детей. Ограждаете ли вы своих детей от общения с детьми-немусульманами? Будете ли поощрять своих детей к общению с детьми соседей во дворах, если точно знаете, что это дети, чьи родители далеки от Ислама?

Я являюсь сторонником того, чтобы дети учились в обычной общеобразовательной школе. Я не сторонник ограждать детей от представителей иных культур или национальностей. Жизнь многолика и многообразна, нужно изучать ее и познавать. Главное, чтобы дети были грамотны в вопросах того, что можно, а что нельзя делать, что добро, а что зло.

Всевышний Творец всего сущего в заключительном Писании — Священном Коране, отсылает роды человеческие и многочисленные народы, их культурную самобытность к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям «место встречи», где переплетаются их братские узы:

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Вы ввели в практику читать намаз Таравих в 8 ракяатов. Не пояснили бы вы, почему во многих мечетях, особенно в Казахстане, продолжают читать до 20 ракяатов, когда известно, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) со своими сподвижниками читал по 8 ракяатов?

То, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижники читали в Таравихе до 20 ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве 20 ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба» [2]. Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали 20 ракяатов молитвы Таравих. С того момента 20 ракяатов утвердились в качестве сунны [3]. В то же время есть упоминание и о 8 ракяатах» [4]. Однако ритуал Таравиха, состоящий из 20 ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка (да благословит его Господь и приветствует), что было признано значительной частью богословов более позднего периода [5].

В нашей мечети, например, мы ввели в практику 8-ракяатный Таравих в связи с тем, что летние дни в нашем регионе очень длинные, людям сложно совершить 20 ракяатов молитвы, ведь вернутся они домой в районе полуночи, а вставать им на утренний прием пищи около 3 часов. Ко всему прочему они днем работают и учатся.

Читаете ли вы литературу по современной психологии? Если да, то каких авторов?

На сайте umma.ru приведен список рекомендуемых мной к прочтению книг. Я читаю разные книги, но в основном переводные с английского. Современные российские авторы не вызывают у меня особого интереса.

Как вы относитесь к методу ЭКО (искусственному оплодотворению)? Не секрет, что ни католическая, ни православная церковь не одобряют этого. Хотелось бы узнать, что думают исламские ученые по этому поводу.

Экстракорпоральное оплодотворение — внетелесное, так называемое искусственное оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом вне женского организма, осуществляемое при различных формах бесплодия.

В случае если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными с учетом возраста, индивидуальных особенностей супругов, и если имеются авторитетные медицинские показания о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения.

Применение метода экстракорпорального оплодотворения должно быть ограничено исключительно рамками семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам) [6], ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны.

Использование донорских гамет приводит к нарушению как родословной, так и генетического кода той или иной семьи. Исламские богословы и правоведы при рассмотрении данного вопроса проводят аналогии с проблемой усыновления и грехом прелюбодеяния.

Кого бы вы отметили из духовной элиты, интеллигенции в России?

Среди духовной интеллигенции России я бы особо отметил муфтия Равиля Гайнутдина и Рамзана Кадырова.

Вы у нас очень популярны. Как часто вы бываете в Казахстане? И с кем из духовной казахской интеллигенции вы знакомы?

Казахстан я посетил только один раз по приглашению главного имама города Караганды. Время пребывания там было насыщенным, плодотворным, интересным. Я имел честь выступить в аудиториях большинства крупных вузов Караганды. Казахский народ — гостеприимный народ, очень гостеприимный.

Многие мусульмане считают, что чтение светской классической литературы (например, Пушкина или Абая) является пустой тратой времени, считают, что вместо этого мусульмане должны изучать жизнеописание пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и получать лишь исламские знания. Что вы скажете по этому поводу? Дается ли хоть какой-то саваб (Божественное вознаграждение) за чтение обычных, немусульманских книг?

В мусульманском богословии есть следующее высказывание: «Мудрость — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, берет» [7].
Если немусульманские книги явятся причиной укрепления веры, увеличения продуктивности, сосредоточенности на благом и правильном, а также приумножат стремление совершать благодеяния и зарядят нескончаемым оптимизмом, тогда саваб обеспечен и многократно приумножен Божественной милостью и благословением.

Большое спасибо, уважаемый Шамиль-хазрат, за интересную беседу.

И вам спасибо. Я очень рад, что есть такой журнал. Любой проект существует до тех пор, пока есть заинтересованные в нем люди, которые вкладывают много сил, энергии в его развитие. Такие проекты, я считаю, необходимы обществу. Творческих вам успехов и нескончаемого потока энергии!

Беседовала Хадиджа Гульнара Адамова

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Мазхаб (араб. «путь») — богословско-правовая школа в Исламе.

[2] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995.Т. 3. С. 57, хадис № 946.

[3]    Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.

[4] Совершение в Таравихе 20 ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным 8 ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.

[5]  См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997.Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.

[6]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2649; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 567.

[7] Подробнее см., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 571.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1