Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Интервью для журнала «Time.kz Photogallery» (2009)

Апрель 2009

Шамиль-хазрат, несмотря на относительно молодой для мужчины возраст (35 лет), вы являетесь одним из ведущих духовных просветителей современности, маяком для многих страждущих и сомневающихся, непоколебимо твердым в своей вере во Всевышнего. Но реальность такова, что после более чем 70 лет главенства атеизма в обществе, в стране, являющейся по сути светским государством, теперь мы пытаемся обрести себя. Каждый из нас ищет свой путь к Богу. Напившись кока-колы, наевшись попкорна и насмотревшись «клубнички», наблюдая вседозволенность и распущенность, мы настолько всем этим пресытились, что подошли к определенной черте, за которой бездна, пропасть, деградация. Не секрет, что в последние годы наблюдается тенденция обращения в веру многих успешных молодых людей. Насколько устойчива эта тенденция и чем, по вашему мнению, она обусловлена?

Духовным голодом, экзистенциальным вакуумом и началом процесса осмысления жизни. Верующему человеку легче живется в отличие от неверующего, ведь первый всегда находит опору в Боге, он умеет (или учится) полагаться на Него, надеется на помощь Свыше, делая все от себя зависящее. Его моральное, психологическое состояние более устойчиво, он оптимистичен и активен, конечно, если сумел правильно применить чувство веры и религиозную практику. У многих вера есть, но они не умеют применить ее в жизни, правильно реализовать, жить в гармонии с ней. Неверующему же (я говорю об атеистах, безбожниках) всегда приходится рассчитывать только на самого себя, ведь он не ожидает помощи Свыше, поэтому зачастую более угнетен и подавлен. Надо отметить, что в последние годы в России количество практикующих верующих любых конфессий растет.

Может ли мировой финансовый кризис как-то повлиять на души людей и повернуть их лицом к Богу?

Может, но подойдем к происходящему с другой стороны. Со стороны духовной практики, одной из сотен ее граней: бескорыстно расходующие с именем Творца на благо других с целью развития и приумножения веры и добра, уверенные в том, что делают, — их затраты подобны саду, который вне зависимости от того, какой прошел дождь, все равно обильно плодоносит. Совершение благого при таком отношении всегда приносит прибыль своему хозяину, причем как в мирском, так и в вечном.

«Тех людей, которые [бескорыстно] расходуют из своего достатка, искренне желая, чтобы Всевышний был доволен ими [щедрость свою соизмеряя с возможностями], которые уверены в том, что делают (укрепляя тем самым самих себя), их можно сравнить с садом, расположенным на холме. Прошел проливной дождь (ливень), и урожай вышел двукратный. Если нет ливня — то моросящий (накрапывающий) дождь [и сад все равно обильно плодоносит]. Всевышний видит абсолютно все, что вы делаете» (Св. Коран, 2:265).

Кто в период достатка был обязателен (в выплате закята, например) и щедр (делясь с другими предоставляемыми ему Богом дарами, предположим, в форме милостыни) по мере возможностей, для того с Божьего благословения даже в самый глубокий кризис [1](экономическую засуху) все равно будет «моросящий дождь», способствующий появлению урожая по итогу прилагаемых усилий. Вопреки прогнозам и несмотря ни на что.

В такой тяжелый для всего мира период (экономический кризис) в основной массе люди продолжают спокойно жить и радоваться жизни, в то же время многие остались без работы, опустили руки, впали в депрессию. Как Ислам советует поступать в таких случаях?

1. Два аята на этот счет.

«Верующие! Просите о помощи [у Всевышнего] посредством терпеливого подхода [к делам, чувствам, состояниям] и совершая [обязательную или иную] молитву-намаз. [Знайте и не сомневайтесь в том, что] Бог вместе с терпеливыми» (Св. Коран, 2:153).

*

«[Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося — «прости и помилуй»]» (см. Св. Коран, 25:77).

2. В то же время терпение не означает, что человек должен сидеть сложа руки, молясь и уповая на Бога. Он обязан настраивать себя на успех, ставить цели, находить возможности, и у такого на благом, созидательном пути есть все предпосылки добиться желаемого:

«Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом (не на 100%, а на все 110%)], тем людям Всевышний откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах и поступках» (Св. Коран, 29:69).

3. В Коране сказано:

«[Учтите] вы не сможете чего-либо пожелать [а тем более собраться с силами, устремиться и чего-то достичь], если не пожелает того Аллах (Бог), Господь миров» (Св. Коран, 81:29).

Аят говорит о многом. (1) Например: «Вы, люди, не есть вершители всего по своему желанию и хотению». Ведь порой, даже имея все условия и предпосылки, задействовав бессчетные силы и средства, образно говоря «вывернув себя наизнанку», мы не можем достигнуть намеченного результата из-за появившегося из ниоткуда форс-мажорного обстоятельства. (2) Допускается и такой перевод: «Вы даже не сможете пожелать, захотеть, если не пожелает того Всевышний». Когда человек открывает в себе новые стремления, осознает мотивацию и способен благоразумно решиться на долгосрочную, целенаправленную деятельность, видит неожиданно появившиеся на горизонте возможности успеха на поприще жизни, где большинству тесно и неуютно, — это неспроста, а с Божьего на то благословения. Конечно же, каждый шаг в новооткрывшемся направлении требует точного расчета и хорошего анализа, но то, что мы находим в себе новые желания (речь идет о благих) и начинаем видеть ранее незамечаемое, — это, несомненно, Божий дар. А вот плохие желания, стремление к греху — Божий экзамен, проверка. (3) Аят и его смыслы не говорят нам о том, что Господь принуждает. Нет, Он, Творец всего сущего, предоставляя то или иное, дает право выбирать (добро — зло, созидание — разрушение), и соответственно выбору дает новые возможности. Конечно же, если кто-то остановился и решил опуститься на дно, например, греха, азарта, безразличия или апатии, — это его право, его выбор в результате появившихся в сознании желаний. Пока он жив, может начать выкарабкиваться вследствие пробужденного Господом нового и уже позитивного желания, к примеру, через зов совести, крик души, озарение, сильный эмоциональный либо физический удар. Человеку требуются бдительность, сноровка, чтобы подхватить нужное желание и начать вылезать со дна, сдвигать себя с мертвой точки и брать новые высоты, усиливая желание (через общение с нужными людьми, чтение умных книг), анализируя происходящее во взаимосвязи всех уровней реальности (личностного, общественного, духовного) и подключая весь свой потенциал (проникая при этом в самую глубину жизненных схем и мотиваций), который в процессе труда и самодисциплины будет лишь расти. 4. Времени не так много, как кажется, поэтому необходимо его обдуманно заполнять:

«Тогда [с наступлением Судного Дня] всякая душа [каждый из людей и джиннов] узнает [в подробностях ознакомится с тем], что уготовила для себя наперед [своевременно, заблаговременно], а что оставила на потом (отсрочила) [так и не совершив, не достигнув, не реализовав]» (Св. Коран, 82:5).

Почему мы, люди, каждый из нас, имея необъятные просторы возможностей на этой земле, мало чем успеваем воспользоваться, многое откладываем на завтра, в глубине души понимая: завтра будут новые дела и заботы? «Потом» — значит никогда. Ко всему прочему мы практически не накапливаем запаса на вечность, счастье и благополучие в ней, не успеваем, ведь нам «сейчас не до этого» в столь стремительном хаосе жизни. Интересно сказал один наш современник, описывая состояние большинства: «Мы изо всех сил стараемся согласовать возможности с мечтами, объединить замыслы и страсть, превратить желаемое в действительное. Когда, летя сквозь время, одержимые жаждой риска, мы ненадолго притормаживаем свой «Шаттл», чтобы понять смысл происходящего, увидеть систему, структуру в целом, жизнь для нас превращается в подобие гештальт-картинки: серьезное становится комичным, статичное — хаотичным, а многозначительное — бессмысленным» [2]. К примеру, когда жизнь течет пусть даже очень стремительно, но все-таки плавно, без потрясений, человек живет с ощущением, что такая безмятежность и «серьезная занятость» будут продолжаться всегда, что жизненного времени у него впереди еще предостаточно. Такое ощущение ложно, оно лишь пробуждает внутреннюю лень, пассивность и не дает раскрыть глаза на те возможности, что его окружают, из-за него атрофируется желание духовного, интеллектуального и физического развития, а также желание прикладывать усилия для создания чего-то нового и полезного в этой жизни. Чувство лени периодически просыпается в каждом из нас, важно суметь быстро подметить его (а здесь необходимо умение взглянуть на себя со стороны, в чем помогает жизненный пример других либо общение с ними — некое отражение себя в них) и вовремя заместить целеустремленной активностью. Это легче сделать, когда в сознании (1) присутствует привлекательная цель (так, например, на любимую работу человек с легкостью готов тратить больше обычного времени) и (2) реанимирована мотивация. У верующего человека есть преимущества в систематизации жизни [3], осознании ее смысла, верной расстановки приоритетов [4], но применение этого на практике, легкое преодоление «завтра» и «потом» дается немногим. Хотя одно из правил жизни гласит: стараясь изо всех сил, начинаешь видеть кратчайший путь и достигаешь желанного, намеченного.

Как вы относитесь к тому, что так называемые моралисты всех мастей заставляют нас постоянно чувствовать себя виноватыми в том, что существует большая разница между богатыми и бедными, перед теми, кто не преуспел в этой жизни. Отсюда часто вытекает политика иждивенчества, когда люди считают, что государство обязано им и то и это. Где та золотая середина, грань между иждивенчеством и реальной необходимостью помощи? Вам не кажется, что идея всеобщего равенства сама по себе все-таки абсурдна? И вообще, дозволено ли мусульманину жить в роскоши (если при этом он отдает закят, следует предписанным нормам поведения, помогает ближним), в то время когда вокруг столько бедных и несчастных?

1. Все люди сотворены разными, и в этом проявление Божественной мудрости:

«Не желайте тех преимуществ, которых Всевышний вам не дал, но предоставил другим (которыми Он наделил других). [Да и не завидуйте другому в том, чего нет у вас!] Мужчинам — удел из того, что совершено ими, и женщинам — удел из совершенного ими [то есть и мужчины и женщины абсолютно равны пред Богом в воздаянии за дела и поступки]. Просите [о люди] у Господа вашего милости [чтобы Он даровал вам больше того, что заслужено вами; больше ожидаемого]. Воистину, всезнание Аллаха ничем не ограничено. [Ему, Господу миров, известно все до мельчайших подробностей, особенно то, что касается наилучших Его творений — людей]» (Св. Коран, 4:32).

2. Бескорыстные благодеяния на Божьем пути всегда будут оборачиваться лишь благом для человека:

«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства [5]  на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Всевышний [многократно] удваивает тем, кому пожелает. Господь Всеобъемлющ и Всезнающ [в полной мере осведомлен о степени искренности, чистоте намерений; о размере достатка и доле пожертвований. Он хорошо знает о том, кто и чего заслуживает]» (Св. Коран, 2:261).

3. Расточители — друзья Дьявола.

«Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

Расточительство приближает человека к Дьяволу, но не к Богу, а потому во всем следует знать меру.

Зачастую мы вспоминаем о Боге тогда, когда нам плохо и забываем в периоды процветания и благоденствия. Что Вы можете сказать по этому поводу? Может, кризис для того и послан, чтобы мы вернулись к Всевышнему?

Любой кризис, и не только финансовый, — это испытание для человека и возможность посмотреть на свой «запылившийся» от спокойной жизни внутренний мир, «мир души», со стороны. Для чего нам это испытание?

«Он [Господь миров] сотворил небеса и землю за шесть дней [6]. Его Трон [7]  был на воде [8]. [А сотворил Он небеса и землю, на которой в последующем разместил вас поколениями, этапами и периодами] для того, чтобы выявить, проведя через [земной] экзамен [жизни], тех, кто лучший делами, поступками (трудом)» (см. Св. Коран, 11:7).

*

«Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2).

Вы говорите «чтобы мы вернулись к Богу»? К Господу миров мы в любом случае вернемся, главное — какими и с чем.

Сейчас некоторые люди считают правильным общение с Богом только на родном языке. Правильно ли это с точки зрения Ислама? И сказано ли об этом что-нибудь в Коране?

Существует обязательная пятикратная молитва (намаз), которая должна читаться только на арабском языке, в ней проговариваются аяты или отдельные суры последнего Священного Писания так, как они звучат в оригинале, и несколько молитвенных формул. Это не означает, что Всевышний способен услышать верующего только тогда, когда он обращается к Нему на арабском. Господь создал все культуры и языки этого мира, пожелал их присутствия на земле [9]. Но чтение молитвы-намаза в арабском оригинале объединяет мусульман всего мира, вне зависимости от того, на каком языке они говорят и к какой культуре принадлежат. Есть также молитва-ду‘а (так называемая мольба), ее верующий может проговаривать на своем родном языке, в любое время, в любом состоянии. Главное, чтобы это было зовом живого сердца и разума.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Каковым для России, Казахстана и мира в целом явился, например, кризис 2008–2009 гг. [2] Макки Р. История на миллион долларов. М.: Альпина нон-фикшн, 2008. С. 17. [3] «Потерпели крах (понесли непомерные убытки и потери) те, кто счел ложью встречу с Богом. [Их неверие и упрямство продолжались до тех пор] пока не увидели они [воочию] нежданно-негаданно Конец Света. [Увидев это] воскликнут: «Горе нам за то, что упустили [время, смысл бытия], за то, что пренебрегали [тратили зря, бесцельно расточали мирские блага и дары; не уверовали, не совершали благих дел] в мирской жизни [мы ведь обо всем этом знали, слышали многократно, но всерьез не воспринимали]!» Они [в Судный День] будут нести на спинах тяжеленный груз своих грехов. Сколь же плох этот груз!» (Св. Коран, 6:31). [4] «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем (ношей) для других». Хадис от Анаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих». [5] В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени — одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий. [6] Дни, упомянутые в аяте, — это временной промежуток, подлинная продолжительность которого известна только Всевышнему. Хотя в одном комментарии и говорится, что «имеются в виду обычные мирские дни», все же: «[Эти] шесть дней [исчисляются] по меркам вечности, где день равен тысяче мирских лет». Важную мысль высказал имам аль-Куртуби: «Если бы Всевышний Творец пожелал сотворить Вселенную за мгновение, то это не составило бы для Него ни малейшего труда! Но упоминание шести дней — обучение людей мягкости (последовательности) и уверенности (осмотрительности) в делах». Подробнее см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 7. С. 140; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 4. С. 596. [7] Трон — одно из величайших творений Господа. Размер его сопоставим с тем пространством, что занимают все галактики, вместе взятые. Он не имеет никакого отношения к земному представлению о троне как о том, на чем сидят. [8] Трон и вода были сотворены Божественным повелением «будь» еще до появления нашей и иных галактик. Вода в последующем явилась основой всего живого, а Трон так и остался самым величественным и огромным творением Создателя. Подробнее см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 9. С. 8; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 6. С. 326, 328. [9] «О люди! Мы [говорит Господь, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] сотворили вас племенами и народами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним, а не те, которые гордятся своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у них лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).

Интервью Шамиля

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic