Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Из чего рождается ответственность

Многие из нас эту непростую тему — о том,»кто такой Бог, хороший он или плохой, где он живет; куда я попаду, когда умру», — пытаются вообще из разговором с ребенком исключить или, по крайней мере, не стремятся поощрять его интерес к ней, надеясь, что с возрастом он сам во всем разберется. Чего лишатся наши дети, если их родители обходят молчанием вопросы Бога и религии?

Один из основных социальных постулатов Ислама: каждый из вас является управляющим (попечителем) и ему держать ответ пред Богом за свое управление (за подопечных). Если не напоминать взрослеющему ребенку, что каждый в этом мире несет ответственность перед семьей, окружающими людьми, обществом и, наконец, перед Богом, то он может отложить кажущееся порой тяготящим чувство ответственности в дальний угол. Возможно, со временем оно все же проявится, но не окажется ли это слишком запоздалым?!

Итак, во-первых, дети могут встать на путь нежелания взрослеть и брать на себя ответственность. А вследствие этого лишатся возможности более серьезно и с перспективой на будущее анализировать события.

Во-вторых, им трудно будет сформулировать собственные цели и задачи. Будут просто существовать, проводить жизненное время, идя на поводу устоявшихся стереотипов своего окружения (детсад, школа, институт) и находясь под влиянием массмедиа.

Хотя грань между хорошим и плохим порой очень сложно определить — жизнь не делится на черное и белое, в ней есть и полутона — религия вырисовывает определенную границу: что есть благо, а что есть скверное, что добро, а что зло. Ислам призывает человека жить, двигаться, активно действовать в рамках той шкалы ценностей, что понятна всем людям, с учетом реалий времени и обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Индивидуум в Исламе ответственен за то, что в его руках, за свой личностный вклад.

К чему стремится верующий? Реализовать по мере своих сил все предоставленные Богом жизненные возможности и быть готовым ответить за совершенное. В Коране сказано:

«В тот День появятся люди [их воскресят, и будут они] рассеянные (разобщенные) [их распределят по разным группам], дабы показали им их дела [мирские]. И кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) добра (блага) [хотя бы чуть-чуть], непременно увидит это. А кто совершил [хоть] на вес пылинки (атома) зла [хотя бы немножко, чуточку] обязательно увидит это [то есть ничто не останется незамеченным, не затеряется из личного дела кого-либо из людей или джиннов]» (Св. Коран, 99:6–8).

Подводя итог, можно сказать, что взрослеющий ребенок, в общении с которым старшие обходили тему Бога и религии молчанием, лишится возможности заблаговременно заметить всю красоту жизни, ощутить ее серьезность (особенно с 12–15-летнего возраста) и суметь найти себя в бурном и никого не ожидающем потоке жизни.

Не важно, кто мы — атеисты, агностики[1], мусульмане, православные, иудеи или буддисты — детей обязательно следует знакомить с религиозным наследием, ведь оно относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю. Однако необходимость освоить общие для всех людей «культурные коды» не единственное основание для того, чтобы познакомить ребенка с религиозным видением мира и поведать ему о Боге. Как бы вы сформулировали другие, более важные основания?

Вера дает возможность открыть в себе порой другого человека: (1) с иным, более легким и возвышенным состоянием души и (2) мудрым отношением к происходящему, причем не на словах, а на деле, что в повседневных житейских обстоятельствах не просто привить не только ребенку, но и воспитать в самом себе. Многие приобретают эту способность лишь к глубокой старости.

К примеру, культурные коды исламской морали: верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим, как бы тяжело ему ни было, он благодарит Господа; верующий — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя и ни за свое имущество[2].

Одна из причин, не дающих родителям говорить с детьми о Боге откровенно — это нежелание навязывать им свои убеждения или сомнения. Что бы вы сказали таким родителям?

Причина не в этом. Если подобное и встречается, то из-за отсутствия четко сформулированных убеждений у самих родителей.

Что сказать? Религия относится к тем немногим областям человеческой жизни, общность взглядов и мнений в которой помогает восстановить отношения даже в самые критические моменты их разрушения. Ведь доверительные  взаимоотношения между родителями и детьми — это очень важно в жизни.

Как говорят, мы учим тому, чему должны научиться сами. Дети очень проницательны и чувствуют сомнения, недостаточную осведомленность взрослых в тех или иных вопросах. Любознательные же родители постараются вместе с детьми развеять имеющиеся сомнения, обосновать логически свою точку зрения и тем самым обретут еще более теплые и нежные отношения со своими чадами, увидят их полные благодарности глаза.

Как бы ни были крепки устои наших семей, не следует забывать, что мы живем в мультиконфессиональном мире, а это значит, что за пределами дома наших детей ожидает встреча с людьми иных религиозных взглядов. Пожалуйста, скажите нашим читателям несколько слов о том, что такое веротерпимость и как мы должны претворять ее в жизнь наших детей.

В Коране сказано:

«И если бы не защита Аллаха (Бога, Господа) одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого для всех и Единственного Бога]» (см. Св. Коран, 22:40).

Бог для всех один, просто люди различных континентов и разного цвета кожи называют Его разными именами. Суть не в имени, а в том, что Он для всех Един. Нет ничего выше, безграничнее, бесконечнее, невообразимее Его.

Вера в Бога дает ребенку столь необходимую ему уверенность в том, что его любят, поддерживают и в нужный момент протянут «руку» помощи, лишь прояви он терпение и старание. Через пророка Мухаммада переданы нам слова Господа, их смысл таков: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб[3] Мой [продолжает Творец] в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям[4], почтительное отношение к жене (мужу) и должное воспитание детей; самодисциплина в благом и праведном[5]; строгое выполнение (в меру сил и возможностей)[6] взятых на себя обязательств пред Богом или людьми[7], честность и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти. [Человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел. Ему будет легко слышать, видеть, чувствовать главное и сосредотачиваться на нем, не отвлекаясь на второстепенное.]

И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль»[8].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Агностицизм — идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.

[2] Высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

[3] Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[4] «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «тьфу!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты [сумей остудить свой пыл и прояви милосердие], [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).

[5] Например: «Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82).

[6] «На душу [человека] Мы [говорит Господь миров] не возлагаем то, что выше (больше) ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Бога и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]» (см. Св. Коран, 23:62).

[7] «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]» (см. Св. Коран, 5:1); «Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания (взятые на себя обязательства) вам отвечать [пред Богом в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».

Вера

Дети

Воспитание

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Аят дня

Хадис дня

53:31

Аллаху (Богу, Господу) принадлежит все то, что на небесах, и все то, что на земле. [И сотворено все это в том числе для того] чтобы воздать совершающим зло (причиняющим другим вред, доставляющим неприятности) их же делами[1], а также воздать тем, кто совершает благодеяния (делает добро; выполняет свое дело превосходно, отлично), наилучшим (прекрасн

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic