На сайте ведутся технические работы.

Как правильно пить воду в Исламе

Аудио версия настоящей статьи:

Видео на эту тему смотрите после текста статьи.

В своде хадисов имама Муслима приведены следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть никто из вас не пьет стоя! [Наставление звучит именно в категоричной форме.] Кто забыл, тот пусть вызовет рвоту»[1]. Тему, в конце которой имам Муслим поставил данный хадис, он назвал «Нежелательность пить стоя».

От сподвижника пророка Мухаммада Анаса, также в своде хадисов имама Муслима, передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) «запрещал пить стоя». У него уточнили: «А есть [стоя можно]?» Он ответил: «Это еще хуже, [это еще более] дурно (скверно)»[2].

Мусульманские ученые-богословы относят данное действие к легкому нежелательному (макрух танзихен), то есть тому, что аннулируется при малейшей вынужденности или необходимости[3]. Почему именно так? Достоверно известно, что сам пророк Мухаммад иногда пил воду стоя. Например, имам ‘Али однажды демонстративно выпил воду стоя и произнес: «Некоторые из вас [категорично] порицают питье стоя, но, поистине, я сам видел пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) делающим так, как только что делал я [то есть он тоже иногда пил стоя]»[4]. Ибн ‘Умар передал: «Во времена пророка Мухаммада мы [порой] ели [пищу], находясь в движении [были в пути и не останавливались для трапезы], и пили [воду, например, или иные напитки] стоя»[5]. В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводится хадис, где сказано, что «пророк Мухаммад пил воду и стоя, и сидя»[6].

При этом следует уточнить, что воду Зам-зам, получаемую из источника возле Каабы, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пил стоя[7].

Все приведенное выше говорит нам о том, что есть и пить можно и стоя, и сидя, и находясь в движении. Но! Наилучшим и предпочтительным с точки зрения Сунны является есть и пить именно сидя.

Видео на эту тему:

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 839, хадис № 116–(2026); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 538, хадис № 6/772 и пояснение к нему.

[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 838, хадис № 113–(2024); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 5/771.

Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1879, «сахих».

[3] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 539, пояснение к хадису № 6/772.

Подробное пояснение см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 99–105, пояснение к хадисам 5615–5617.

[4] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1800, хадисы № 5615 и 5616; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 537, хадис № 2/768.

[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 318, хадис № 1880, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 3/769.

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1883, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 4/770.

[7] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1800, хадис № 5617; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 839, хадис № 117–(2027); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1882, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 537, хадис № 1/767.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1