Декабрь 2010
Один из читателей сайта umma.ru прислал письмо с вопросами о кинематографе в Исламе. Сегодня, когда кинематограф является неотъемлемой частью современной жизни, мне кажется актуальным представить ответы на эти вопросы вниманию широкой публики.
Ренат, 26 лет: Я являюсь слушателем высших сценарно-режиссерских курсов (отделение «Режиссура игрового кино»). У меня возникли некоторые вопросы, связанные с этой профессией и по данному виду искусства.
Является ли игровое кино дозволенным видом искусства в Исламе?
Да, является.
Существуют ли вообще богословские заключения по данному виду искусства и где можно с ними ознакомиться?
Источники привести не смогу. Есть работы на эту тему, их суть заключается в следующем: если посредством кинематографа пропагандируется положительное, позитивное (развитие личности, воспитание характера, работа над своими нравственными качествами, эффективное преодоление трудностей, гармоничные отношения в семье либо с другими людьми и т. п.), тогда это канонически дозволено и даже необходимо и обязательно. Если посредством кино идет пропаганда насилия, коррупции, наркомании, пьянства, проституции, обмана и т. п., тогда это запрещено.
Что однозначно запрещено снимать режиссеру-мусульманину?
Запрещена пропаганда насилия, безбожия, пропаганда преступности. Но показ отдельных фрагментов этих негативных явлений в контексте «все познается в сравнении», конечно же, необходимо.
Если говорить об исторических личностях, являющихся непререкаемыми авторитетами в Исламе, о ком из них однозначно запрещено снимать фильмы, то есть использовать для воплощения их образа актера?
Это касается только пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
При построении образа героя в кадре разрешено ли показывать его курящим, выпивающим, принимающим наркотики, т. е. использовать для обозначения его отрицательной или неоднозначной черты характера то, что в Исламе является запретным?
Такое возможно в контексте сравнения хорошего с плохим, в качестве контрастной демонстрации того, чего не должно быть и того, к чему следует стремиться.
Разрешено ли мусульманке сниматься в кино?
Да, конечно.
Разрешено ли мусульманину сниматься в кино?
Да, конечно.
Разрешены ли при построении кадра сцены насилия, убийства?
См. ответы выше.
Разрешено ли использовать образ девушек немусульманского стиля одежды в кадре?
Если они немусульманки, то, конечно, да. Кинематограф должен отражать реальную жизнь с элементами назидания и наставления, показывать весь колорит современного мира, делая акцент на том, что более полезно, важно и необходимо.
Если оба актера немусульмане, можно ли выстраивать кадр, в котором есть прикосновение мужчины и женщины друг к другу, поцелуи, объятия, но не более.
В рамках общепризнанных моральных норм — да, можно.
Выбирая фильм для просмотра, какими критериями руководствуетесь лично вы?
Он должен вписываться в мои жизненные цели и задачи, заряжать энергией и позитивом, просвещать относительно происходящего в мире. Уныние, нытье, безысходность, негативизм, мелодрамы и ужасы — это не для меня.
Можно ли рассматривать кино как средство развлечения, отдыха, проведения времени (речь не о ничегонеделании, а об отдыхе под, например, добрую комедию)?
Соглашусь, что это хорошая форма отдыха, если такое происходит не слишком часто и без излишней продолжительности.
Это не вопрос, а скорее просьба. Дайте, пожалуйста, напутствие будущему режиссеру кино. Что вы считаете важным знать, начиная этот путь?
Я бы советовал (1) изучить английский язык, дабы смотреть американский и английский кинематограф на языке оригинала, (2) внимательно прочитать несколько десятков книг современных известных коуч-консультантов, гуру бизнеса и маркетинга, миллиардеров и психологов. (3) Вам следует постараться изучить максимум граней человеческой личности, развитие ее эмоциональной, физической, интеллектуальной и духовной сторон. Являясь верующим человеком и приобретая навыки режиссерского мастерства, вы по итогу изучения, в том числе и рекомендованного мною, сможете снять не один мировой шедевр или умопомрачительный экшен, где четко и современно будет представлена грань духовного роста личности, современной харизматичной личности.
Почему именно пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а не других пророков (мир им), нельзя воплощать на экране?
Не знаю, такова традиция, имеющая корни в канонах, дабы люди не обожествили пророка Мухаммада подобно тому, как это произошло с пророком Иисусом, не ассоциировали его с актером, а также не изображали, что может привести к чрезмерному почитанию и обожествлению.
В одной из известных картин о пророке (да благословит его Всевышний и приветствует) «Мухаммад — посланник Бога» 1976 г. (реж. Мустафа Аккад) не изображаются и четверо праведных халифов, правивших после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Существует ли относительно них некий официальный или неформальный запрет?
Запретов относительно них я не знаю, не встречал.