В современных интернет-реалиях информация легкодоступна. В этом много плюсов, но и много минусов.
Один из минусов – любой может писать все, что ему захочется, и ты не всегда можешь проверить степень достоверности его слов и утверждений.
Еще один минус – различного рода политические, экономические или религиозные течения, секты получили дешевый способ дотянуться до большого числа людей, которых они, используя в том числе маркетинговые уловки и выводы нейробиологов, могут довольно легко вербовать в свои ряды. Современный человек часто чувствует себя опустошенным, и он начинает искать успокоение в различного рода духовных практиках.
Здесь нужно быть последовательным и не отдавать душу в чужие руки, обменивая ее на обещания земного или вечного изобилия. Не смотрите на то, как выглядят религиозные авторитеты, а взгляните на плоды их многолетних усилий и самодисциплины. Есть ли таковые и каков их уровень? Какова польза от них для других людей?
Вабисо ибн Ма‘бад однажды пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует). Пророк спросил его: «Ты пришел, чтобы узнать у меня, что такое аль-бирр (доброта, любовь; праведность, благочестие, набожность)?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)»[1].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Спроси у себя (мнения, совета) [постарайся услышать себя, свою интуицию, свой внутренний голос], даже если муфтии [уважаемые люди, имеющее право выносить канонически обоснованное религиозное заключение; также здесь подразумеваются любые мудрые и опытные советчики] сформулируют тебе свое мнение»[2].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».
[2] Хадис от Васыбы; св. х. аль-Бухари (фит-тарих). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 66, хадис № 991, «хасан». Подробные ссылки на все своды хадисов, в которых приводится данный хадис, а также все варианты этого хадиса см.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 510, 511.