Все материалы о посте собраны на нашем сайте в специальном разделе.
Материал написан на основе решения Совета улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ)
Начало и конец Рамадана в 2025 г.
Согласно лунному календарю:
1. Месяц Рамадан 2025 наступит с заходом солнца 28 февраля.
2. Первый Таравих совершается 28 февраля.
3. Первый день поста — 1 марта.
4. Последний Таравих — 28 марта.
5. Последний день поста — 29 марта.
6. Первый день месяца Шавваль и Ураза-байрам — 30 марта.
Размер закятуль-фитр в 2025 г.
Размер закятуль-фитр на 2025 год составляет:
- 250 рублей для малоимущих;
- 800 рублей для людей со средним достатком;
- от 1300 рублей для состоятельных.
Данные суммы закятуль-фитр выведены из расчета средней стоимости таких продуктов питания, как финики, ячмень, пшеница и изюм, о которых есть упоминание в достоверных хадисах. Сумма в 250 рублей является минимальной и обязательной к выплате. Суммы в 800 и 1300 рублей являются рекомендуемыми. Если верующий не успел выплатить закятуль-фитр до праздничной молитвы, то обязательность налога все равно сохраняется: верующий должен передать его сразу, как представится возможность.
Размер фидьи-садака в 2025
Минимальная сумма искупительной милостыни (фидья-садака), выплачиваемой человеком, который не в состоянии соблюдать пост по веским причинам, составляет 400 рублей, однако сумма может быть увеличена или уменьшена в зависимости от собственных среднесуточных затрат на питание.
Размер нисаба в 2025
Размер нисаба для выплаты обязательного ежегодного закята составляет 743 300 рублей.
С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 1/25 на сайте Совета Улемов ДУМ РФ.
Все материалы о посте собраны на нашем сайте в специальном разделе.
ЧАСТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ
к богословскому заключению № 1/25
Установка точной даты начала и окончания мусульманского поста в 2025 г.
На основании астрономических расчетов согласно лунному календарю, месяц Рамадан 1446 в 2025 году наступит с заходом солнца в пятницу, 28 февраля. 28 февраля 2025 г., в 00.45 по всемирному времени, Луна вступит в фазу новолуния (иджтима‘). 28 февраля 2025 г., в 14.43 по всемирному времени, наступит фаза видимости (ру’я) при заходе Солнца на долготе Аравийского полуострова[1]. Критерий видимости: при заходе Солнца в каком-либо месте планеты Луна должна находится на угловом расстоянии более 8 градусов от солнца и более 5 градусов над горизонтом после захода Солнца. Серп Луны предположительно будет виден на западе Африки[2]. В субботу, первый день Рамадана, соответствующий 1 марта 2025 года, серп молодой Луны после захода Солнца будет легко виден на большей части Земли.
После пятой молитвы в пятницу, 28 февраля, совершается таравих. Первым днем поста следует считать 1 марта, последним же днем — 29 марта. Первый день месяца Шавваль и Ураза-байрам — 30 марта. Последний таравих — 28 марта 2025 г.
29 марта 2025 года, в субботу, в 10.58 по всемирному времени, наступит новолуние. 30 марта 2025 года, в воскресенье, в 00.12 по всемирному времени наступит фаза видимости на долготе Северной Америки1, и лунный серп предположительно будет едва различим на западе Северной Америки 29 марта 2025 г.[3] 30 марта 2025 года, в воскресенье, что соответствует 1 дню Шавваля, станет первым днем праздника Ураза-байрам.
В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе. Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность. Астрономический расчет подтверждается ежегодными полевыми наблюдениями.
Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители. В Священном Коране говорится: «Будьте покорны Всевышнему, [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями…»[4] (Св. Коран, 4: 59). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему»[5].
Сегодня, как и многими веками ранее, часто применяется заблаговременный астрономический расчет начала и конца лунного месяца, что очень практично[6].
Известно, что в нашей религии лунный календарь служит основой для определения времени важнейших религиозных обрядов, таких как пост, паломничество, закят-уль-фитр, Ураза-байрам, Курбан-байрам и др. Согласно установлениям религии, лунный месяц начинается после полного убывания последней лунной фазы, когда появляется новая Луна (новолуние) или с наблюдением новой Луны над горизонтом после захода Солнца. Завершается лунный месяц также с появлением Луны. Основой для этого является хадис посланника Аллаха: «Поистине, Всевышний сотворил луну для людей, чтобы они определяли время. Так поститесь же, когда увидите новую луну (новолуние Рамадана), и празднуйте (Ураза-байрам), когда снова увидите луну (новолуние Шавваля)».
В определении лунных месяцев, согласно требованиям нашей религии, Совет улемов ДУМ РФ опирается на итоги международной конференции «Единство в календаре по хиджре», прошедшей 30 мая 2016 года в Стамбуле, и берет за основу критерии, выведенные в соответствии с научными и религиозными фактами. Многие мусульманские страны также следуют этим критериям. За основу взят лунный календарь на нынешний, 1446-й год по хиджре, выведенный в соответствии с научными и религиозными фактами, с применением современных технологий, который опубликован на официальном сайте Управления по делам религии Турецкой Республики.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] https://vakithesaplama.diyanet.gov.tr/haritalar.php
[2] https://www.moonsighting.org.uk/images/visMaps/Ramadan/1437-1455/Ramadan%201446a.gif
[3] https://www.moonsighting.org.uk/images/visMaps/Ramadan/1437-1455/Shawwal%201446a.gif
[4] Многие муфассиры говорили, что здесь подразумеваются в первую очередь религиозные руководители, ученые-богословы.
[5] См.: Заглюль М. Мавсу‘ат атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.
[6] См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 90, 91.