В Священном Коране сказано, что у каждой молитвы есть свое время, свой временной промежуток (см. Св. Коран, 4:103). В то же время мы знаем, что Пророк объединял в пути вторую с третьей и четвертую с пятой молитвами, сокращая четырехракяатные до двух.
Что же касается возможности объединения молитв вне путешествия, то об этом есть упоминание в Сунне. Во второй по достоверности книге после Священного Корана, в своде хадисов имама аль-Бухари есть хадис: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), находясь в Медине, молился восемь и семь [ракяатов], Зухр и ‘Аср, Магриб и ‘Иша’. Эти слова были переданы Ибн ‘Аббасом. Когда последний процитировал их, сподвижник Пророка по имени Айюб спросил: «Возможно, это было во время проливного дождя?» Ибн ‘Аббас ответил: «Возможно»[1].
В сводах хадисов Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда приводится следующий хадис: «Пророк Мухаммад совершал в Медине [порой] Зухр и ‘Аср вместе, а также Магриб и ‘Иша’. При этом он находился на месте постоянного пребывания и каких-либо опасений, страха или дождя не было»[2]. Имам Малик добавлял: «Мне кажется, что это из-за дождя[3]»[4]. Некоторые правоведы, среди которых были ученые ханафитского и шафиитского мазхабов, предполагали, что Пророк совершал это во время физической немощности, болезни[5].
Приведу некоторые дополнительные хадисы по этой теме:
– «Когда Пророк торопился, он объединял четвертую молитву с пятой, и это после исчезновения вечерней зари[6]»[7]. Передавший данный хадис Ибн ‘Умар сам тоже так поступал[8], ссылаясь на действие Пророка;
– «Когда посланник Всевышнего выходил в путь днем, он объединял вторую и третью молитвы, а когда собирался быть в пути ночью – объединял четвертую с пятой»[9];
– Считающийся одним из грамотнейших сподвижников Пророка в вопросах богословия Ибн ‘Аббас однажды[10] вел проповедь (урок, назидание) после третьей молитвы. Солнце уже зашло, и начали появляться звезды. Кто-то из людей воскликнул: «Молитва! Молитва!» Через некоторое время к Ибн ‘Аббасу уверенно подошел человек и с порицанием сказал: «Молитва! Молитва!» Сподвижник Пророка воскликнул: «Бесстыдник! Ты учишь меня Сунне [как правильнее поступать]?!» И через некоторое время обратился к людям: «Я сам видел, как Пророк объединял [порой] вторую молитву с третьей, четвертую с пятой!» Бывший свидетелем этой ситуации Ибн Шакык говорит: «В мою душу закралось сомнение, и я решил уточнить это у Абу Хурайры. Когда я спросил его об этом, он подтвердил слова Ибн ‘Аббаса»[11].
Богословы-ханафиты об объединении молитвы
С ними согласны и другие известные ученые, среди которых и имам аш-Шавкяни[12], трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву – в конце ее времени, а третью – в начале; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую – в начале[13]. Ибн ‘Аббас передавал: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе и семь [ракяатов, т. е. три вечерней, а вслед за ними четыре ракяата ночной] вместе [один намаз за другим]. У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» «Думаю так», – ответил он[14].
Объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в общем промежутке времени допускается богословами-ханафитами только во время паломничества днем на горе ‘Арафа (молитвы Зухр и ‘Аср) и ночью в долине Муздалифа (Магриб и ‘Иша’)[15].
Богословы-шафииты об объединении молитвы
Они комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой – от начала времени четвертой до конца пятой.
Наш современник Вахба аз-Зухайли замечает: «Лучше не объединять (кроме как в той форме, о которой говорят богословы-ханафиты, и двух случаев во время паломничества), выходя из того, в чем богословы разногласят, и делая то, в чем они единодушны[16]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) объединял молитвы крайне редко». В то же время этот богослов подчеркивает: «Канонически выверенным является допустимость (джаваз) объединения молитв (в общем промежутке времени), так как это присутствует в Сунне, которая, наряду с Кораном, – исток канонов»[17].
Нужно правильно понимать и проставлять акценты: есть четко сформулированные и не поддающиеся сомнениям временные промежутки для совершения в них пяти ежедневных обязательных молитв. При этом существуют облегчения, имеющие достоверное каноническое подтверждение, но применяемые как исключения в критических ситуациях.
Что касается дождей[18], которые упоминались в качестве возможного комментария к хадису об объединении молитв, то такой подход особенно актуален для климатических условий России. Если в сухую погоду или порой на снегу можно совершить молитву где-то в сквере или в парке, то в дождливую погоду и слякоть это практически невозможно. Однако если человек имеет собственный транспорт, то даже в слякоть данное положение об объединении молитв для него неприемлемо, так как он может совершить молитву в своем автомобиле своевременно (в то же время обстоятельства могут быть разными)[19].
Также крайне затруднительны для России ситуации со своевременным совершением второй и третьей молитв зимой и четвертой и пятой – летом. Если человек работает и социально активен, каковым должен быть любой верующий, то зимой вторая и третья молитвы идут друг за дружкой с промежутком в полтора-два часа. И наиболее вероятно, что если верующий нашел возможность совершить одну молитву, то через полтора часа найти такую возможность, тем более если необходимо обновить омовение, крайне затруднительно. Летом очень короткие ночи и, если совершать четвертую своевременно, а затем пятую через полтора-два часа, то до утренней молитвы остается около двух часов, то есть человек не спит вечером и всю ночь до утра, выжидая каждую из молитв, на следующий же день он оказывается совершенно нетрудоспособен.
Учитывая современный ритм жизни и крайнюю малочисленность мечетей и моленных домов в России, когда расстояния от дома до работы велики, а условия для обновления ритуальной чистоты крайне сложны, актуально вспомнить действие пророка Мухаммада, упомянутое в своде хадисов аль-Байхакы: «В табукском походе, когда Пророк намеревался отправиться в путь и солнце уже минуло зенит, он совершал вторую и третью молитвы сразу. Если он выходил до наступления времени второй молитвы, то откладывал ее на время третьей. То же самое касалось и четвертой с пятой. Если он выходил после захода, то перед тем как выйти – совершал четвертую с пятой. А если до захода, то откладывал четвертую молитву на время пятой, и затем совершал их вместе»[20].
Безусловно, этот хадис можно отнести к ситуациям, когда человек является покидающим свой дом и местность, на которой он живет, и отправляющимся в путь, причем конечная точка назначения удалена от дома на девяносто и более километров – тогда верующий начинает пользоваться каноническими облегчениями после пересечения границ города. Обязательные молитвы он как объединяет, так и сокращает. Но находясь на месте постоянного пребывания[21] и не имея возможности своевременно совершить молитву, верующий может объединить вторую с третьей и четвертую с пятой, хотя при этом не имеет права сокращать четырехракяатные до двух[22].
Основанием для этого являются действия самого Пророка, упомянутые ранее, и комментарии ученых прошлого и настоящего[23]. Еще раз подчеркну, что все, кто говорил о возможности объединения второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в затруднительных ситуациях[24], в один голос утверждали и утверждают, что это может быть только исключением, а никак не правилом[25].
Обязанность верующих пред Творцом – совершение пяти обязательных молитв в строго определенный для каждой из них временной промежуток, что прописано и в последнем Священном Писании, и в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В то же время, если никак не получается, то – «на стыке времен», а если и это не получается, то – «в общем временном промежутке». В каждой отдельной ситуации верующему самому решать, как поступить.
Важно отличать лень, беспечность, легкомыслие и безответственность от настоящей вынужденности и необходимости. Ученые говорили: «Кто объединит между двумя молитвами без канонического на то оправдания и соответствующих причин, тот совершит один из злостных грехов»[26].
Если человек собирается объединять в пути[27] или в иной затруднительной ситуации[28], то для канонической допустимости этого ему необходимо соблюсти следующие условия[29].
1. В случае присоединения третьей молитвы (‘Аср) ко второй (Зухр) или пятой (‘Иша’) к четвертой (Магриб)[30]:
– Намерение. Обычно намерение на объединение проговаривается вместе с намерением на совершение первой из двух;
– Последовательность;
– Совершение объединяемых молитв одна за другой[31];
– Наличие причины объединения, как минимум, до начала фактического совершения второй.Все четыре пункта обязательны.
2. В случае присоединения второй (Зухр) молитвы к третьей (‘Аср) или четвертой молитвы (Магриб) к пятой (‘Иша’)[32]:
– Намерение. Необходимо намерение на объединение до того, как выйдет время первой из них;
– Наличие причины объединения до окончания фактического совершения второй из двух[33];
– Последовательность. Совершить сначала первую из двух, а затем вторую;
– Совершение объединяемых молитв одна за другой[34].Первые два пункта обязательны, а последние два – желательны[35].
Также советуем в контексте вопросы изучить следующие статьи:
1. «Намаз (молитва) в транспорте»,
2. «Намаз в пути»,
3. «Намаз, совершаемый в обуви».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 182, хадис № 543; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 175; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 208, хадис № 543.
[2] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 215 хадис № 705; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 5, хадис № 1210; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 586.
В одном из повествований данного хадиса продолжается: «У Ибн ‘Аббаса спросили: «А почему Пророк так поступал?» Сподвижник ответил: «Он (Пророк) не хотел ставить последователей своих в затруднительное, критическое положение». См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 177; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 6, хадис № 1211; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 229, хадис № 341; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 79, 80, хадис № 187, 188.
Имам ат-Тирмизи говорил: «В моем своде хадисов есть только два хадиса, которые мнением всех ученых-богословов не применяются в повседневной практике – это хадис Ибн ‘Аббаса об объединении молитв Пророком в Медине, когда не было дождя и каких-либо иных опасений, и хадис о смертной казни для пьяницы, который трижды уже до этого был наказан ударами плетью. Что касается хадиса о пьянице, то мнение ученых едино относительно его канонической аннулированности (мансух). Однако в вопросе о хадисе Ибн ‘Аббаса необходима поправка. Об отмене его и непригодности к применению нет абсолютного согласия. У богословов были разные мнения о том, как понимать этот достоверный хадис. Большая их часть говорила о возможности применения его в непогоду, а также в случае болезни, недомогания. Некоторые понимали еще более широко и говорили о возможности объединения молитв в различных затруднительных ситуациях, но только как исключение». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 218, 219.
[3] То есть из-за ненастной погоды, слякоти, которые делали возможность посещения мечети крайне затруднительной.
[4] Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 120, хадис № 332. В хадисе, который приводит имам Малик, упоминания о дожде нет.
[5] Другие ученые ответили на это предположение: достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы сообща (в джама‘ате) с людьми, среди которых были совершенно здоровые. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 209.
[6] То есть после того, как уже вышло время четвертой обязательной молитвы.
[7] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 213, хадис № 703/42, 43; Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 331.
[8] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 192, хадис № 554.
[9] Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 335.
[10] Это было уже после смерти пророка Мухаммада.
[11] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. С. 217 хадис № 705\\57.
[12] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.
[13] Как в реалиях прошлого, так и в реалиях современности, найти тот короткий временной промежуток, когда вторая молитва переходит в третью и четвертая в пятую, а также суметь (тем более при сегодняшнем ритме жизни) именно к этому времени иметь омовение, подходящее место для совершения молитвы и т.д. – все это достаточно непросто, и облегчение становится усложнением ситуации, которое совсем некстати. См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 228, 229; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210.
Но не исключено, что при своевременном расчете возможностей и четком знании начала и завершения времени молитв, это возможно. В таком случае поступить подобным образом будет наиболее правильным, так как с данной формой объединения согласны все богословы без исключения. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 229.
[14] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 5, с. 217, хадис № 705/55.
[15] О том, что в этих двух случаях лучше объединять молитвы в общем промежутке времени, согласны все ученые-богословы, так как тому есть явное доказательство в Сунне Пророка. См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500.
[16] Это оговаривалось всегда и учеными всех мазхабов. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 227.
[17] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1373, 1374.
[18]Относительно дождей и непогоды мнение богословов, говорящих о допустимости объединения в общем промежутке времени, практически едино, так как именно об объединении молитв в непогоду сказано в хадисах.
[19]При вынужденном совершении очередной молитвы в салоне автомобиля молящийся все делает как обычно, кроме движений, которые совершаются им с максимально возможной в данных условиях амплитудой.
[20] См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 585; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С.7, 8, хадис № 1220. Данный хадис приводится также в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, аль-Хакима и Ибн Хаббана.
[21]«Местом постоянного пребывания», по мнению ханафитских богословов, считается та местность, где человек намеревается находиться пятнадцать суток или более. Шафиитские богословы считают – четверо суток, не беря в расчет день прибытия и день отбытия.
[22] Сокращать четырехракяатные молитвы, как мы уже говорили, может только путник.
[23] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 555.
[24] Среди них были такие известные имена, как Ибн Сирин, Раби‘а, Ашхаб (богослов маликитского мазхаба), аль-Каффаль, аш-Шаши (богословы шафиитского мазхаба), Ибн Мунзир, многие хадисоведы и другие. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 219.
[25]См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210 и сноска № 1 на с. 210; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 229 и др.
[26]См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 80, хадис № 188. В пояснении к хадису ат-Тирмизи подчеркивает, что данное повествование не является словами самого Пророка, однако смысл его верен и канонически правилен.
[27]Относительно продолжительного пути богословы-шафииты оговаривают абсолютную допустимость объединения молитв.
[28]К затруднительным ситуациям богословы-шафииты относят ненастную дождливую погоду, оговаривая, что непогода и дождь должны продолжаться до начала второй из двух молитв. Наиболее распространенным мнением в шафиитском мазхабе является недопустимость послаблений по причине болезни или недомогания. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1377; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.
В то же время, многие ученые шафиитского мазхаба говорили о допустимости объединения молитв в случаях болезней, сильных недугов или в крайне затруднительных ситуациях, говоря, что этому есть подтверждение в Сунне, и такой подход соответствует духу исламского законоведения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.
[29]Как уже было сказано ранее, большая часть богословов ханафитского мазхаба против объединения в общем промежутке времени, лишь – «на стыке времен». Поэтому никаких условий по объединению ими не оговаривается. Здесь мы приводим условия, оговоренные богословами-шафиитами.
См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 212, 213; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1378, 1379.
[30]То есть объединяет во временном промежутке первой из двух молитв.
[31]Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 502.
[32] То есть молящийся объединяет во временном промежутке второй из двух молитв.
[33] Если человек, например, вернулся домой с работы, то «причина объединения» уже отсутствует. Он совершит вторую с третьей молитвы, но вторая уже будет восполняемой (када’), если время ее вышло, а третья – совершенной вовремя.
[34] Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения.
[35] Ученые ханбалитского мазхаба говорят об обязательности сохранения последовательности в обоих формах объединения. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1384.
Подробнее об этом см.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504.