На сайте ведутся технические работы.

Омытие тела покойного

Омытие покойного является обязательным (фард кифая)[1] для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать.

Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром[2] и заверните в одежду его [ихрам[3] был использован в качестве савана]»[4].

Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины — женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними[5], а при омытии женщины — родственники ее. Что касается выполнения этого кем-то из оставшихся в живых супругов, то по свидетельству сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) муж может омывать жену и наоборот. И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого[6].

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни скрывались им.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников»[7]. Сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз»[8].

Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк призывал: «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[9].

Желательно (мустахаб) для омывающего:

— не мыть покойного под открытым небом;

— никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то необходимость;

— наполнить помещение благовонным запахом;

— не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

— не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку[10]. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

— полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного[11].

Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:

1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело[12] на доску.

2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном[13].

3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Каабе, слегка приподняв голову.

4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть[14] место выхода нечистот.

5. Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении вуду’ (малом омовении), за исключением полоскания рта и промывания носа. Рот и нос можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь крайне нежелательно[15].

6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы[16].

7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.

8. Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.

9. Затем тело положить на спину и облить его в третий[17] раз[18].

10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.

11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно[19]. Лучше промыть под ногтями от остатков грязи[20].

12. Руки располагаются вдоль туловища. После этого тело заворачивают в саван. Необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают[21].

Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского[22] и ханафитского мазхабов.

Вопросы по теме

Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела, например, в результате авто- или авиакатастрофы?

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву[23]. Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела. Если имеется меньше половины или, например, человеку ампутировали часть тела, то это предается земле без омытия и без совершения погребальной молитвы[24].

Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все воедино заворачивается в саван.

Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?

В такого рода случаях допускается совершение таяммума[25].

Влияет ли каким-либо образом на процедуру захоронения то, что покойный умер в состоянии джунуб, то есть имел интимные отношения с супругой и не стал совершать полное омовение сразу, оставив его на утро, а ночью умер? 

Если человек умер, не успев вымыться, то это никак не отражается на состоянии покойного или специфике приготовления его к захоронению[26].

Нужно ли мыть утопленника?

Утопленника, находящегося в воде, следует три раза окунуть с намерением ритуального омытия тела[27]. Такой процедуры будет достаточно. Если же его уже вытащили из воды, то омытие тела (хотя бы разовое) перед захоронением необходимо[28].

Нарушается ли омовение, если дотронулся до тела умершего? 

Не нарушается[29].

Подробнее о том, в каких случаях нарушается состояние ритуальной чистоты и необходимо малое или полное омовение, читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фард кифая — это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.

[2] Сидр — лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.

[3] Ихрам — специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоит из двух белых полотен.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.

[5] Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.

[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484, 1485; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198, 199.

[7] Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1461 «мавду‘»; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 12 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не является достоверным, но его смысл канонически верен.

[8] Св. х. аль-Хакима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 615, хадис № 928, «сахих».

[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».

[10] При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела — желательно (мустахаб).

[11] Передается хадис: «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)». Хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1463, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадисы № 8875, 8876, оба «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 462.

[12] ‘Аурат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху. Достоверно известно, что тело пророка Мухаммада было омыто одетое в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 195.

‘Аурат — это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию перед людьми противоположного пола, не являющимися близкими родственниками. У мужчин — от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин — все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.

[13] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 57.

[14] Желательно мыть прохладной водой.

[15] Умершему ребенку, не достигшему семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).

[16] Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 10.

[17] Один раз омыть все тело — обязательно (фард), а три раза повторить упомянутую процедуру — желательно (сунна).

[18] Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 11. Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония. Также по завершении омытия покойного с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 19.

[19] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 15.

[20] Если после смерти ногти или волосы были пострижены, то их заворачивают вместе с покойным в саван. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198.

[21] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В. 8 т. Т. 2. С. 458.

[22] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 8.

[23] Там же. С. 34.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 199.

[25] Таяммум — альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды. Порядок совершения таяммума:

— начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

— произнести намерение на наличие для покойного ритуальной чистоты;

— легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня); возможна пыль и то, что содержит ее;

— один раз протереть ладонями лицо покойного;

— еще раз ударить по земляной поверхности;

— один раз протереть сначала правую, затем левую руку до локтя включительно.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458.

[26] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.

[27] Намерение может быть выражено в свободной форме и на любом языке.

[28] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1487; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 460.

[29] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 135.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 109, хадис № 283.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1