Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Процедура принятия Ислама

Процедура принятия Ислама не сложна. Главное условие — вера в Единого и Единственного Господа и подтверждение пророческой миссии заключительного Божьего посланника Мухаммада.

Процедура принятия состоит в проговаривании шахады.

Шаха́да — первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Единобожия “Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах” (“Нет бога, кроме Единого Господа, Мухаммад — Его посланник”) и содержащее два первых догмата Ислама[1]. Во многих государствах мира практикуется торжественное оглашение шахады новым мусульманином или мусульманкой перед верующими местного прихода, общины. У нас в России подобное отсутствует. Рациональнее – пригласить в гости или посетить своих близких друзей, разделяющих ваши жизненные взгляды, и проговорить перед ними осознанно слова монотеистического свидетельства (шахады). Обычно слова шахады проговаривают на арабском языке, на языке последнего Писания, что можно назвать своеобразным ритуалом. Формула Единобожия должна быть сказана человеком осознанно и реализоваться в его повседневной жизни: совершение обязательного в меру сил и возможностей, а также сторонение всего явно запретного (например, употребления наркотиков и спиртных напитков, совершения прелюбодеяний, воровства или насилия).

Проговаривается шахада один раз:

Транслитерация: «Ашхаду ал-ляя иляяхэ иллял-ла,ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-ла» или «Ашхаду ал-ляя иляяхэ иллял-ла,ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх».

Перевод: «Я свидетельствую, что нет бога,кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник».

Нужны ли свидетели?

В проговаривании шахады (свидетельства Единобожия) нет такого условия, как наличие при этом свидетелей. Любой человек может проговорить шахаду и стать мусульманином (мусульманкой) без присутствия свидетелей из числа людей.

Главное — намерение, убежденность в правильности смысла проговариваемого и само проговаривание. Свидетели при этом не обязательны, как и не обязательны они при совершении очередной молитвы-намаза или при соблюдении поста. Религиозная практика — это метафизический процесс между индивидуумом и Богом.

Если же для торжественности и осведомленности представителей местной общины человек желает проговорить шахаду в присутствии других людей, то такое возможно и практикуемо (достаточным будет наличие двух свидетелей-мусульман, будь то из числа мужчин или женщин, имеющих право голоса). Это создает дружескую братскую атмосферу между незнакомыми ранее людьми, а также является, например, определяющим то, в соответствии с какими традициями следует хоронить в случае неожиданной смерти, когда возникнут разногласия относительно принадлежности покойного к той или иной религии.

К религиозности и утвердившейся правильности нужно идти шаг за шагом. Резкие, необдуманные действия и решения часто приводят к ошибкам и заблуждениям. С надеждой на милость Всевышнего полезно добрыми делами укреплять свою богобоязненность, стараясь строго соблюдать нормы общечеловеческой морали и основной части религиозной практики. Рост личности как в интеллектуальном плане, так и в духовном происходит на протяжении всей мирской жизни. Всякому человеку свойственно периодически меняться, главное, чтобы амплитуда изменений не доходила до критического максимума: необдуманные поступки, разрушение отношений, крайности в поведении, работе и отношении к жизни. Стремясь к большему и лучшему посредством социальной активности, духовности и обязательности пред Богом, человек помогает лишь самому себе, даже если пользу от этого получают миллионы других.

Канонические аспекты

1. Проговорив осмысленно на всех уровнях души и разума слова шахады, человек тем самым причисляется к верующим и возлагает на себя обязательства соблюдать (с учетом реалий и возможностей) постулаты религиозной практики.

2. После этого желательно совершить полное омовение, символизирующее новое духовное начало в жизни. О том, как совершать полное омовение (гусль), читайте в разделе «Намаз» на нашем сайте.

3. Став мусульманином, человек пишет духовно-нравственную сторону своей жизни с чистого листа; совершенные до этого ошибки аннулируются, за исключением нанесенных другим обид и вреда, что компенсируется только через урегулирование отношений с ними.

4. Человек не может принимать веру в состоянии опьянения, помутнения рассудка.

5. Нет канонической необходимости в смене имени, но и взять новое имя тоже никак не порицается. Любое имя, имеющее положительное значение, является мусульманским.

6. Циркумзиция желательна, но обязательности в этом нет. Мужчина с необрезанной крайней плотью является полноценным относительно его веры и религиозной практики[2]. Его посты, намазы и хадж принимаются так же, как и у человека с обрезанной крайней плотью. Все запреты и сомнения на этот счет выдуманы.

Вопросы и ответы по теме

С чего можно начать изучать Ислам после его принятия?

Начните с чтения перевода Корана, например, у нас на сайте в разделе «Коран», с чтения хадисов Пророка (Сунны), которые дают понять, как поступал, думал, действовал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), как относился к тем или иным событиям. Раздел хадисов смотрите у нас на сайте. В нем собрано более 900 хадисов с богословскими комментариями и пояснениями.

Становясь религиозно практикующим, нужно ли менять свое имя, когда оно не является арабским?

К какому бы языку имя ни относилось, нет канонической необходимости его менять, кроме как в том случае, если оно несет явно агрессивное, плохое, отрицательное значение. Мусульманским считается любое имя на любом языке, имеющее положительное значение.

Правда ли, что в Исламе можно найти ответы на все вопросы?

На многие — можно, как и на все. Все зависит от отвечающего и его умения мыслить и анализировать.

Как человеку, недавно принявшему Ислам, определить, к какому течению примкнуть, ведь каждое утверждает, что оно истинное и правдивое?

Ни к каким течениям, а особенно сектам, примыкать не нужно. Вы ведь сознательный человек, имеете собственный разум, поэтому должны отбросить всякие мысли о «единственно верных течениях». Есть Священное Писание от Господа, есть наследие последнего Пророка, есть авторитетные ученые, которые доносили и доносят до нас формы практики и применения всего этого. Читайте, просвещайтесь и не старайтесь охватить все, а примените хотя бы малое, но на постоянной основе.

Каких авторов лучше всего читать: арабских, турецких или?.. Какой перевод Корана более точный?

Каждый автор имеет своего читателя. В большинстве случаев всякий автор пишет книгу, обращаясь к своему народу и говоря именно на языке местного менталитета. Поэтому читайте того, который близок вам по духу и миропониманию. Перевод могу порекомендовать только свой, так как лишь он на данный момент является богословским переводом смыслов Священного Корана на русский язык. Он есть на этом сайте и в виде книги в печатном, аудио и электронном форматах.

Религия — это единственный путь к Богу или есть другие?

За всю историю человечества из числа людей было избрано Богом более ста тысяч пророков и посланников, о чем оповестил нас заключительный и последний из них. Именно они и очерчивали возможные и наиболее краткие пути к Господу миров.

Мы с сестрой решили начать читать намаз. Мы всю жизнь верим в Аллаха, но нам сказали, что прежде, чем начать, нужно произнести особое выражение принятия Ислама. Не могли бы вы разъяснить, как и с чего нам начать? Элина, 22 года.

«Особого выражения» не нужно, так как вы до этого были (1) верующей, (2) этнической мусульманкой.

Моя близкая подруга-христианка очень хочет принять Ислам. Она сама пришла к этому, я тоже ее поддерживаю в выборе. Она боится, что мама узнает и будет против. Что ей делать? Обязательно ли надо говорить родителям и к кому можно обратиться, чтобы с ней пообщались и она произнесла шахаду? Омар.

На начальном этапе, когда еще мало что сформулировано для самого себя, заявлять об этом другим людям, даже близким, не следует. Это может показаться вызовом и создаст конфронтацию. К сожалению, в сознание общества въелось много негативных стереотипов об Исламе. Самосовершенствование (успехи в учебе, работе, распорядок дня, порядочное окружение, здоровый цвет лица) вашей подруги даст понять ее маме, что причин для беспокойств нет.

Мой отец — мусульманин, а мать — православная. Когда я родилась, мулла прочитал мне на ухо азан, а через несколько дней мама отвела меня в церковь и крестила. Могу ли я принять Ислам и считаться мусульманкой? Ведь говорят, что, однажды поменяв веру, ты уже не сможешь вернуться в Ислам. Но ведь мне поменяли веру не по моей воле. Я считаю себя мусульманкой, но все же меня очень волнует этот вопрос. Как мне лучше поступить? Снова пойти в мечеть и принять Ислам? Алия.

Выбор за вами. Вы становитесь мусульманкой, когда соглашаетесь с шестью столпами веры, пятью столпами религиозной практики и произносите свидетельство Единобожия.

Я — православная христианка, крещеная именем Ольга. Мне 21 год. Мои родители русские. Я студентка. Этот год был очень тяжелым для меня. Умерла моя бабушка, которая была для меня самым близким человеком! Она была глубоко верующей. С самого детства я ходила с ней в церковь, учила молитвы, знала святых... Бабушка пела в церковном хоре. Она всегда рассказывала мне о Боге, пыталась научить меня жить по-христиански. Я верила и боялась Бога. После смерти бабушки я улетела в Америку. Находилась там 2 месяца, посещала православную церковь в Лос-Анджелесе. В Штатах у меня одно время были большие трудности, и я ходила в церковь, рыдала, убивалась, просила Господа помочь мне. Он и вправду помогал. Потом мне пришлось вернуться в Россию. В России со мной случилась еще одна большая неприятность. И вот в тот момент как будто что-то оборвалось во мне… Мне страшно это говорить, но я обижена на Бога. Мне стало чуждо и непонятно поведение христиан: они угрюмы, постоянно плачутся, они готовы страдать и вообще весь смысл своей жизни видят в страдании. С тех пор я стала задумываться об Исламе. Конечно, при жизни бабушки мне даже страшно было думать об этом. Смена вероисповедания с точки зрения любой конфессии — великий грех. Но сейчас я все больше убеждаюсь в том, что хочу сменить веру. И ближе всего мне Ислам. Я пока не приняла решения и до сих пор колеблюсь, но это вопрос времени. Я вам пишу не для того, чтобы вы меня отговаривали или советовали. Я только хочу услышать ваше мнение. Ольга.

Считаю, что человек должен постоянно расти, развиваться, расширять свой кругозор, анализировать себя и происходящее вокруг. Как среди христиан, так и среди мусульман можно встретить самых разных людей: и угрюмых, и радостных, и бедных, и богатых, и радикалов, и умеренных. Вопрос не в том, каких людей вы встретили на своем жизненном пути, а в том, какую пользу для себя извлекли из общения с ними и что полезного привнесли в свою жизнь. Прочитайте первые шестьдесят страниц из книги «Мусульманское право 1–2» и мою книгу «Мир души».

Моя невеста собирается принимать Ислам. Обязательно ли ей брать мусульманское имя? Если да, то и в паспорте это тоже должно быть отражено? Аман.

Нет канонической необходимости менять имя. Она может спокойно остаться при своем. 

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Всего в Исламе шесть главных постулатов веры.

[2] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 192, 195, 196.

Шахада

Вера

Принятие Ислама

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и созидание

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует стихотворение имама аш-Шафи‘и и поясняет его смысл. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Сирия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о современной обстановке на Ближнем Востоке. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Понавыдумывали

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и о новшествах. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

Аят дня

Хадис дня

54:49

Воистину, Мы [говорит Господь миров] абсолютно все сотворили определенно [то есть все имеет свои размеры, границы, сроки, обстоятельства, последовательность, которые выстраиваются и устанавливаются в соответствии с мудростью Творца и Его изначальной осведомленностью][1] (Св. Коран, 54:49). Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1]

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и созидание

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует стихотворение имама аш-Шафи‘и и поясняет его смысл. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Сирия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о современной обстановке на Ближнем Востоке. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Понавыдумывали

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и о новшествах. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic