На сайте ведутся технические работы.

Рукъя-заклинания

Что такое заклинание, заговор?

Рукъя-заклинания (заговор) — молитвенные формулы, имеющие целительную силу.

«Рукъя-заклинание — это любые слова, посредством которых получают исцеление от боли, страха, колдовства и наущений Сатаны», — говорил ученый Ибн Дараствейх. «Рукъя — это формулы-амулеты, используемые для больного. Например, чтение аятов Священного Корана или удаление от зла посредством упоминания имен Всевышнего и Его качеств» — так говорится в толковом словаре арабского языка[1].

Не является ли заклинание канонически отмененным положением (мансух)? Не является ли это ширком (языческим ритуалом)?

Категорически нет. Молитвенные формы-заклинания занимают свое место в наследии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и применялись им до последних дней жизни. Например, в своде хадисов имама аль-Бухари, в главе «Врачевание», в разделе «Заклинания Кораном и сурами, удаляющими от зла» приводятся слова ‘Аиши: «Пророк, будучи смертельно болен, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры»[2].

Что же относительно того «не ширк ли это», то вопрос больше касается тех, кто видит ширк во всем и вся, кроме себя. Рукъя (заклинания, заговоры) и ширк — это совершенно разные вещи. И если определенные формы первого четко разрешены и применялись лично пророком Мухаммадом, то последнее, то есть ширк, язычество, категорически запретно.

В одних высказываниях Пророка говорится о запретности заклинаний, а в других — о разрешенности?

Именно так. Предлагаю вместе отыскать границы разрешенного и запрещенного в этой теме через анализ некоторых хадисов с комментариями ученых.

Хадисы разрешающие рукъя-заклинания

Хадис от ‘Аиши: «Пророк, будучи смертельно болен, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры [под ними подразумеваются последние три суры Корана, то есть «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас», — комментировали ученые][3]. Когда же он ослаб, я, читая их, сама стала сплевывать ему на руки и обтирать ими, используя благодать (баракят) его же рук». У аз-Зухри спросили: «Что значит «сплевывал»?» Тот ответил: «Он (Пророк) сплевывал на руки и затем обтирал ими лицо»[4].

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри: «Группа сподвижников пророка Мухаммада пришла однажды в [незнакомый] арабский район, а им никто не оказал гостеприимства[5]. Некоторое время они находились в замешательстве. Вдруг пронеслась весть о том, что главу этого района ужалил скорпион[6]. Перепробовав все возможные средства и не получив результата, местные жители решили обратиться к непринятым гостям с просьбой о помощи. В ответ на это один из сподвижников воскликнул: «Да, клянусь Богом, мы можем вылечить его рукъя-заклинанием! Однако же мы просили у вас принять нас, а вы отказались. Я не буду заговаривать (лечить молитвой) вашего главу, пока мы не договоримся о вознаграждении, которое получим». Договорились они о стаде баранов[7]. Один из сподвижников Пророка отправился к главе и стал читать суру «аль-Фатиха»[8], дуя и сплевывая на место укуса. Довольно быстро этот человек пришел в себя. Состояние его стало подобно тому, как если бы он освободился от оков. Он встал и пошел, не ощущая боли. Сподвижникам было передано все то, о чем договорились. Кто-то сказал: «Давайте поделим!» Проговоривший рукъя-заклинание ответил: «Нет. Давайте сначала пойдем к Пророку, расскажем обо всем и посмотрим, что он повелит». Когда пришли к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказали ему обо всем, посланник Всевышнего спросил у читавшего суру «аль-Фатиха» в качестве заклинания: «Откуда ты узнал, что она (сура «аль-Фатиха») является [наряду с ее смысловым содержанием и многими другими практическими сторонами] рукъя (целительным заклинанием)?» Затем воскликнул: «Вы оказались правы [или в том, что применили ее в качестве формулы-заклинания, или в том, что взяли за это вознаграждение]! Поделите [стадо] между собой и дайте часть мне[9]. [После этого] посланник Божий засмеялся»[10].

Хадис от дяди Хариджа ибн ас-Сольта: «Мы были рядом с Пророком, а затем отправились в путь. Через какое-то время встретилось [на нашем пути] арабское поселение. Узнав, от кого мы идем, люди воскликнули: «Вы идете от человека, пришедшего с благом [то есть от Пророка]! Один из наших соплеменников сошел с ума, ограничен [невидимыми] оковами. Есть ли у вас лекарство или рукъя-заклинание?» Я [дядя Хариджа ибн ас-Сольта] стал читать ему суру «аль-Фатиха»[11]. Продолжалось это три дня, по утрам (ранним утром) и вечерам (ближе к ночи). Всякий раз по прочтении я сплевывал [на него] слюной. На исходе третьего дня человек выздоровел. В качестве благодарности мне дали сто баранов[12]. Я не принял их, пока не спросил у Пророка о разрешенности этого для меня. Посланник Всевышнего ответил: «Ты можешь забрать их (ешь) [то есть это халяль, разрешено к употреблению]. Клянусь жизнью! Кто-то получает вознаграждение за запретные [колдовские] заклинания, ты же получил это за праведные [приносящие выздоровление] заклинания!»[13]

Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада: «Мы обращаемся к другим, чтобы они читали нам рукъя-заклинания, лечимся лекарствами, принимаем меры, предостерегаясь от чего-то опасного. Разве эти вещи могут защитить нас от того, что уже определено Аллахом (Богом)?» Посланник Божий ответил: «Эти действия, поистине, и являются тем, что Им определено»[14]. То есть действия людские изначально известны Творцу: если человек поступает так — это определено так, а если — по-иному, то оно по-иному и определено. Выбор преодоления себя и влияния на обстоятельства (мыслями, словами и делами) человек делает сам! Исцеление же дается в результате врачевания, лечения. Если вы не следуете причинам, которые Им же, Богом, предоставлены, то нет повода исцелять вас, помогать вам, благословлять.

Также есть немало хадисов, в которых упомянуты формы-заклинания, применявшиеся пророком Мухаммадом.

Хадисы запрещающие рукъя-заклинания 

Хадис от Ибн Мас‘уда гласит: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с порицанием (макрух) относился к десяти вещам», среди которых упоминается «заклинание (заговор) чем-либо помимо последних трех сур». Данный хадис присутствует в сводах Ахмада, Абу Дауда и ан-Насаи. Однако имам аль-Бухари говорил о недостоверности этого хадиса. Имам ат-Табари утверждал: «Данный хадис не может использоваться в качестве аргумента, он не имеет канонической силы, так как передававший его (от Ибн Мас‘уда) неизвестен». Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни говорил: «Даже если предположить, что этот хадис достоверен, он все равно будет отменен (мансух), например, достоверным хадисом о разрешенности рукъя-заклинания первой сурой Корана»[15].

Есть несколько хадисов, в которых упоминается, что Пророк запрещал применение рукъя-заклинаний, видя в некоторых из них проявления язычества[16]. Но когда люди приходили и говорили о своих формах рукъя-заклинаний, ставших причиной защиты или исцеления для них, он (да благословит его Всевышний и приветствует) выслушивал и, если была необходимость, поправлял или в полной мере разрешал, не видя противоречий с верой[17]. Затем восклицал: «Кто из вас в состоянии быть полезным брату своему, тот пусть будет таковым (пусть приносит пользу)!»[18]

Есть хадис, в котором говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (укуса ядовитого животного; хумма) и язвы (незаживающей раны, сыпи)»[19]. Все исламские богословы, с учетом других достоверных хадисов, давали следующее пояснение: «Это не говорит о том, что заклинания и заговоры ограничены только перечисленными тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, и рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях»[20]. Имам ан-Навави, например, говорил: «Хадис о том, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил применение рукъя-заклинаний в трех случаях, не ограничивает возможность их применения. Данное утверждение было ответом на вопрос. Если бы спросили о чем-то другом, то было бы разрешение и относительно него. Ведь Пророк разрешал применение рукъя и в других случаях, а также сам применял не только в этих трех»[21].

Касательно запретов, упоминаемых в отдельных хадисах по этой теме, исламские богословы, с учетом большого числа достоверных хадисов, давали следующие пояснения:

— запреты действовали на начальном этапе и в качестве профилактики от различных форм язычества;

— запреты касались тех заклинаний, которые были непонятны по смыслу и содержанию, во избежание непреднамеренного проговаривания языческих формулировок. Что же касается рукъя-заклинаний аятами Корана или оставленными Пророком формулами и молитвами, то это не только разрешено, но и является сунной[22];

— возможно также, что посланник Всевышнего запрещал тем людям или группам людей, которые по неграмотности считали, что именно заклинания и заговоры исцеляют их, а не Всевышний Творец[23].

Условия применения рукъя-заклинаний

Ученые-богословы единодушны, что для канонической допустимости (машру‘) применения рукъя-заклинания необходимо наличие трех условий:

а) в тексте заклинания должны присутствовать аяты из Священного Писания, имена Всевышнего или Его качества[24];

б) они должны читаться на арабском языке или ином, но так, чтобы смысл был понятен[25];

в) необходимо твердо понимать, что рукъя-заклинание — это всего лишь причина, изъявление стремления освободиться от недуга и своего рода просьба об этом к Всевышнему, результат же происходит по Его воле и Его велению[26].

Важное дополнение:

Есть два хадиса, которые при подстрочном и не тщательно выверенном переводе на русский язык, без необходимого богословского сопоставления с другими хадисами по данной теме, понимаются и трактуются неправильно и ошибочно. Остановимся на этом подробнее.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто просит сделать ему прижигание или просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Бога)»[27]. «Конечно, лучше уметь полагаться на Всевышнего (первоначально сделав все, что в наших силах), чем просить кого-то о лечебном прижигании или о чтении заклинаний-молитв», — может сказать прочитавший этот хадис.

Также посланник Всевышнего оповестил: «В Судный День рядом с некоторыми пророками будет только один-два человека, а порой и ни одного. Мне была показана площадь Суда. Я увидел невероятно большое скопление людей и спросил: «Это мои последователи?» В ответ прозвучало: «Нет. Это Муса (Моисей) со своими последователями. Посмотри на ту сторону горизонта, а теперь на другую. Все это огромное количество людей — твои последователи, твоя умма. Из их числа семьдесят тысяч войдут в Рай без расчета [без Суда, прямиком в райскую обитель]. Они те [верующие], которые игнорировали плохие предзнаменования и приметы, не просили о прижигании, не просили читать им формулы-заклинания и полагались на Господа своего [делая при этом все от себя зависящее]»[28].

Некоторые поясняли: «Если человек просит у кого-то чтения на него рукъя-заклинаний для освобождения от сглаза, от влияния джиннов или колдовства, то он тем самым выводит себя из списка упомянутых семидесяти тысяч».

Другие сказали: «Данные хадисы касаются тех, кто по каждому поводу обращается за помощью к людям, читающим или пишущим рукъя-заклинания».

В некоторых хадисах говорится о разрешенности рукъя-заклинаний, в других — о нежелательности или запретности. И тех, и других хадисов немало. Сочетание их и одновременное практическое применение состоят в следующем:

1. Нежелательным (макрух) в рукъя-заклинаниях является то, что произносится не на арабском языке и без упоминания имен Всевышнего и качеств Его.

2. Недопустимым является ожидание помощи от самих талисманов или заклинаний, то есть когда человек начинает полагаться на эти вещи, а не на Бога. Именно это подразумевается в словах Пророка: «кто просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Бога[29])».

3. Нет какой-либо нежелательности, когда рукъя-заклинания представляют собою (письменное или устное) удаление от различных форм зла посредством чтения коранических аятов, упоминания имен Всевышнего и качеств Его, а также все то, что применялось Пророком, сподвижниками его и учеными[30].

4. Что же касается хадисов, в которых говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (укуса ядовитого животного; хумма) и язвы (незаживающей раны, сыпи)», то это не означает, что возможность применения заклинаний и заговоров ограничена только этими тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, а рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях. Ведь пророк Мухаммад неоднократно советовал сподвижникам своим применять рукъя-заклинания в качестве одной из форм лечения, сам лечил таким способом некоторых сподвижников, а также немало слышал о применявшихся ими заклинаниях и не запрещал использование этого[31].

Осмелюсь заметить, умение полагаться на Творца (навык на уровне отношения к происходящему и его восприятия, умение отдать Богу даже очень важное, сделав все от себя зависящее, а также то, что поначалу казалось сложным и невозможным, но через преодоление страха и лени, через жесткую пошаговую самодисциплину было реализовано); умение отдать Богу — это очень высокий уровень самовоспитания и самообладания; непростое качество, вырабатываемое хорошими знаниями и многолетней практикой. Комментарии были разные, но наиболее вероятно и очевидно, что приведенные хадисы не говорят о недозволенности или нежелательности рукъя-заклинаний, а подчеркивают необходимость высокой степени практической живой набожности и независимости от кого-либо, кроме Бога, когда человек на всех уровнях души, осознания и ощущений полагается на Него, при этом совершая все, что в его силах, самостоятельно, никого ни о чем не прося. Например, он сам для себя читает рукъя-заклинания, когда есть такая необходимость[32].

О применительности и канонической дозволенности (машру‘) рукъя-заклинаний говорили такие великие ученые, как аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха‘и, аз-Зухри, ас-Саври, имамы четырех мазхабов — Абу Ханифа, аш-Шафи‘и, Малик, Ахмад ибн Ханбаль и многие-многие другие.

В заключение приведу очень полезные, на мой взгляд, слова имама аль-Хаттаби: «Рукъя-заклинание (заговор), о котором упоминал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — это то, что состоит из отдельных аятов Корана, формул восхваления и упоминания Всевышнего; то, что проговаривается набожными людьми, имеющими чистые души. Это есть духовное целительство, которое преобладало во времена благочестивого поколения прошлого. Но когда стало все сложнее и сложнее найти такого рода праведников, люди начали обращать свои взоры на физические (хирургические) вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно «увидеть и потрогать». Действенность духовного целительства становилась все менее эффективной, так как были потеряны смыслы, содержание, суть данной формы целительства, потеряна благодать (баракят) близких ко Всевышнему целителей-заклинателей.

Запретным же в данной области целительства являются заклинания колдунов, тех, кто говорит, что подчинил себе джиннов»[33].

Ответы на вопросы о рукъя-заклинаниях

Если человек занимается целительством, в том числе с помощью чтения Корана или каких-либо молитвенных формул, удаляет ли он себя от беспрепятственного вхождения в Рай? Вычеркивает ли из числа тех семидесяти тысяч, что были упомянуты в хадисе?

Конечно же нет. Человек умело помогает другим, чем заслуживает все большего внимания Всевышнего к себе. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) делал другим прижигание (о котором упоминается в хадисе о семидесяти тысячах), например, для остановки кровотечения[34].

Когда проговаривают молитвенные формулы-заклинания, порой дуют на чувствующего недомогание, а иногда даже плюют. Что вернее?

Дутье (сплевывание, выдыхание) во время или по завершении молитвы-заклинания отличается от сплевывания через левое плечо, когда проснулся от страшного сна[35]. Выдыхание, дутье в случае с заклинаниями — это одна из форм доведения до человека благодатности (баракята) прочитываемых формул, в том числе и той влажностью[36], что исходит от заклинателя[37].

Можно ли идти к целителю-немусульманину, если нет возможности найти мусульманина и знаешь, что именно этот человек лечит такого рода заболевания?

От имама Малика, например, передается, что допустимо (джаваз) читать для мусульманина рукъя-заклинания христианину или иудею, если те используют при этом их Священные Писания. В то же время передаются и такие слова имама Малика: «Я с нежелательностью (макрух) отношусь к заклинаниям людей Писания. Мы не знаем, Писанием ли они лечат или колдовством»[38].

Имам ан-Навави писал: «Праведный халиф Абу Бакр считал допустимым, дозволенным рукъя-заклинания людей Писания. Имам Малик говорил о нежелательности, так как опасался применения ими безбожных, колдовских формул-заклинаний»[39].

У имама аш-Шафи‘и спросили о допустимости рукъя-заклинаний людей Писания для мусульман. Великий имам ответил: «Да, допускается, если они делают это, используя Священные Писания и упоминая Всевышнего. А чем это можно обосновать? Тем, например, что мы достоверно знаем, как однажды Абу Бакр зашел к ‘Аише, когда она приболела, и увидел у нее иудейку, читающую формулы-заклинания[40]. Он сказал, обращаясь к женщине: «Делай это с использованием молитвенных формул из Священного Писания». Имаму аш-Шафи‘и заметили: «Но мы относимся к этому с опасением». Он ответил: «Почему же? Вы ведь знаете, что сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) не относились к этому с порицанием. Аллах разрешил нам их пищу, а также женитьбу на целомудренных христианках и иудейках. Я не думаю, что спрашиваемое вами (допустимость рукъя-заклинаний людей Писания) далеко от этого, если они лечат с использованием текста Священных Писаний»[41].

Какие формулы-заклинания вы посоветовали бы? 

Помимо того что было ранее упомянуто[42], в хадисах приводятся, например, следующие формулы:

(1)

Транслитерация:

Аллаахумма раббан-наас, музхибаль-бэ’с, ишфи анташ-шаафи, шифааэн ляя югаадиру сакама.

اَللَّهُمَّ رَبَّ النَّاس. مُذْهِبَ الْبَأْسِ. إِشْفِ أَنْتَ الشَّافِي. شِفَاءً لا يُغَادِرُ سَقَمًا 

Перевод:

«О Аллах! О Господь людей! Ты удаляешь зло (вред, беду). Исцели, ведь истинным Целителем являешься именно Ты. Дай то исцеление, которое полностью уничтожит болезнь»[43].

(2)

Транслитерация:

Бисмил-ляяхи аркыыкя мин кулли шейин ю’зиикя, мин шарри кулли нафсин, ва ‘айнин хаасида. Аллааху яшфиикя.

بِسْمِ اللَّهِ أَرْقيِكَ مِنْ كُلِّ شَيْءٍ يُؤْذِيكَ. مِنْ شَرِّ كُلِّ نَفْسٍ. وَ عَيْنٍ حَاسِدَةٍ. اَللَّهُ يَشْفِيكَ.

Перевод:

«Именем Аллаха (Бога, Господа) заклинаю тебя от всего, что наносит тебе боль! От зла любой души и завистливых глаз. Всевышний исцелит тебя!»[44]

(3)

Положить руку на больное место. Сказать трижды «бисмил-ляяхь». После этого семь раз повторить

Транслитерация:

«а‘узу бил-ляхи ва кудратихи мин шарри ма аджиду ва ухаазир».

بِسْمِ اللَّهِ

أَعُوذُ بِاللهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرِّ مَا أَجِدُ وَأُحَاذِرُ

Перевод:

«Именем Аллаха (Бога, Господа). Я удаляюсь с помощью Бога и Его силы (мощи, могущества) от зла того, что чувствую и чего опасаюсь (остерегаюсь)!»[45]

(4)

Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передала, что, когда Пророк плохо себя чувствовал, ангел Джабраил (Гавриил) читал ему рукъя-заклинание:

Транслитерация:

«Бисмил-ляяхи юбриикь. Ва мин кулли даа’ин яшфиикь. Ва мин шарри хаасидин иза хасад. Ва шарри кулли зи ‘айн».

بِاسْمِ اللهِ يُبْرِيكَ، وَمِنْ كُلِّ دَاءٍ يَشْفِيكَ، وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ، وَشَرِّ كُلِّ ذِي عَيْنٍ

 

Перевод:

«Именем Аллаха (Бога, Господа). Он исцелит тебя. Он вылечит тебя от всех болезней. И [защитит] от зла завидующего, когда тот завидует. И от зла всякого, кто может сглазить»[46].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Аль-му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 544, 545. Также см.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихъя’ ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 5. С. 293, 294.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1832, хадис № 5735; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 239, хадис № 5735.

[3] «В то же время это не говорит о том, что только данные суры удаляют от зла, а указывает на то, что эти суры имеют смысловую и сакральную особенность», — уточняли они. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 239.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1832, хадис № 5735.

В своде хадисов имама Абу Дауда в начале данного хадиса есть слова ‘Аиши: «Когда Пророк плохо себя чувствовал, он читал удаляющие от зла суры и сплевывал [на руки, которыми обтирал все тело либо ту часть, где был недуг]». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 428, хадис № 3902, «сахих».

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 902, хадисы 50 и 51–(2192).

[5] В своде хадисов имама ат-Тирмизи уточняется, что они пришли ночью в числе тридцати человек и попросили, чтобы их приняли как гостей, но им отказали.

[6] В своде хадисов имама ат-Тирмизи говорится, что это был именно скорпион.

[7] В своде хадисов имама ан-Насаи уточняется, что сошлись они на тридцати баранах.

[8] В своде хадисов имама ат-Тирмизи говорится, что сура была прочитана семь раз.

Читающим суру и был сам Абу Са‘ид аль-Худри, повествующий эту историю. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 243.

[9] Пророк Мухаммад сказал это, чтобы показать отсутствие какой-либо сомнительности в данном вознаграждении. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 185.

[10] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671, хадис № 2276; там же. Т. 4. С. 1832, хадис № 5736; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571–577, хадис № 2276 и пояснение к нему; там же. Т. 13. С. 243, хадис № 5736; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 905, хадис № 65–(2201); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 970, глава № 31, хадис № 15; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 600, 601, хадисы № 2068, 2069, оба «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 211, хадис № 1528 и др.

[11] Имам ан-Навави говорил: «Сура «аль-Фатиха» является рукъя-заклинанием (наряду с другими формами ее благодатности). Поэтому желательно читать эту суру для тех, кого постиг вредоносный, ядовитый укус, а также для любого страдающего тем или иным недугом». См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 243.

[12] Число уточняется в одном из вариантов (риваятов) хадиса. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184.

[13] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184, глава № 48, хадис № 141, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 428, хадис № 3901, «сахих».

[14] Св. х. Ахмада. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 157, глава № 49, хадис № 49; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 601, хадис № 2070, «хасан сахих».

[15] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 239, 240.

[16] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т., 1991 (1997). Т. 13. С. 456, хадис № 6090.

[17] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т., 1991 (1997). Т. 13. С. 458, хадис № 6092; там же. Т. 13. С. 461, хадис № 6094; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 904, хадис № 64–(2200).

[18] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т., 1991 (1997). Т. 13. С. 457, хадис № 6091; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 904, хадисы № 61–63–(2199); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177, глава № 48, хадисы № 115, 117; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 969, 970, глава № 31, хадисы № 13, 14.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 903, хадис № 58–(2196); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 341, хадис № 2056, «сахих».

[20] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 178; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 240.

[21] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 185; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177.

[22] То есть применялось лично самим пророком Мухаммадом и поэтому желательно.

[23] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 169; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177.

[24] В рукъя-заклинаниях могут читаться не только аяты, имена Всевышнего или те формулы, что упомянуты в хадисах. Можно проговаривать и иные слова на родном языке. Главное, чтобы они имели благой смысл и не входили в противоречие с основами веры. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 178.

[25] Одно из ярких отличий сатанинского колдовства, которое категорически запретно, от целительного рукъя-заклинания, являющегося разрешенным и полезным по воле Творца, заключается в том, что в колдовской практике применяются странные формы или используются отдельные слова, отсутствующие в языке людей, непереводимые.

[26] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 240.

[27] Св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 452, хадис № 6087; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 341, хадис № 2055, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 518, хадис № 8507, «сахих».

[28] Полный текст хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1825, хадис № 5705; там же. Т. 4. С. 1836, хадис № 5752; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 448, хадис № 6084; там же. С 454, хадис № 6089.

[29] Верующие полагаются на Всевышнего, прилагая собственные усилия. То есть делают все, что в их силах и возможностях, а за результат не беспокоятся, уповая на Аллаха, Господа миров.

[30] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 390, пояснение к хадису № 5735.

[31] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 169.

[32] Обращаю ваше внимание, что в хадисе сказано «не просили других читать им формулы-заклинания и полагались на Господа своего». То есть, когда нужно было, сами себе читали необходимые молитвы, следуя действиям и примеру самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

[33] См.: См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 394, пояснение к хадису 5738.

[34] См., например: аль-‘Усеймин М. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 512–513. Подробнее см. в пояснениях ранее.

[35] Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон — от Бога. Плохой сон — от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет». Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.

Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.

[36] Лечащий молитвенными формулами не станет плевать на больного, но попадание частичек слюны или капель воды при резком выдыхании или, например, в случае с психически или морально тяжело больным возможно.

[37] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 242, пояснение к хадису № 5735.

Также см.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 390, пояснение к хадису № 5735.

[38] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 390, пояснение к хадису № 5735; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 181.

[39] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. С. 14. С. 169.

[40] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 390.

[41] См.: аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Основа]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990. Т. 7. С. 241.

[42] Например, сура «аль-Фатиха», три последние суры Священного Корана (112, 113, 114).

[43] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1834, хадисы № 5742 и 5743.

[44] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1473.

[45] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 905, хадис № 67– (2202).

[46] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 900, хадис № 39– (2185); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 168, хадис № 39–(2185).

Также см.:  ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 900, хадис № 40– (2186).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1