Шахматы и нарды

Игра в шахматы является ли харамом или нет?

Можно ли мусульманину (мусульманке) играть в шахматы?

Во-первых, необходимо сразу оговориться, что ни в Коране, ни в Сунне про шахматы ничего не сказано, в отличие, например, от игры в нарды[1].

Но в то же время об игре в шахматы упоминается даже в очень древних богословских трудах, так как мусульмане знали об этой игре еще во времена сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Например, рассказывается, что такие сподвижники Пророка, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Муса аль-Аш‘ари, Абу Са‘ид и ‘Аиша относились отрицательно к этой игре. Говорили, что играть в нее нежелательно (макрух). Ибн ‘Умар считал, что шахматы даже хуже, чем нарды. А от имама ‘Али ибн Абу Талиба передаются бескомпромиссные, безапелляционно порицающие высказывания относительно этой игры и играющих в нее. К примеру: «Однажды имам ‘Али проходил мимо группы людей, игравших в шахматы. Увидев их, он воскликнул: «Что это за статуэтки, над которыми вы так усердно работаете (которым вы полностью отдались)?!»

В то же время такие не менее известные ученые, как Абу Хурайра, Ибн Сирин[2], Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр[3], Са‘ид ибн аль-Мусайиб[4] и Са‘ид ибн Джубейр[5] разрешали играть в шахматы. Среди этих имен также упоминается имя Ибн ‘Аббаса.

Что касается хадисов о запретности игры в шахматы, то Ибн Кясир и другие богословы-мухаддисы говорили об их однозначной недостоверности и ложности[6].

Теперь обратимся к мнениям уважаемых богословов «золотых» веков иджтихада. Практически все ученые того времени говорили о запретности (макрух или харам) игры в шахматы[7]. Они проводили аналогию с нардами и поясняли, что это — иностранная игра, отвлекающая нас от важных и нужных дел[8].

Те же, кто говорил о допустимости этой игры, отмечали, что она отличается от нард. Если нарды — пустая игра, где все зависит от случая и удачи, то шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику.

В то же время все без исключения исламские богословы говорили, что любая игра, отвлекающая человека от своевременного выполнения одной из обязанностей (фард) пред Всевышним, пред семьей, родителями и т. д., становится однозначно запретной (харам), даже если о ее запретности нет прямого канонического повествования (хадиса)[9].

Рамадан аль-Буты, из числа авторитетных ученых ХХ века, например, говорил[10] о том, что, «если играть в шахматы в меру (по времени, которое тратится на это; по вниманию, что уделяется этому), то я не вижу чего-либо страшного. Считаю, что это допускается. Прямого текста о запретности шахмат в хадисах нет, в отличие от игры в нарды»[11].

Имам аль-Кардави также говорит о разрешенности игры в шахматы, но оговаривает необходимые при этом три условия:

1. Чтобы игра в шахматы не отвлекала человека от тех или иных обязательных дел, в том числе и от своевременного выполнения молитвы-намаза.

2. Чтобы игра не велась на деньги или иное вознаграждение, получаемое выигравшим.

3. Чтобы игрок оберегал свою речь от ругательств, грубостей и оскорблений[12].

Моей обязанностью пред Всевышним было последовательно изложить вам мнения ученых исламского богословия по данному вопросу. Что же касается того, как вам поступить в практическом плане, в немалой степени решать вам самим. Но видя, сколь мусульмане отстали во многих областях современной жизни и то, сколь немало у нас проблем, особенно у тех, которые прошли через тяжелейшие, хотя бы с психологической точки зрения ситуации, думаю, что предпочтение нужно отдать тому, что активно развивает и поднимает на новые уровни всестороннего благополучия и успеха[13].

И только Всевышнему ведомо все.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Играть в нарды канонически запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто играет в нарды, тот проявляет непокорность Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику». Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3762, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9007, «сахих».

В другом достоверном хадисе сказано: «Играющий в нарды подобен тому, кто опустил руку свою в мясо свиньи и ее кровь». Хадис от Бурейды; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 928, хадис № 10–(2260); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3763, «сахих».

[2] Ибн Сирин (таби‘ий) — один из богословов первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 4. С. 606.

[3] Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр родился в 61 г. по хиджре. Брал уроки у известных ученых-богословов первого поколения. Умер в Багдаде в 146 г. по хиджре. См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 6. С. 34.

[4] Са‘ид ибн аль-Мусайиб (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Родился примерно на второй год правления праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Умер в 93 г. по хиджре. См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 217.

[5] Са‘ид ибн Джубейр (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после пророка Мухаммада. Брал уроки у сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 321.

[6] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 10. С. 27, 28; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 6. С. 509.

[7] Большая часть ученых говорила о запретности (харам), а некоторые, например богословы-шафииты, сказали только о нежелательности (макрух танзихан). В некоторых трудах говорится о том, что имам аш-Шафи‘и разрешал играть в шахматы, обосновывая это отсутствием запрещающего хадиса и отличием игры в шахматы от игры в нарды. Но в то же время оговаривалось, что данная игра не несет явной пользы для жизни человека и его религиозности. Поэтому, даже если и допускается, все равно остается нежелательным.

[8] Учитывайте, что мусульмане того времени, особенно первых веков после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), очень сильно отличались от современных представителей Ислама. Они хорошо знали, что за столь короткую (в пятьдесят-шестьдесят лет) жизнь им нужно сделать много благого и полезного. Передать потомкам богатое духовное и интеллектуальное наследие прошлого, подняв его на очередной высокий уровень завтрашнего дня. Они очень дорожили временем, в отличие от нас, и в этом, на мой взгляд, одна из основных причин, по которой они не считали нужным отвлекаться на пустое и бесполезное.

Это именно то, что я увидел и понял, собирая материалы по данной теме.

[9] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2663; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 508, 509; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Стамбул: Кахраман, 1984. Т. 6. С. 394; Зафар Ахмад аль-‘Усмани. И‘ляу ас-сунан [Возвеличивание (возвышение) Сунны]. В 22 т. Карачи: аль-Кур’ан ва аль-‘улюм аль-исламия, 1415 по хиджре. Т. 17. С. 458, 459; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 4. С. 163, 164.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 199, 200.

[11] Осмелюсь заметить, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) такая игра, как нарды, имела место быть, и Пророк оговорил однозначный запрет относительно нее. А вот шахматы появились уже после смерти пророка Мухаммада, поэтому они никак не охарактеризованы в Сунне. Именно из-за этого ученые некоторым образом расходились во мнении: одни проводили сравнительную аналогию (кыяс) с нардами, а другие говорили, что шахматы в корне отличаются от игры в нарды и не могут сравниваться с ними.

[12] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 260, 261; аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб  аль-ислами, 1985. С. 272, 273.

[13] Рекомендую книгу Д. Колвина «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1