Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Шииты

Шиизм — одно из самых первых течений, появившихся в истории Ислама. Костяк данного течения составили те, кто утверждал, что исключительное первенство в вопросах власти принадлежит только роду пророка Мухаммада и первым среди них по значимости и святости является имам ‘Али ибн Абу Талиб[1]. Это течение появилось в конце правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана[2]. В период правления имама ‘Али, в бытность четвертым праведным халифом, данное течение активно росло и развивалось, используя высокий авторитет имама в народе и глубокое уважение к нему.

В период Омейядского халифата (41–132 гг. по хиджре, 661–750 гг. по григор.) приверженцы данного течения подверглись притеснениям со стороны правящих кругов, что поспособствовало увеличению их сторонников.

В последующие века данное разделение и обособление приобрело больше этнический окрас, а не религиозный. Наибольшее количество шиитов сейчас проживает в Иране и Азербайджане.

Основные отличия шиитов от сунитов в вопросах вероубеждения

1. Быть правителем (руководителем, имамом) – это не общественный выбор и мнение, а один из столпов религии, потому пророк Мухаммад обязан был оставить после себя преемника, который в свою очередь безгрешен, не имеет ни больших, ни малых грехов. И каждый очередной имам-руководитель (государственного масштаба) обязан оставлять после себя преемника, также непогрешимого;

2. Пророк Мухаммад определил таковым после себя имама ‘Али ибн Абу Талиба. Шииты в доказательство этого приводят различные тексты, которые на их взгляд являются достоверными, но по мнению всех остальных мусульманских ученых – выдуманы или недостоверны;

3. Имам ‘Али ибн Абу Талиб является лучшим творением Бога после пророка Мухаммада.

Среди шиитов есть как радикально настроенные против сподвижников пророка Мухаммада и всех несогласных с ними, так и умеренные. Умеренные говорят об особом привилегированном положении имама ‘Али, но при этом не объявляют безбожниками (кяфирами) или заблудшими (фасиками) сподвижников и всех несогласных с ними. А вот радикально настроенные далеко ушли в своих религиозных убеждениях, объявив великих сподвижников и несогласных с ними ученых безбожниками и заблудшими. Есть среди шиитов даже те, кто объявил имама ‘Али пророком. С течением веком это стало больше разделением между арабами и представителями персидской культуры. За фанатичной любовью к роду пророка Мухаммада скрылись этническое разделение и обособленность[3].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абуль-хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Хашимий аль-Курайший (умер в 40-м г. по хиджре, в 661-м по григорианскому календарю) — арабский политический и общественный деятель. Четвертый праведный халиф, правивший в 656–661 гг. Двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммада. Был предательски убит в мечети одним из хариджитов.

[2] Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Аффан аль-Омавий аль-Курайший (умер в 35-м г. по хиджре, в 656-м по григорианскому календарю) — арабский государственный и политический деятель, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, третий праведный халиф с 644 по 656 гг. При Усмане завершилось собрание письменного текста Корана в единую книгу.

Был женат на дочери пророка Мухаммада Рукайе, которая рано умерла от тяжелой болезни. После этого Пророк выдал замуж за ‘Усмана другую свою дочь, Умм Кульсум. Она умерла в 630 году, за два года до смерти своего отца.

[3] При написании материала основным моим источником стала книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1