Совершение сунны до и после фарда пятничного намаза (джума)

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Перед каждой обязательной молитвой-намазом [совершаются] два ракяата [сунны]»[1]. Пятничная относится к категории обязательных (фард).

Некоторые приводят в качестве аргумента хадис о том, что сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар «до двух ракяатов фарда пятничной молитвы молился много»[2]. Отдельные богословы, учитывая другие разные по степени достоверности хадисы, а также проводя аналогию с полуденной молитвой Зухр, трактуют это как «четыре ракяата сунны». Другие высказывают мнение, что здесь говорится о дополнительной молитве, которую Ибн ‘Умар совершал до наступления пятничной[3].

Один из хадисов в доказательство «после пятничной молитвы». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас совершил [два ракяата фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда пусть после этого совершит четыре [ракяата сунны]»[4].

В данном достоверном хадисе в повелительной форме говорится о четырех, и это – лучшее, наиболее полное соблюдение Сунны[5]. Можно совершить и два ракяата, что сам Пророк иногда делал[6]. Также желательно что-то сказать после ракяатов фарда (например, после приветствия по обе стороны прочитать краткую мольбу-ду‘а) либо хотя бы немного сместиться с того места, где были совершены фардовые ракяаты[7]. Можно и дома совершить эти ракяаты сунны, как иногда поступал Пророк[8], но следует учесть, что он жил в непосредственной близи к мечети.

Имам аль-Бухари, подчеркивая свое согласие с тем, что до двух ракяатов фарда и после желательно, в соответствии с Сунной, совершить сунну, назвал один из разделов в своем своде хадисов как «Молитва-намаз после джум‘а и до»[9]. Главное предположение именно такого названия – он, имам аль-Бухари, провел аналогию (кыяс) с полуденной молитвой Зухр[10].

В дополнение приведу один хадис о пятнице, в котором также упоминается совершение намаза до выхода имама на минбар для ведения проповеди: «Кто совершит полное омовение в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно и спокойно; зайдя в мечеть, совершит молитву[11], не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[12] одной недели»[13].

Да, есть мнения относительно чтения ракяатов сунны до и после двух ракяатов фарда пятничной молитвы. Если они обоснованы достоверной сунной и вы считаете одно из них наиболее приемлемым для вас, то это ваше право. Конечно же, лучше следовать одному мазхабу, делая по необходимости богословски обоснованные исключения лишь в отдельных случаях. Обращу ваше внимание на то, что мы говорим о ракяатах сунны, совершение которых не является обязательным (фард), а относится к желательному (сунна).

Мнение ханафитов

Мнение основной части богословов ханафитского мазхаба: четыре ракяата сунны до и четыре после[14].

Обоснование. Все те хадисы и комментарии к ним, что были приведены мною выше, а также практика Ибн Мас‘уда, упомянутая ниже.

Мнение шафиитов

Мнение основной части богословов шафиитского мазхаба: четыре ракяата сунны до и четыре после. В обоих случаях первые два из четырех относятся к обязательной сунне (сунна муаккяда), а вторые два – к желательной (сунна гайру муаккяда)[15].

Обоснование. Все те хадисы и комментарии к ним, что были приведены мною выше, а также практика Ибн Мас‘уда, упомянутая ниже.

В заключение темы считаю уместным упомянуть, что один из сподвижников пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд, относящийся к ученой части сподвижников и передавший от Пророка (да благословит его Господь и приветствует) немалое количество хадисов, совершал четыре ракяата сунны до двух ракяатов фарда пятничной молитвы, а также четыре после. И это весомый аргумент, так как в религиозной практике такие последователи, как Ибн Мас‘уд, ничего не выдумывали от себя, а строго следовали Сунне[16].

Подробнее о совершении пятничной молитвы-намаза, а также несколько богословских исследований, связанных с нею, читайте на umma.ru либо в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Тем, кому интересны богословские полемики, а также актуальные религиозные темы дня сегодняшнего, рекомендую прочитать мою книгу «Как увидеть Рай?»

 

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Абдуллы ибн Зубайра; св. х. ад-Дара Кутни, Ибн ‘Удийя, Ибн Хаббана и ат-Табарани. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 6. С. 208, хадис № 2455, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 492, хадис № 8057, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 542.

[2] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1128, «сахих».

[3] Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 541.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 67–(881); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 168, хадис № 67–(881); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 722, «сахих»; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1262; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 646, хадис № 16/427.

В другом достоверном хадисе сказано: «Если собираетесь молиться после [двух ракяатов фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда совершите четыре [ракяата сунны]». См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадисы № 68–(881) и 69–(881); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1131, «сахих».

[5] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 647.

[6] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 169, пояснение к хадисам № 67–69 (881) и 70 (882).

[7] См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 73–(883); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 170, 171, хадис № 73 (883) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1129, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 647, 648, хадис № 17/428 и пояснение к нему.

[8] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1132, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 169, хадис № 71–(882); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1263.

[9] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278.

О богословской обоснованности такого названия см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 540–542, пояснение к хадису № 937.

[10] Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 541.

[11] Здесь подразумеваются в том числе и четыре (два) ракяата сунны, совершаемые до ракяатов фарда пятничной молитвы. См., например: Аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 3. С. 1029, пояснение к хадису № 1381.

[12] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисе. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 473; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 250.

[13] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В. 8 т. Т. 3. С. 250, хадис  № 1192.

Также см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[14] См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 266; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 66.

[15] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 414.

[16] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 182, пояснение к хадису № 522; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 297; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 414.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1