Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?
Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом – нет, не стоит.
Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[1].
Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[2]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.
Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[3], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[4], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.
Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.
Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[5].
Может ли женщина:
Пользоваться благовониями непосредственно перед намазом, идя в мечеть и т. п., но не для того чтобы соблазнять, а для себя?
Пользоваться молочком для тела, маслом для тела, в состав которых входит спирт — когда и в каких случаях? Не для того чтобы соблазнять, а для себя. Запах молочка или масла через короткое время после применения выветривается и остается очень легкое благоухание, которое можно почувствовать только лишь при близком контакте.
Можно ли молиться, ходить в мечеть в красном или ярком?
1. Лучше для улицы благовония не использовать, кроме как в малом количестве, когда аромат будете ощущать лишь вы сами. Правильным будет пользоваться ими только дома, в кругу домочадцев и родных. Но замечу, что запах чистоты и свежести всегда актуален как для мужчины-мусульманина, так и для девушки, женщины-мусульманки. Сопровождающий вас шлейф дорогих духов — это для дома и семейного круга, а для всего остального — аромат чистоты и свежести, которые являются проявлением веры мусульманки (мусульманина). И здесь использование молочка для тела и легкий аромат парфюма могут быть очень кстати. Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[6]. Согласитесь, что сегодняшние возможности поддержания чистоты тела и одежды огромны и многообразны.
2. Количество спирта ничтожно мало, к тому же он мгновенно испаряется, приятный запах еле ощутим, поэтому заострять внимания на этом совершенно не стоит.
3. Можно, но желательно исключить ярко-красный и желтый цвета. Придерживайтесь умеренности, но не забывайте об удобстве и стиле.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.
[2] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.
[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.
[4] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.
[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.
[6] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».