Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Спиртосодержащая парфюмерия

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом – нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[1].

Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[2]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.

Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[3], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[4], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[5].

Может ли женщина:

Пользоваться благовониями непосредственно перед намазом, идя в мечеть и т. п., но не для того чтобы соблазнять, а для себя?

Пользоваться молочком для тела, маслом для тела, в состав которых входит спирт — когда и в каких случаях? Не для того чтобы соблазнять, а для себя. Запах молочка или масла через короткое время после применения выветривается и остается очень легкое благоухание, которое можно почувствовать только лишь при близком контакте.

Можно ли молиться, ходить в мечеть в красном или ярком?

1. Лучше для улицы благовония не использовать, кроме как в малом количестве, когда аромат будете ощущать лишь вы сами. Правильным будет пользоваться ими только дома, в кругу домочадцев и родных. Но замечу, что запах чистоты и свежести всегда актуален как для мужчины-мусульманина, так и для девушки, женщины-мусульманки. Сопровождающий вас шлейф дорогих духов — это для дома и семейного круга, а для всего остального — аромат чистоты и свежести, которые являются проявлением веры мусульманки (мусульманина). И здесь использование молочка для тела и легкий аромат парфюма могут быть очень кстати. Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[6]. Согласитесь, что сегодняшние возможности поддержания чистоты тела и одежды огромны и многообразны.

2. Количество спирта ничтожно мало, к тому же он мгновенно испаряется, приятный запах еле ощутим, поэтому заострять внимания на этом совершенно не стоит.

3. Можно, но желательно исключить ярко-красный и желтый цвета. Придерживайтесь умеренности, но не забывайте об удобстве и стиле.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[2] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[4] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[6] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1