Тахаттум (араб. تختم) — надевать кольцо с целью украшения себя.
Кому дозволяется носить кольцо, изготовленное из золота?
Женщинам, согласно единогласному мнению ученых-богословов в этом вопросе. Им также разрешены другие виды украшений, изготовленные из золота. Что касается мужчин, то им, по единогласному мнению ученых-богословов, подобное не разрешается (харам). Это подтверждается изречением пророка Мухаммада.
Дозволительно ли надевать на несовершеннолетних детей золотые украшения?
По мнению большинства ученых, подобное действие относится к категории нежелательных (макрух), а по мнению некоторых, даже к категории недозволительных (харам) действий. Ответственность перед Всевышним за подобное действие возлагается на родителей или опекуна несовершеннолетнего ребенка.
Ученые-шафииты высказались иначе. Согласно их мнению, несовершеннолетние дети в подобном вопросе имеют такой же статус, как и женщины. Поэтому их родители или опекуны могут надевать на них украшения из золота или серебра, как в праздничные дни, так и в обычные.
Кому дозволяется носить кольцо, изготовленное из серебра?
Женщинам, согласно единогласному мнению ученых-богословов в этом вопросе. Им также разрешены другие виды украшений, изготовленные из серебра.
Мужчинам, так же как и женщинам, по единогласному мнению ученых-богословов, дозволяется подобное.
Ученые-ханафиты едины с остальными учеными относительно дозволенности этого. Однако добавили, что носить серебряный перстень является желательным (сунна) только той категории людей, которая имеет потребность в нем, например, правители. В случае отсутствия потребности в нем, по их мнению, желательно воздержаться от его ношения.
Дозволяется ли мужчинам носитьльцо, изготовленное из других драгоценных металлов?
По мнению некоторых ученых-богословов, подобное относится к категории нежелательных (макрух) действий.
Где дозволяется носить кольцо?
Женщинам, по единогласному мнению богословов, на любом пальце руки или ноги, а также на любой части тела.
Относительно мужчин в этом вопросе ученые-богословы высказались по-разному. Так, например, ученые-ханафиты и некоторые другие высказались в пользу дозволенности ношения на мизинце левой руки. Ученые-шафииты также высказались в пользу дозволенности этого на мизинце, но как на правой руке, так и на левой.
Какой вес кольца дозволяется носить мужчинам?
По мнению ученых-ханафитов, вес кольца не должен превышать одного мискаля (то есть 4,25 г), а по мнению некоторых других, допускается и более того.
Дозволяется ли мужчинам носить серебряное кольцо с драгоценной вставкой?
По мнению большинства ученых-богословов, подобное дозволяется. Так, например, ученые-ханафиты высказались в пользу дозволенности наличия драгоценного камня (халцедон, бирюза, яхонт и т. д.) на серебряном кольце, предназначенном для мужчин.
Кстати, по мнению большинства ученых, во время совершения малого (вуду’) омовения или большого (гусль) необходимо, чтобы кожа под кольцом была промыта, поэтому при омовении кольцо необходимо смещать либо вовсе временно снимать[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тахаттум // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 21–32.
Человек, ты, усердно трудясь (прикладывая усилия) [направляешься] к Господу своему [непрерывно движешься к смерти] и встретишься с этим [со всем тем, на что тратил свои силы, средства и время, увидишь воочию результат трудов] (Св. Коран, 84:6).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю Каабы и цитирует хадис на эту тему. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о камне со следами пророка Ибрахима (Авраама) и цитирует хадис на эту тему. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 22:27 и рассказывает историю восстановления Каабы пророком Ибрахимом (Авраамом). Слушать и скачать можно в статье