Пророк Мухаммад сказал: «Терпение [терпеливое и спокойное преодоление жизненных трудностей, когда не жалуясь и не ноя делаешь все возможное, вообразимое и невообразимое, а в остальном уповаешь на Божью милость и Божественное благословение] — это яркий свет [который открывает перед человеком абсолютно новые и по-иному незаметные, но очень высокие и выгодные перспективы земного и вечного великолепия]»[1].
Когда критические ситуации становятся все более сложными и запутанными; когда трудности следуют друг за другом; когда ночная темень кажется бесконечной… только лишь терпение (с благословения Всевышнего) сможет осветить жизнь, помочь, защищая от неопределенности, растерянности и отчаяния. Умение проявлять разумную и уместную терпеливость — важное преимущество и качество верующего, на котором он должен выстраивать свои дела и надежды.
Большинство людей понимают пользу терпения, но в самый важный момент забывают о нем, чем искусственно вызывают осложнение обстоятельств, усугубляют проблемы. Почему так происходит? Теоретическое знание — это еще далеко не осознание, а тем более не применение. Разумное терпеливое отношение к обстоятельствам должно прививаться и войти в привычку, тогда в нужный момент оно само собой сработает и даст о себе знать. Но это — ежедневный кропотливый труд на протяжении лет.
Верующий должен приучить себя не раздражаться от неожиданно появляющегося груза на его плечах. Сколь бы ни были страшны проблемы, ему полезно научить себя стоять лицом к лицу с ними; с сердцем, в котором не появляются опасения или подозрения; с разумом, в который не проникает тоска и печаль. Сколь бы отдаленным ни был результат наших усилий, нужно постараться дождаться его, дойти до него. Даже если на небосклоне жизни собрались тучи, не стоит отчаиваться в том, что признаки хорошей погоды вот-вот проявятся. Ведь мудрое отношение к жизни требует именно такого подхода: неустанное движение к цели, молча, с чувством спокойствия и с уверенностью в положительном результате.
Но терпеть — не значит бездействовать многие месяцы и годы, а затем в результате бессмысленной траты времени и средств столкнуться с новыми неприятностями и продолжить проявлять «терпение ради Аллаха». Человек не проявил терпения в постоянстве усилий, ведущих к цели, поэтому возникшие проблемы это не «испытание верующему», а «наказание бездельнику» за бессмысленное времяпровождение и в предупреждение одуматься. Важно целенаправленно жить, а столкнувшись с неприятностью, сделать все, чтобы обойти ее с минимальными потерями, без «осадка» в душе.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».