Когда человек осознанно становится мусульманином, начинает соблюдать религиозную практику, в его жизни могут возникать трудности, связанные с непониманием со стороны родственников, коллег и знакомых. Поэтому новообращенному мусульманину важно подходить ко всему постепенно и без максимализма. Сам Ислам формировался на протяжении многих лет. Все запреты Господь миров вводил через Своего заключительного посланника поэтапно, в течение 23 лет.
Своим читателям мы рекомендуем знакомиться с Исламом через наш сайт, где, начиная с 1999 года, собрано много тысяч материалов в виде текстового, аудио- и видеоконтента на самые разные темы.
Вопросы новообращенных мусульман
Я работаю дизайнером, – пишет Анастасия, – разрабатываем разную продукцию. В том числе и упаковку. Скажите, пожалуйста, можно ли мне участвовать в разработке упаковки для явно запретных продуктов (например, алкогольных напитков)?
На наш взгляд, нежелательно (в определенной степени запретно), так как в таком случае вы невольно соучаствуете в греховном деле. Постарайтесь, чтобы та часть работы, которую вы выполняете в дизайнерском бюро, не была связана с разработкой дизайна для спиртных напитков и сигарет. Наверняка этим могли бы заняться другие ваши коллеги, а вы бы разрабатывали, к примеру, дизайн для продуктов питания, упаковок детских игрушек и т.п. Хорошо, что вы задумываетесь над такими вопросами, дай вам Бог сил и мудрости, чтобы преодолеть эти временные трудности, сохранить любимую работу и поступать так, как велит вам ваша совесть!
До тех пор пока я не смогу принять Ислам, я хотела бы искупить свои грехи. Я очень много грешила, и мне ужасно стыдно. Это мучает меня ежедневно. Я не знаю, как можно все это исправить, как можно очиститься от этого ужаса перед тем, как стать мусульманкой официально?
Посланник Всевышнего передал следующие слова Господа миров:
«Творец сказал: «О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня [о прощении с сильным и искренним желанием], Я буду прощать тебе, несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе несмотря ни на что! О сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, которым можно заполнить всю эту Землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего [то есть по количеству ошибок твоих и промахов]!»[1]
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «[Во вневременном пространстве] Сатана закричал: «Клянусь Твоим могуществом, о Господи! Я буду сводить людей с пути [праведности и покорности Тебе, ввергать их в пучину сомнений, заблуждений и грехов] и не оставлю их в покое, доколе души не покинут тела! [До последнего мгновения их жизни!]» Господь миров [не ограниченный ни местом, ни временем, управляющий всем и вся] сказал: «Клянусь могуществом Своим и величием! До тех пор пока люди будут просить у Меня прощение [и раскаиваться в совершенных проступках, исправляя то, что можно поправить], Я буду прощать им!»[2]
Ко всему прочему, естественное и гармоничное становление верующим подчищает прошлое человека и является своего рода вторым рождением, началом новой жизни. Посланник Всевышнего говорил: «Если становится мусульманином [покорным Богу, соглашаясь с постулатами веры и религиозной практики] кто-либо из людей [мужчина или женщина], притом что данный шаг является хорошим преобразованием для него [нравственные ценности, мысли, устремления, слова, поступки – все это постепенно изменяется в положительную сторону, происходит своего рода гармоничный позитивный рост внутри и извне], тогда Всевышний прощает ему ранее совершенные грехи. Воздаяние, а также возмездие [на последующие годы осознанного бытия мусульманином] Господь миров определяет для него следующим образом: за единицу благого – десятикратное воздаяние, которое может удвоиться семьсот раз, а за единицу греха – равное ей возмездие, кроме случая когда Всевышний простит ему [в результате исправления ошибки, греха, а также – раскаяния]» [3].
С некоторых пор я интересуюсь исламской верой. Около года назад я начала общаться с мусульманами. Мне очень приятно общаться с этими людьми, порой мне кажется, что общение с ними дает мне душевное равновесие. Я очень часто советуюсь с ними по разным вопросам, и их советы мне морально помогают воспринимать в положительном ключе эту порой жестокую жизнь и людей, поведения которых я не понимаю. Как не впитывать всю отрицательную энергию в себя, причем эту энергию можно получить где угодно: в общественном транспорте от просто ругающихся людей, на работе от сплетен и т.д. Многие мои знакомые и даже родственники смеются над моим интересом к Исламу. Возможно, я просто запуталась в себе, но я не знаю, что мне делать и как себя вести?
Как вести себя? Думаю – обычно и естественно, ведя своего рода диалог-обращение к Создателю, моля Его о гармонии с самим собой, окружающими нас людьми и развивающимся рядом с нами миром.
Я хочу принять Ислам, однако не знаю родного языка. С чего начать?
Не тревожьтесь, ведь верить – так легко и естественно. Веру не могут ограничить ни языки, ни территории, ни отрицательность сильных мира сего. Вера бесконечна и вечна, но вместе с этим человеческое сердце – тот сосуд, который способен вместить это огромное, прекрасное, величественное чувство.
В духовном росте будьте последовательны и постепенны.
Родители и принятие Ислама
Недавно я приняла Ислам. Я шла к Исламу очень долго, и моя вера очень дорога для меня. Мой муж горячо поддерживает, хотя сам пока свидетельства не произносил. А вот мать отреклась от меня. Произнесла слова проклятий неоднократно. И через некоторое время даже вынесла мои вещи из своей квартиры, принесла их к нашему порогу, на мою просьбу зайти в дом отказалась, еще раз наговорила множество злых слов в мой адрес, повернулась и ушла. После этого даже не звонит. Права ли я в том, что не побежала за ней, не стала унижаться и уговаривать ее? Я была абсолютно спокойна. Сама этому удивилась! Господь творит чудеса в душах и умах наших.
Вниманием и подарком (подарками) постепенно снимите с ее души этот негатив и озлобленность. Будьте внимательны к тому, о чем и как ее информировать. Пожилые люди крайне чувствительны.
Советую вам спокойнее воспринимать всплески ваших религиозных чувств и эмоций, анализируйте свое поведение взглядом на себя со стороны.
Я недавно приняла Ислам, взяла также мусульманское имя. И, конечно же, хочу, чтобы мое новое имя признали все, то есть зарегистрировать его в паспорте. Что мне для этого нужно сделать? Нужно ли разрешение родителей, так как я несовершеннолетняя?
Конечно, с родителями посоветоваться надо. Уважение и почтительное отношение к родителям являются одним из важных моральных ценностей Ислама. Им необходимо очень мягко и убедительно объяснить мотивы и значение вашего шага, доказать, что принятие вами Ислама – не катастрофа для них, что отношения с ними, любовь к ним остаются прежними.
Я русская, приняла Ислам три года назад, – отмечает Марина, – но соблюдаю все периодами. В моей жизни все не по религии: работа, одежда, учеба, родители. Дома все категорически против моей веры. Что мне делать?
Не стоит все так усложнять. Вы еще молоды, и переход от юношества к взрослой осознанности, зрелости и мудрости еще не завершился.
Приумножайте свои профессиональные познания и будьте искренним и любящим своих родителей ребенком. Пусть эта любовь будет выстроена на любви к Создателю.
У меня верующая семья, – пишет школьница Катя, – но больше года назад я задумалась об Исламе. Прочитала достаточно литературы, для того чтобы изменить свое мировоззрение и принять Ислам. Живу с родителями, хожу в школу, поэтому у меня нет возможности надевать платок и совершать молитву, хотя я стараюсь хоть немного соблюдать обязательное: не ем свинину, не употребляю алкоголя, каждый раз перед сном молюсь (но на русском языке) и прошу укрепить мою веру.
Учитесь, всесторонне просвещайтесь, любите и уважайте своих родителей, ставьте перед собой благородные цели и задачи и достигайте их усилиями, упорством, трудом и молитвой.
Все окружающие меня люди против моей веры, даже родители, и мне приходится скрывать ее от окружающих (т.к. в некоторых случаях мне даже угрожали лишением жизни), но я нисколько не собираюсь уступать им. С тех пор как я приняла Ислам, прошел год, и весь этот год я борюсь за свое вероубеждение. Но мне так трудно одной, я не очень много знаю об Исламе. Посоветуйте мне, пожалуйста, что делать с окружающими, как им объяснить все величие Ислама?
Когда вы станете олицетворением успеха, порядочности, вежливости, любви во имя Всевышнего, усидчивости и грамотности, тогда атмосфера, которая образуется вокруг вас, начнет положительно влиять и на окружающих. Они перестанут видеть в вас «непримиримого борца», а найдут порядочного и надежного человека. Но, прежде чем это случится, предстоят многие годы работы над собой.
Изменяясь и совершенствуясь, вы увидите, что изменяется вслед за вами и окружающий вас мирок, обстоятельства, круг людей, коллеги, соседи. Бог вам в помощь.
Я год назад приняла Ислам, начала соблюдать религиозную практику. Все это скрытно от моих родителей-христиан. Все время я понимала, что эта ложь губительна для меня как мусульманки. Родители просто предупредили меня, что если я приму Ислам, то они выгонят меня. Я ушла из дома. Стараюсь еще больше следовать заветам Бога. Уже (слава Богу) надела хиджаб. Я единственный ребенок в семье. Их маленькая дочурка. Я тоже страдаю непосильно, порой боль моя мне кажется почти физической. Как мне наладить с ними отношения, не идя против явных законов Ислама? Может, я спешу либо неправильно действую?
Кто-то поспособствовал вашему становлению мусульманкой, но сам не понимал, что это такое, потому и не научил вас. Вы имеете веру, но не умеете ею пользоваться, не умеете делать жизнь светлой и счастливой. Вы «закрыли все шторы на окнах» и «ради Аллаха» сидите в темноте, боясь посмотреть на свет. Вас насытили терминами (отдельные из которых мы удалили из вашего письма), хотя не научили понимать их, проецировать на жизнь и применять. Но вы не одиноки в данной проблеме, поэтому излишне не беспокойтесь.
Оживите духовно, возлюбите ради Всевышнего своих близких и родных и возвращайтесь домой. Прислушайтесь к своим маме и папе, найдите золотую середину компромисса.
Это невежество, когда человек рубит себе кисть ради высоких целей или с именем Творца. Героизм же – когда человек умеет использовать сохраненную во имя Всевышнего кисть в многочисленных благих поступках и делах, выполняя это на протяжении всей жизни. Часто люди путают «Божий дар с яичницей», особенно начитавшись сухой переводной литературы и не поняв, что же там на самом деле имелось в виду.
Брак и принятие Ислама
Приняли ли в итоге жены-немусульманки пророка Мухаммада Ислам? – вопрошает Искандер.
Да, они приняли заключительное Божественное Откровение – Коран своим жизненным руководством и стали мусульманками. Важно четко понимать, что принятие Ислама касается не принуждения в этом, а просвещения и показательного примера. Обязательным условием, например для невесты-христианки, становление мусульманкой не является, но само собой проистекает из правильности и привлекательности постулатов веры ее жениха-мусульманина, конечно же, если он хоть что-то смыслит в них.
До того момента как мы познакомились, каждый из нас был в поиске. Я посещала церковь какое-то время, потом поняла, что мне этого недостаточно, стала искать дальше: у меня есть склонность к философии – я перечитала очень много всевозможной литературы. Мне кажется, я определила для себя направление, в котором хочу развиваться. Мой муж тоже определился в своем выборе – он принял Ислам. Он увещевал меня, я прочитала очень много исламской литературы и сейчас читаю, осмысленно интересуюсь этим вопросом. Я верю в Единого Бога, я полностью разделяю взгляды исламской культуры, но намерений принимать Ислам не имею. Моя жизненная цель – быть праведной женой, матерью, дочерью, а главное – цельной личностью (в это понятие я вкладываю очень много, поэтому, наверное, не смогу объяснить в нескольких словах). Я стараюсь приблизиться к идеалу, совершенствую себя каждый день, работаю над собой, хотя считаю этот процесс бесконечным, нужно себя совершенствовать ежесекундно во всем, начинать нужно со своих мыслей. Для моего мужа, безусловно, важно, чтобы я приняла Ислам, но для меня это непринципиально, мне кажется – гораздо важнее то, что у меня в душе, то, что у меня внутри, а не формальность этого процесса. Каждый сам отвечает за свои поступки и мысли. Я стремлюсь к высокой степени сознания, воспитываю себя. Очень люблю своего мужа, но у меня есть опасение: если учесть приказ второго праведного халифа ‘Умара (о разводе с теми женами из числа людей Писания, которые не стали мусульманками), наши пути могут разойтись, я очень переживаю по этому поводу. Правильно ли я поняла данное толкование?
Конечно, важна суть, важен смысл, начинка, понимание человеком себя, своей жизни, целей, приоритетов, но это не должно превратиться в огромный философский знак вопроса и многоточие.
Многое ценное, важное, возлагающее на нас определенные обязательства, ответственность, но одновременно дарующее радость и красоту бытия, все то, что окружает нас в этом мироздании и называется «жизнь», обретает смысл именно в вере в Единственного Творца. Вам не хватает совсем немного, чуть-чуть до того, чтобы ваши долгие поиски, стремления, познания и самосовершенствование увенчались успехом. Больше прислушивайтесь к своему сердцу, и тогда для вас станет актуальным совсем другой призыв второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Всевышний): «Если кого-то из вас постигло чувство высокой благородной любви к брату по вере (в вашем случае – супруг), не относитесь к этому чувству легкомысленно (не думайте о плохом, не отягощайте себя домыслами). Держитесь за него (умейте прислушиваться к людям, которых любите), потому что оно (такое чувство) дается очень редко (мало кого постигает)» [4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 486, хадис № 1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 979, хадис № 3549.
[2] Св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 180.
[3] Хадис от Абу Саида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 133, хадис № 41, а также С. 135, хадис № 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 33, хадис № 438, «сахих».
[4] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 195, 196.