Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Урок № 7. С̣ад, д̣ад

Буква «сад»

Буква «с̣ад» обозначает сверхтвердый или эмфатический1 звук [с̣], который значительно тверже соответствующего русского согласного. Арабский согласный [с̣] напоминает русское твердое [с] в таких словах, как «ссылка», «сын», «высокий», но произносится с большим напряжением. Звук [с̣] является эмфатическим шумным зазубным фрикативным глухим согласным. При его артикуляции кончик языка слегка касается внутренней стороны нижних зубов, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. При артикуляции эмфатического [с̣] эта щель значительно уже, чем при простом [с]. Язык и весь речевой аппарат напряжены. Задняя часть языка максимально оттягивается к мягкому нёбу. Выдыхание воздуха происходит энергично. Согласный звук [c̣], являясь твердым, оказывает следующее влияние на соседние гласные звуки:

− фонема [а] произносится с настройкой на [о]; − фонема [и] в соседстве с данной буквой получает твердый вариант, приближаясь в своем произношении к русскому [ы].

При удвоении фрикативного [с̣] удлиняется момент выдыхания воздуха. Буква ص состоит из двух элементов: горизонтального, пишущегося на строчке овала (суживающегося слева) и подстрочного полукруга, который уже встречался в буквах س и ش . Данная буква соединяется с обеих сторон и имеет четыре формы написания. Следует отметить, что при соединении слева, подстрочный полукруг не пишется, а надстрочное основание буквы получает маленький разграничительный зубчик.

Формы написания:

Самостоятельное
Начальное
Срединное
Конечное

 

Буква «с̣ад» с гласными звуками:

Буква «с̣ад» с огласовкой «фатха» [с̣а]
Буква «с̣ад» с огласовкой «кясра» [с̣ы]
Буква «с̣ад» с огласовкой «дамма» [с̣у]
Буква «с̣ад» с сукуном [бас̣]
Буква «с̣ад» с шаддой [бас̣с̣а]
Буква «с̣ад» с шаддой [бас̣с̣ы]
Буква «с̣ад» с шаддой [бас̣с̣у]

 

Буква «д̣ад»

Буква «д̣ад» обозначает сверхтвердый или эмфатический звук [д̣], который значительно тверже русского [д]. Примерное представление об эмфатическом [д̣] можно получить, если произнести такие русские слова, как «дым», «вздор», «удав», с утрированным напряженным [д]. Звук [д̣] является шумным зазубным взрывным звонким согласным. При артикуляции данного звука передняя часть языка плотно прижимается к переднему нёбу, а затем энергично и резко отрывается от него. Причем задняя часть языка максимально оттягивается к мягкому нёбу. Воздух проходит через полость рта, так как в результате подъема мягкого нёба проход для воздуха через носовую полость закрыт. При артикуляции звука [д̣] вибрируют голосовые связки. Следует помнить, что четкая артикуляция [д̣] достигается только при напряжении всего речевого аппарата, и особенно языка. Эмфатический согласный [д̣] оказывает на гласные такое же влияние, как и твердый [с̣]: − фонема [а] произносится с настройкой на [о]; − фонема [и] в соседстве с [д] получает твердый вариант, приближаясь в своем произношении к русскому [ы]. Удвоение согласного [д̣] достигается удлинением момента выдержки перед отрывом языка от нёба. Буква ض имеет общий начертательный рисунок с предшествовавшей буквой «сад». Единственное отличие – в наличии точки.

Формы написания:

Самостоятельное
Начальное
Срединное
Конечное

 

Буква «д̣ад» с гласными звуками:

Буква «д̣ад» с огласовкой «фатха» [д̣а]
Буква «д̣ад» с огласовкой «кясра» [д̣ы]
Буква «д̣ад» с огласовкой «дамма» [д̣у]
Буква «д̣ад» с сукуном [бад̣]
Буква «д̣ад» с шаддой [бад̣д̣а]
Буква «д̣ад» с шаддой [бад̣д̣ы]
Буква «д̣ад» с шаддой [бад̣д̣у]

Упражнение № 1 Отработайте написание букв, изученных на уроке, в самостоятельном, начальном, срединном и конечном вариантах. Упражнение №2 Прочтите и перепишите в тетрадь следующие словосочетания:

 صَبْ ، صِبْ ، صُبْ ، بَصْ ، بِصْ ، بُصْ

ضَتْ ، ضِتْ ، ضُتْ ، تَضْ ، تِضْ ، تُضْ

صَحْ ، صِحْ ، صُحْ ، حَصْ ، حِصْ ، حُصْ

صَرْ، صِرْ، صُرْ، ضَرْ، ضِرْ، ضُرْ

زَصْ ، زِصْ ، زُصْ ، زَضْ ، زِضْ ، زُضْ

صَسْ ، صِسْ ، صُسْ ، ضَسْ ، ضِسْ ، ضُسْ

شَصْ ، شِصْ ، شُصْ ، شَضْ ، شِضْ ، شُضْ

Упражнение № 3 Вы узнали, что буквы ص ، ض соединяются с обеих сторон, имеют единый начертательный характер во всех четырех позициях и отличаются лишь наличием точки в букве ض. Для лучшего усвоения этих схожих по написанию букв прочтите и перепишите в тетрадь следующие слова:

صَحْبُ ، صَرَخَ ، حَصَرَ

ضَجِرَ ، حَضَرَ ، حَرَضَ

ضَحْضَحَ ، صَبَرَ ، ضِرْسُ

Упражнение № 4 Напишите арабскими буквами, принимая во внимание правильность соединения: с̣адру, д̣араба, раджабу, д̣аббу, хас̣ру.

Таджвид

Арабский алфавит

Сад

Дад

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Аят дня

Хадис дня

53:31

Аллаху (Богу, Господу) принадлежит все то, что на небесах, и все то, что на земле. [И сотворено все это в том числе для того] чтобы воздать совершающим зло (причиняющим другим вред, доставляющим неприятности) их же делами[1], а также воздать тем, кто совершает благодеяния (делает добро; выполняет свое дело превосходно, отлично), наилучшим (прекрасн

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic