Аудио версия настоящей статьи:
Что имеется в виду в аяте? Имеют ли место быть особые привилегии для пророка Мухаммада в отношении женитьбы на нескольких женщинах?
Немного предыстории. Будущий Пророк с раннего детства работал (в четыре года он вместе со своими молочными братьями начал пасти овец). Со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью Мухаммад завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть «верный, надежный, тот, с кем безопасно». Ему легко могли вверить что-то ценное и при этом не беспокоиться за сохранность. Хадиджа, дочь Хувайлида, была уважаемой и богатой женщиной, которая за определенный процент с прибыли нанимала людей для проведения торговых операций и отправки караванов. К тому времени, когда Мухаммаду исполнилось двадцать пять лет, весть о его порядочности и надежности дошла и до нее. Со своим помощником Майсарой она отправила коммерческое предложение Мухаммаду, предлагая заплатить ему больший процент с прибыли, чем выплачивалось другим людям. Мухаммад согласился и отправился вместе с Майсарой в Шам. Когда караван вернулся из Шама и все обязательства были выполнены, оказалось, что на этот раз прибыль значительно превысила обычный уровень. Это удивило Хадиджу. Ко всему прочему, Майсара на деле был поражен честностью и благородством Мухаммада. Хадиджа знала, что двадцатипятилетний Мухаммад является очень порядочным и целомудренным юношей [4]. Эти обстоятельства подвели женщину зрелого возраста к мысли о возможном замужестве. К слову, Хадиджа была ранее замужем дважды [5]. Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу — ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже — сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми [6].
Хадисы о Хадидже
«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса] [7] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии] [8] является Хадиджа, дочь Хувайлида» [9].
*
Cупруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней» [10].
*
‘Аишей передается: «Практически всегда посланник Божий, выходя из дома, проговаривал слова восхищения Хадиджей и восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Она ведь была просто старушкой, взамен которой Господь дал тебе лучшее!» На лице у Пророка появились признаки гнева и недовольства сказанным. Он ответил: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее» [11]. Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы [12]. Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой. Злые языки были во все времена. Их язвительность всегда была особенно колкой в адрес известных, влиятельных и благородных людей. Что уж говорить о пророках, которые несли слово Бога и своей миссией противостояли целым полчищам сатанинского зла и неверия. Верующий поймет, а упрямый атеист или безбожный философ может позволить себе оскорбить или оклеветать не только пророка, как это было со многими тысячами посланников Божьих, но и Самого Творца. Слава Богу, что будет Судный День, где все примет свой натуральный облик, клевета и оскорбления повиснут грехами на шеях тех, кто проговаривал их. Пророки и посланники Творца будут стоять пред Ним со всей чистотой и величием их дел, миссий. Многие захотят быть поближе к ним… Но не все смогут.