Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Абу Бакр — человек, которым доволен Аллах

Сподвижники мои как звезды:
за кем бы из них вы ни последовали,
найдете правильный путь[1].

Пророк Мухаммад

Среди выдающихся людей, ставших гордостью мусульманской уммы, особое место занимают сподвижники пророка Мухаммада. Один из них — первый халиф и близкий друг посланника Господа Абу Бакр.

Халиф Абу Бакр — человек, который по своей богобоязненности уступает лишь пророкам и посланникам Творца. Первым из десяти сподвижников он еще при жизни был одарен вестью о том, что попадет в Рай. Это человек, к которому Господь обратился со словами: «Я доволен им, а доволен ли он Мною?» Абу Бакр сопровождал Посланника во время его переселения из Мекки в Медину. Он поверг на колени империю Сасанидов и благодаря ему исламское государство достигло недосягаемых вершин могущества. Имея возможность жить среди груд золота и серебра, он не оставил своим детям сколько-нибудь ценного наследства. Таким, воистину, великим человеком, предводителем всего исламского мира того периода являлся Абу Бакр.

Отец целомудрия

Абу Бакр родился спустя два года и шесть месяцев после знаменитого «слонового события»[2]. Его настоящее имя ‘Абдулла ибн ‘Усман ибн Амир Кааб ибн Са‘ад ибн Мурра ат-Тайми. В доисламское время его называли ‘Абдул-лат (раб ал-Лат), ‘Абдуль-кааба (раб Каабы) или ‘Абдуль-‘узза (раб аль-‘Уззы). ‘Абдуллой же Абу Бакра назвал сам пророк Мухаммад. Его отца звали ‘Усман, но он более известен как Абу Кухафа. Мать его звали Сельма, дочь Сахра. Она более известна под именем Уммуль-хайр, что означает «мать наилучшего».

Кроме того, его называли ‘Атик, что означает «свободный [от адских мук]». Это имя Абу Бакр получил после того, как ему было объявлено, что он войдет в Рай.

Имя Сыддык, переводимое как «подтверждающий правоту», Абу Бакр получил благодаря своей искренней и глубокой убежденности в правоте и правдивости Пророка. Это имя окончательно закрепилось за ним после события, получившего название «аль-исра’ валь-ми‘радж» — ночного путешествия Пророка из Мекки в Иерусалим и его Вознесения ко Всевышнему. Из-за невероятности данного события и отсутствия свидетелей (помимо Господа) никто не мог поверить этому. Абу Бакр же, только услышав о перенесении Пророка из Мекки в Иерусалим и не зная о его Вознесении на Седьмое Небо, сказал: «Поистине, посланник Господа говорит правду. И если он скажет, что Всевышний вознес его на Седьмое Небо, я поверю ему!»

Он имел прекрасный лик, благодаря которому пророк Мухаммад и назвал его Абу Бакром, что значит «отец целомудрия». Согласно словам ‘Али, одного из сподвижников Пророка и будущего четвертого халифа, имя Абу Бакр было дано ему по велению Самого Всевышнего и поэтому является основным.

Абу Бакр принимает Ислам

О том, как Абу Бакр стал мусульманином, пророк Всевышнего сказал так: «Все, кого бы я ни приглашал в лоно Ислама, поначалу выражали сомнение, но Абу Бакр принял Ислам тотчас, как только я ему это предложил»[3]. Произошло это следующим образом.

В то время, когда Мухаммад все еще не объявлял открыто о своей миссии, до старейшин курайшитов все же доходили слухи о проповедуемой им религии.

К вернувшемуся из поездки в Йемен Абу Бакру пришли ‘Укба ибн Му‘ат и другие курайшиты во главе с Абу Джахлем, чтобы поздравить с благополучным возвращением. Абу Бакр спросил их: «Что нового произошло в Мекке за период моего отсутствия? Есть ли какая важная новость?» Ему рассказали, что сирота Абу Талиба заявлял о своей пророческой миссии. Курайшиты стали просить его, чтобы он пошел и поговорил со своим другом. Абу Бакр, не откладывая, отправился к дому Пророка.

«О Абуль-Касым[4], ты долго не появлялся на собраниях нашего племени. Тебя обвиняют в том, что ты якобы осуждаешь наших отцов и матерей», — сказал он.

«Я посланник Божий, — ответил ему Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). — Я предлагаю тебе принять истину Ислама». И не успел он закончить предложение, как Абу Бакр тотчас же принял Ислам. Слова близкого друга, которого Абу Бакр знал с детства как очень честного человека, до глубины души поразили его. Без тени сомнения он тут же произнес свидетельство Единобожия и веры в истинность пророческой миссии Мухаммада.

Его вера была так глубока, что ничто не могло своротить его с этого пути — пути Истины. Он увидел в Исламе то, что было предметом его долгих духовных исканий.

‘Аиша повествует об одном событии, благодаря которому Абу Бакр был назван «верным». Это событие показывает его твердую убежденность в истинности своей веры: «Наутро после своего ночного путешествия в мечеть аль-Акса Пророк поведал всему народу об этом чудесном событии. Некоторые, слабые верой, после сказанного усомнились в пророческой миссии Мухаммада. Они тотчас же отправились к Абу Бакру и обратились к нему с вопросом, слышал ли он, как его друг утверждает, что ночью совершил путешествие к мечети аль-Акса в Иерусалиме. Абу Бакр тогда спросил у них: «Это говорит Мухаммад?» — на что те дали утвердительный ответ. «Тогда, — продолжил Абу Бакр, — у меня нет в сказанном ни капли сомнения». Предельно удивленные многобожники спросили: «Значит, ты веришь в то, что Мухаммад сегодня ночью был в Иерусалиме, а утром вернулся в Мекку?» — «Да, — ответил Абу Бакр. — Я ведь нисколько не сомневаюсь в том, что он и днем, и ночью получает послания Свыше».

Жаждущий милости Господа

Абу Бакр был одним из богатых людей Мекки. Согласно некоторым источникам, ко времени принятия Ислама его состояние равнялось сорока тысячам дирхамов. В последующем все эти средства были полностью израсходованы им на пути Господа (фи сабилил-лях). Он выкупал и освобождал рабов, принявших Ислам и испытывавших по этой причине притеснения и издевательства со стороны хозяев-многобожников. В числе выкупленных и освобожденных им рабов были Билял, ‘Амир ибн Фухейра, Зунейра, Умм ‘Убейс и другие.

Не разбирающийся в драгоценностях не сможет отличить стекло от бриллианта, ювелир же знает цену вещам. Второй халиф ‘Умар рассказал следующую историю: «В одно время Пророк приказал нам собрать деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все имущество и отнес его половину Пророку. Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» — «Половину того, что здесь», — ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принеся с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк задал ему тот же вопрос. Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Господа и Его посланника». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра…»

Насколько велик и стоек в своей вере человек, который, будучи очень богатым в момент принятия Ислама, ко времени смерти, направляясь к Милостивому Господу, практически не оставил ничего материального своим потомкам, хотя был наделен высокой властью повелителя правоверных!

И еще одна интересная история, связанная с Абу Бакром. Ибн ‘Умар сообщает: «Однажды Пророк сидел, беседуя со своими сподвижниками. Возле него в одной длинной рубахе из грубой ткани, концы которой были закреплены колючками, сидел Абу Бакр. В этот момент спустился ангел Джабраил (Гавриил) и, обратившись к Пророку с приветствием от Господа, спросил: «Что это за грубая и дешевая одежда, скрепленная колючками, на Абу Бакре?»

Пророк ответил: «О Джабраил, этот человек до открытия Мекки для Ислама потратил все свое имущество на пути Господа».

Джабраил сказал: «Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему: «Всевышний спрашивает тебя о том, доволен ли ты Господом, оказавшись в столь бедственном положении, или нет?»

Абу Бакр, заплакав, ответил: «Как я могу обижаться на Господа? Конечно же, я доволен Им, я доволен Им!»

Однажды, после того как Абу Бакр стал халифом, повелителем правоверных, и в очередной раз, как обычно, отправился торговать на рынок, его остановил ‘Умар, будущий второй халиф, и между ними произошел такой разговор:

– Куда ты направляешься, Абу Бакр?

– На рынок.

– Какие у тебя дела на рынке, когда ты взял на себя управление мусульманами?

– Если я не буду ходить на рынок, кто будет кормить моих детей?

– Пойдем к Абу ‘Убейду, чтобы он определил для тебя денежное содержание.

Когда они пришли к Абу ‘Убейду, являвшемуся казначеем, и объяснили ему ситуацию, Абу ‘Убейд сказал: «Я определяю для тебя содержание, равное среднему достатку мухаджира [переселенца из Мекки в Медину], и даю тебе по одной одежде на зиму и лето. Если одна из них окончательно истреплется, придешь, и я выдам тебе новую».

Абу Бакр — один из тех людей, которые смогли сохранить свою веру до последнего вздоха в этом бренном мире. Однажды Пророк спросил своих сподвижников:

– Кто из вас сегодня постился?

– Я, — ответил Абу Бакр.

– Кто сегодня посетил больного?

– Я, — ответил Абу Бакр.

– Кто сегодня помогал нести умершего к месту погребения?

– Я, — ответил Абу Бакр.

Услышав это, Пророк сказал: «Человек, обладающий всеми этими качествами, не может не попасть в Рай!»

И еще один случай. Во время битвы при Таифе был ранен сын Абу Бакра, ‘Абдулла. Через сорок дней он скончался. Отец был сильно опечален смертью сына. Однако, когда к нему пришел с признанием сам убийца, уже принявший Ислам, Абу Бакр сказал ему: «Хвала Всевышнему Господу, Который твоими руками сделал моего сына обитателем Рая [ибо он погиб, сражаясь за слово Господне]. И хвала Господу, Который смертью моего сына спас тебя от Ада [так как если не ты его, то он бы убил тебя и ты бы погиб язычником, а сейчас ты принял истинную веру по милости Творца]».

Переселение (хиджра) Абу Бакра

Одними из наиболее примечательных эпизодов из жизни Абу Бакра являются его переселение вместе с Пророком из Мекки в Медину и поведение Абу Бакра после смерти посланника Аллаха.

Узнав о том, что Пророк решил взять его с собой в Медину, Абу Бакр заплакал. «До этого я еще не видела плачущих от радости, но в тот день отец очень сильно плакал именно от радости, которая переполнила его душу», — рассказывала его дочь ‘Аиша.

Самым ярким и запоминающимся событием хиджры (переселения) является пребывание Пророка и Абу Бакра в пещере Саур. Преследовавшие их язычники, увидев на входе в пещеру паутину, убедились, что в пещере никого нет, и ни с чем вернулись обратно. В момент, когда мекканские язычники находились возле пещеры, Абу Бакр был сильно встревожен и опечален. Пророк почувствовал это и спросил: «Почему ты так встревожен?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, я боюсь не за себя. Я очень боюсь, что с тобой может что-то случиться!» Пророк успокоил его: «Не бойся, поистине, Всевышний с нами. Если нас двое, то Он — третий».

Как рассказывает Ибн ‘Аббас, сразу после смерти пророка Мухаммада в народе начались тревога и волнение. ‘Умар, обращаясь к людям, воскликнул: «Невозможно, чтобы посланник Господа умер!» Абу Бакр же, вознеся хвалу Всевышнему, сказал: «Кто из вас поклонялся Мухаммаду, тот пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же поклонялся Богу, знайте — Всевышний Вечен, Его не постигает смерть». После этого он зачитал аят:

«Не является Мухаммад [никем иным], как посланником [он не Бог, он — раб Божий и посланник]. Были и до него посланники [Божьи]. [Неужто] если он умрет или будет убит, вы [сподвижники, внемлющие его проповеди и призыву] попятитесь назад (отвернетесь) [от веры в Бога, к которой он призывал вас, не жалея своих сил]?! [Знайте же, в ком погаснет зажженный праведностью и пророческими чудесами Мухаммада лучик веры, не приобретшей осознания и самостоятельности] и он отвернется [от веры, в корне изменится в случае смерти посланника Божьего и отсутствия той Божественной энергии, которой заряжали других пророки и посланники], то [подобный человек] ничем и никогда не навредит Богу. [Вера и религиозность людей не нужны Творцу, они необходимы им самим (людям) во имя их же мирского и вечного благополучия.] Благодарным [осознающим ценность веры, жизни и Божественных даров] Аллах (Бог, Господь) воздаст [сполна и много большим]» (Св. Коран, 3:144).

Сподвижники Пророка пребывали в замешательстве, казалось, они слышали этот аят впервые, хотя он был им известен. В дополнение к сказанному Абу Бакр привел другой аят:

«Поистине, ты [Мухаммад] умрешь, и они [твои недруги, недоброжелатели также] несомненно умрут. [Никто не вечен в этом мире]» (Св. Коран, 39:30).

По словам ‘Умара, только после этого он осознал, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) умер.

Абу Бакр — халиф

Посланником Божьим не было определено, кто будет руководить общиной после него. Однако, когда Пророк не был в состоянии исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил Абу Бакра быть имамом. Этот и многие другие факты указывали на то, что именно Абу Бакр должен стать руководителем мусульман после Пророка. Понимая это, проницательные сподвижники выбрали халифом именно его. Однако в день выборов, ансары (мединские сподвижники Мухаммада) предложили вождя племени хазрадж Са‘да ибн ‘Убаду. Мухаджиры предложили вместо Абу Бакра ‘Умара и Абу ‘Убейда. В момент, когда мнения разделились, ‘Умар подошел к Абу Бакру и сказал, что только он достоин быть халифом, и в знак уважения и доверия подал ему руку. Сразу после этого споры утихли, все устремились пожать руку Абу Бакру, выражая свое согласие с ‘Умаром. Абу Бакр был избран первым халифом, главой исламского государства.

В своей первой проповеди, с которой он выступил, став главой государства, Абу Бакр сказал: «То, что я стал вашим руководителем, не говорит о том, что нет человека более достойного, чем я. Я придерживаюсь только пути посланника Аллаха. У меня нет желания действовать, опираясь на свой разум и настроение. Поэтому, если я поступлю правильно — помогите мне. Если же сойду с верного пути — призовите и поправьте меня. Говоря это, молю Бога о прощении для себя и для вас».

Кончина первого халифа

Дочь халифа Абу Бакра ‘Аиша рассказала о смерти отца: «Незадолго до своей смерти отец спросил меня о том, какой сегодня день недели. Я ответила, что понедельник. Тогда он обратился к Господу: «О Всевышний! Пусть следующая ночь не наступит для меня, ибо именно в этот день недели ушел из жизни пророк Мухаммад (благослови его и приветствуй)». Господь принял его мольбу, и он умер именно в эту ночь на 63-м году жизни.

Являясь правителем огромного по тем временам государства, в качестве наследства он оставил одну верблюдицу, парадную накидку для встречи гостей и сосуд для верблюжьего молока.

На время правления государством Абу Бакру было определено жалованье. Но он расходовал только часть его на самое необходимое, а другую часть складывал в кувшин. Незадолго до смерти он передал этот полный кувшин ‘Умару со словами: «Это лишнее из того, что было определено мне на содержание. Отнеси это в казну для раздачи нуждающимся». ‘Умар ответил: «О Абу Бакр! Ты оставил после себя хороший пример, придерживаться которого нам будет нелегко…»

Все описанное не является ни фантазией, ни выдумкой — это исторические факты. Таким предстает в воспоминаниях современников ближайший сподвижник Пророка и первый праведный халиф, повелитель правоверных Абу Бакр.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 15 т. Каир: Хаджр, 1992. Т. 5. С. 402 (Ибн Кудама цитирует эти слова как высказывание Пророка); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 118, хадис № 381; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 553.

[2] 570 год н. э. вошел в историю как «год слона». В том году правитель Йемена вместе со своим войском, главной ударной силой которого были слоны, направился в Мекку для уничтожения святыни Единобожия – Каабы. По воле Всевышнего, этот поход не увенчался успехом, о чем упоминается в Коране (см. Св. Коран, 105).

[3] Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 269.

[4] Абуль-Касым («отец Касыма») – одно из имен пророка Мухаммада, данное ему после рождения сына Касыма.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1