Аудио версия настоящей статьи:
Я держу пост с первого дня Рамадана, но сегодня сделала тест на беременность, и он показал положительный результат. Беременность две недели. Очень переживаю, что мне делать, ведь ночью я вставала и вознамерилась держать пост. Это долгожданная, желанная беременность. Как отразится мое голодание на формировании ребенка? Венера.
Вам не стоит соблюдать пост. Текстом достоверного хадиса беременные освобождены от соблюдения поста.
Я беременна, то есть на данный момент мне нельзя держать пост, но я обязана возместить его после. Я слышала, что если пропускается пост по уважительной причие, его можно возмещать в виде фидьи, но не знаю, правда ли это.
Очень переживаю, что пропускаю. Я бы и возместила пост постом, но проблема еще в том, что меня мучают мигрени. Я и месяц держу с трудом, но соблюдать в следующем году два месяца… боюсь не справиться. Если с моей стороны будет достаточно денежной выплаты, то было бы очень хорошо. Х.
В этот Рамадан из-за беременности я не могу поститься. Можно ли возместить пост в денежном эквиваленте? Тарана.
Такое возможно, но лучше поститься, нежели возмещать в денежном эквиваленте (фидья). Поститься следует по завершении беременности и периода кормления ребенка грудью. Пропущенные дни поста восполняются один к одному. Восполняя, можно разбить месяц на 2–3 дня в неделю, на ваше усмотрение. Главное, чтобы в общей сложности получился месяц. Если неважное самочувствие, можно попробовать поститься в короткие зимние дни.
Скажите, правда ли, что в месяц Рамадан беременность для женщин нежелательна? Иса, 28 лет.
Неправда.
Можно ли поститься во время беременности, если срок 2–3 недели? Макка.
Я не советовал бы, особенно в длинные летние дни. Это может отрицательно отразиться на здоровье будущего человека, а может явиться и угрозой для его жизни. Религия — это легкость [1], а потому следует быть и оставаться последовательной и благоразумной.
Недавно узнала, что кислород ребенку в утробе матери попадает через пищу, которую потребляет мама. Как быть? Мой срок — 15 недель. Айгуль.
Категорически не поститесь.
Прочитала ваш ответ беременной Айгуль: «Категорически не поститесь». Хотелось бы узнать, в связи с чем такой ответ? Я тоже беременна, срок — 32 недели, но я держу уразу. Правда, это мой первый Рамадан, и он совпал с беременностью. Я не знаю, может, это вредно? Проконсультироваться мне не с кем, так как нет знакомых знающих и соблюдающих мусульман, а тем более врачей-мусульман. Ирина.
Это не только вредно, но и может оказаться опасным для плода. Тягу к экстриму лучше применить в чем-то ином.
Двоюродная сестра моего мужа вышла замуж два года назад, в 29 лет, мужу на тот момент было 26, оба религиозные люди, соблюдающие. Сестра долго не могла забеременеть. После 1,5 лет замужества наконец-то свершилось чудо. Сейчас она держит пост, будучи на пятом месяце беременности. Живет в Дагестане, где сейчас сильная жара. Сама худенькая, слабенькая, низкий гемоглобин, после разговения ест мало. На все доводы родственников мужа (мамы и сестры) возражает отказом, ссылаясь на то, что в прошлом году ее знакомая держала пост, будучи беременной, и нормально родила девочку. У нее УЗИ показало, что будет мальчик.
Правильно ли она поступает с точки зрения религии, держа пост и подвергая малыша риску, так безответственно распоряжаясь чужой жизнью? Я понимаю, что на все воля Божья, но, как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Милана.
При ее физическом состоянии ей категорически нельзя поститься. Об освобождении беременных от соблюдения поста сказано в достоверном хадисе [2]. Ее каноническое и житейское невежество может привести к трагическим последствиям либо очень серьезно сказаться на здоровье будущего ребенка. Она просто не имеет права поститься, пусть проявляет набожность в каких-то других вопросах, а не в случае, когда тем самым ввергает в очевидную опасность будущего человека [3].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.
[2] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. ан-Насаи, Ахмада и др. См., например: Ан-Насаи А. Сунан. С. 252, хадис № 2315, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. C. 1377, хадис № 19256 (19047), «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 245, хадис № 1685; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 199; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1701, 1745.
[3] В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» (см. Св. Коран, 2:195). То есть не подвергайте себя преднамеренно и необоснованно опасности, цените жизнь и относитесь к этому дару Божьему с соответствующим вниманием. Не полагайтесь на дело случая, не позволяйте эмоциям, ведущим к неоправданному риску, брать верх над разумом. Перепроверяйте все, будьте внимательны, но не мнительны.